«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочное время посредством хорового пения».


Мастер-класс учителя музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Краснослободской основной общеобразовательной школы» Спасского муниципального района Республики Татарстан
Кременскова Евгения Николаевича
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки
и во внеурочное время посредством хорового пения».
(СЛАЙД 1)
Цель : знакомство с технологией хорового исполнительства, как одной из форм организации музыкального занятия.
Методический материал к занятию: мультимедийная презентация инструменты – бубны,трещетки, колокольчики, баян.
Добрый день, уважаемые коллеги! Какое у вас сегодня настроение? Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца дня и будет всегда хорошим!
Я учитель музыки. Меня зовут Евгений Николаевич. Как вы думаете, чему учит своих учеников учитель музыки? ( Ответы: слушание музыки, пение, творческие задания…). Вот вы и сами назвали, какие виды деятельности на уроке музыки применяет учитель.

(СЛАЙД 2)

Наиболее часто эти виды деятельности я провожу на своих уроках и во внеурочное время в виде музыкальных викторин и ребусов, кроссвордов, театрализации образов, творческих лабораторий и т.д. Такие виды деятельности раскрывают фантазию учащихся, их творческие способности и развивают интерес к, казалось бы, на первый взгляд, не к главному предмету в школе.
Используя различные формы занятий музыкой, я бы хотел остановиться на хоровом исполнительстве, как форме проведения музыкального занятия с учащимися.
Тема мастер-класса звучит так: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочное время посредством хорового пения».
На школьных занятиях музыкой умение или неумение слышать музыку особенно проявляется у детей в исполнении песен. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.
«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития»
/Б.В.Асафьев/

(СЛАЙД 3)

Существуют несколько этапов развития творческих способностей детей: накопление впечатлений; спонтанное выражение творческого начала в зрительных и речевых направлениях; импровизации: двигательные, речевые, музыкальные; создание собственных композиций.
(СЛАЙД 4)

Итак, начнём работу над проектом создания хорового коллектива и ставим цель нашей встречи сегодня: знакомство с технологией хорового исполнительства, как формы организации музыкальных занятий.
(СЛАЙД 5)

Для того чтоб наш проект зазвучал, нам надо подготовиться - разогреть мышцы голосового аппарата. Для этого нам помогут дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, упражнения на дикцию, а так же работа над интонацией.
(СЛАЙД 6)

Основа пения — это правильное дыхание. В этом утверждении единодушны все профессиональные вокалисты. Хорошо отработанный певческий вдох, а также выдох становятся со временем настолько естественными для певца, что не требуют никакого самоконтроля. Поэтому дыхательные упражнения необходимо делать всем.
(СЛАЙД 7)

«ЛАДОШКИ»: Исходное положение: - встать прямо. Показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки. Выдох медленно через рот. Прекрасно! После такой зарядки можно и песенку спеть.
Но прежде нам необходимо поработать над интонацией.
(СЛАЙД 8)

Давайте споем упражнение «Лесенка» со словами на нашем слайде. После работы над дыханием можно и поработать над выразительным исполнением. Но перед этим проведем упражнения на дикцию – скороговорки.
(СЛАЙД 9)

СКОРОГОВОРКИ:
«3» - Сонного зайку зовут Зазнайка.
  «М» - Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.
  «Р» - Во мраке раки шумят в драке.
  «С» - Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
Итак, голосовой аппарат мы разогрели. Помните, пожалуйста, обо всех правилах дыхания, дикции и артикуляции – утрировано чётко проговаривайте все слова песен.
На экране вы видите известную картину Исаака Левитана.
(СЛАЙД 10)

Кто мне скажет, как она называется? (Ответы).
Сегодня на уроке мы с учениками говорили о «музыкальных» картинах и живописной музыке. Эта картина Левитана «Вечерний звон» как раз относится к категории «звучащих» картин. Необходимо только догадаться, какая песня больше всего подходит к этой картине? ( Вечерний звон) Давайте разделимся на две группы. Одна группа исполняет «БОМ, БОМ», другая поет песню.
(Слайд 11)

Молодцы! А теперь посмотрите на экран. Перед вами еще одна звучащая картина молодой художницы Елены Самарцевой «Русская тройка».
(СЛАЙД 12)

Оживите картину средствами музыки... т.е. представьте, какая песня может озвучить данную картину? (Ответы) Давайте споем песню «Три белых коня» и подыграем себе на инструментах, т.е. создадим небольшой оркестр.
(СЛАЙД 13)

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории Отечества, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств, конечно же, играет песня. В год 70- летия Великой Победы давайте вспомним несколько замечательных песен времен Великой Отечественной войны.
(СЛАЙД 14)

(СЛАЙД 15)

Посмотрите, пожалуйста, на картину и догадайтесь, кукую песню мы сейчас споем?
(Ответ) Правильно, «Катюша»! Поем один куплет.
(СЛАЙД 16)

(СЛАЙД 17)

Я думаю, вы уже знаете название следующей песни. Да, это несравненная «Смуглянка». Я буду петь первый куплет, а вы будете подпевать припев и играть на музыкальных инструментах.
(СЛАЙД 18)

Посмотрев на картину, нетрудно догадаться о названии следующей фронтовой песни.
(СЛАЙД 19)

Да, да, это фронтовые дороги. И замечательная песня поэта Ошанина и композитора Новикова «Дороги».
(СЛАЙД 20)

Поем один куплет песни.
(СЛАЙД 21)

Таким образом, в ходе мастер-класса, мы использовали один из приемов организации творческой деятельности на уроках музыки и во внеурочное время – хоровое исполнение.   Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя. Моя задача как учителя музыки – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка. Всем большое спасибо за работу!
(СЛАЙД 22)