Урок разноуровневого обобщающего повторения на тему: «Сложение и вычитание рациональных дробей »


Урок разноуровневого обобщающего повторения на тему:«Сложение и вычитание рациональных дробей » 
Цели урока:
1.Образовательная - повторить, обобщить и систематизировать материал темы. Создать условия контроля( самоконтроля ) усвоения знаний и умений.
2.Развивающая - способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, выделения главного, переноса знаний в жизненную ситуацию; развитию математического кругозора в решении задач, мышления и речи, внимания, памяти.
3 .Воспитательная - содействовать воспитанию интереса к математике, активности, общей культуры.
Тип урока – обобщение.
Форма урока – дидактическая игра «Математическое ралли»
Методы -Репродуктивный, частично-поисковый
Средства обучения:
Практические – Компьютер, экран, учебник, карточки
интеллектуальные средства- анализ, синтез
эмоциональные средства – интерес, радость, огорчение.
Виды деятельности:
По способу выполнения – слушали, рассказывали, писали, анализировали, обобщали, систематизировали.
По распределению задач – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
№ Этапы Время
1. Целепологание, организационный момент 2
2. Подготовка экипажей к старту (устная работа) 3
3. Проверка местности (Заполни пропуски) 3
4. Гонки в городе (Математический диктант) 7
5. Авария,ремонт (ПИТ СТОП) (Найди ошибку) 10
6. Отдых на привале. Физкультминутка 2
7. Гонки по пересеченной местности (Самостоятельная работа) 12
8. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок 5
9. Задание на дом. Карточки 1
1 этап урока – организационный (1 минута).
Добрый день, ребята! Появляется на экране изображение гонщиков на автомобилях и название «Математическое ралли». Тема урока «Сложение и вычитание рациональных дробей».
Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня у нас будет не простой урок по теме, а обобщающий урок- игра «Математическое ралли». На уроке мы повторим сложение, вычитание рациональных дробей.
В игре участвуют 6 экипажей. Сначала нам нужно подготовиться к гонкам.
Для этого с каждой гоночной трассы я приглашаю к доске по одному представителю экипажа для выбора автомобиля, на котором вы продолжите свой путь.(Трое учащихся решают у доски разноуровневые задания на скорость. Кто быстрее решит,тот получает самый высокоскоростной автомобиль.)
На «3» (Калмыков Михаил)

На «4» (Шевченко Александра)

На «5» (Шмальц Алина)

Каждому экипажу выдается путевой лист
ЭТАП Результат
Подготовка экипажей к старту (устная работа) Проверка местности (Заполни пропуски) Гонки в городе (Математический диктант) Авария,ремонт (ПИТ СТОП) (Найди ошибку) Отдых на привале. Физкультминутка Гонки по пересеченной местности (Самостоятельная работа) Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок 2 этап урока –ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ К СТАРТУ «Устная работа» (5 минут)Повторение теоретического материала по теме «Разложение многочлена на множители».Учитель: «Вспомним способы разложения многочленов на множители, так как это необходимо нам для усвоения основной темы нашего урока».Учащиеся в произвольной последовательности называют способы разложения многочленов на множители.Затем учащимся предлагается устно разложить на множители:
Разложи на множители Ответ Девиз
1) 4х + 8 2ав(2в+3а) ПИ то
2) 3ав – 4ас (5-у)(5+у) МЕ ро3) 4ав² + 6а²в 2(х-1)(х+1) ЛЕ пи
4) х² - 9 (у+5)2 НО сь5) 25 - у² (х-3)2 Дме6) х² - 6х + 9 4(х+2) ТО д7) 2х² - 2 4(а-2)(а+2) Н ле8) 4а² - 16 а(3в-4с) РО н9) у² + 10у + 25. (х-3)(х+3) СЬ но
ОТВЕТ: «Торопись медленно!»Учащиеся разлагают многочлен на множители и сразу указывают способ разложения.3 этап урока- ПРОВЕРКА МЕСТНОСТИ (3 минут).Задание: Заполни пропуски
Повторение теоретического материала по теме «Сложение и вычитание рациональных дробей».
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их …………………., а …………………..оставить тем же.
Дробь называется рациональной, если …………………содержит……………………..
Величина дроби не изменится, если числитель и знаменатель дроби……………….или ………………….на одно и то же выражение………………
Чтобы выполнить сложение или вычитание дробей с разными знаменателями, нужно …………………. эти дроби к общему ………………………
Чтобы сократить рациональную дробь надо ее ………………….и………………..
разложить на……………………….
Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из ……………. первой дроби вычесть …………………второй дроби, а ……………………оставить тем же
Деление числителя и знаменателя на их ….………………………………… называют………………..дроби
Учитель предлагает повторить эти правила несколько раз, включая в работу слабоуспевающих учащихся.4 этап урока –ГОНКИ В ГОРОДЕ (Математический диктант)-7минут
1экипаж-словестный (да, нет)
2экипаж-цифровой (да-1,нет-0)
3экипаж-графический (да_, нет ^)
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
1. ОДЗ дроби 5х/(х-3) все числа, кроме 3
2. Выражение 2х-5/12 является рациональной дробью
3. Данная дробь --16/х имеет смысл при любом значении х4. Наименьший общий знаменатель данных дробей 7/(х-3) и 15х/(х+3) равен х2-95. Дробь 5а-10/20а является сократимой6.   Числитель и знаменатель данной дроби 7а-14а2/(а2-в2 ) можно разложить, используя только ФСУ7. Знаменатель дроби не может быть равным нулюОТВЕТЫ:
1экипаж: да, нет, нет, да, да, нет, да
2экипаж: 1 0 0 1 1 0 1
3 экипаж: _ ^ ^ _ _ ^ _
5 этап- АВАРИЯ, РЕМОНТ (Найди ошибку)-10 минут
1) 5а+в28в-5а-7в28в=5а+в2-5а-7в28в=-6в28в=-3в42)в-64-в2+22в-в2=в-6+2в+44-в2=3в-24-в23) 1а+1-1а=1-а-1а+1=-аа+14) 5у-36у+у+24у=10у2 -6у+3у2 +6у12у2=13у2 12у2=1312 6 этап – ОТДЫХ НА ПРИВАЛЕ (Физ.минутка)-2 минуты7 этап – ГОНКИ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ (Самостоятельная работа)-12 минут
Учитель: « Итак, ребята, мы повторили как выполняются сложение и вычитание рациональных дробей. Сейчас вам предлагаются задания для самостоятельной работы». 8 этап-Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок-5 минут
9 этап- Домашнее задание. (разноуровневое по карточкам)