Информационная карта инновационного опыта учителя Пешиковой З. И.


Информационная карта инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов Пешиковой Зинаиды Ивановны МКОУ «Богучарская СОШ №1».

Пешикова Зинаида Ивановна
Учреждение МКОУ»Богучарская СОШ №1»
Российская Федерация, 396790, Воронежская обл, Богучар г, Карла Маркса, 3
Телефон +7 (47366) 21850
Факс +7 (47366) 21850
Электронная почта rombog-13@yandex.ru
Квалификационная категория Первая категория
Стаж работы в должности 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников».
Источник изменений Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно- психического напряжения.
В современном обществе информационных коммуникативных технологий, как и десять-двадцать лет назад, возникает все та же проблема: как детям, только что пришедшим из дошкольных учреждений помочь адаптироваться в условиях школы? Как в классно-урочную систему внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности – игру? Таким образом, разработка системы дидактических игр сохраняет актуальность и в настоящее время.
.

Идея изменений Как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью?
Считаю, что один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Концепция изменений:
Актуальность Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Ожидания Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.
Затруднения в реализации В младшем школьном возрасте обычно используются ролевые, либо имитационно-моделирующие игры, в которых обязательно должны действовать правила имитируемой ситуации. Через игру хорошо активизируется, переводится в личностно-значимый план учебная проблемная ситуация. Однако вследствие повышенного эмоционального восприятия младшими школьниками игровой ситуации может сказаться незафиксированными учебный элемент игры, анализ соотношения игровой и реальной ситуации, ход самой игры.
Риски Игра – очень время – и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал- закрепление – домашнее задание». Проблема и пути её решения в следующем:
- увлечение самого педагога игровыми формами;
- запрет на «обязательность» внедрения игр;
- проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Условия реализации изменений (предполагаемого опыта работы) Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений,  делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.
Публикации (если есть) нет
Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) Наблюдается положительная динамика качества обучения. Внедрение в обучение игровых технологий способствует повышению качества знаний обучающихся начальной школы, ведет к улучшению психологического климата в детском коллективе.
8. Описание инновационного опыта учителя
Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком. В своей педагогической практике системно использую игровые технологии на уроках математики и русского языка. Преследую эту цель и в воспитательной работе со  школьниками и на уроках. Ведь на любом уроке, при  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя  из этого, уже  другие с ребенком считаются,  ценят его. Стараюсь не только  сама учить детей, но и к ним  обращаюсь  за помощью и советом, в результате чего  формируется взаимное доверие и сотрудничество для их  более тесного сближения и доверия друг  к другу. С учетом поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание игровых технологий проблемно-диалогического обучения;
- определить влияние дидактических игр на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников;
- выявить возможность использования игровых технологий при изучении отдельных предметов;
- выявить влияние игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-   в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);-   как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
«Игротерапия» помогает детям обрести внутреннюю гармонию.
Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.
Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Функции игр как метода изучения основных школьных дисциплин в 1-4 классах.
«Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и п Вторая функция-«театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач.
Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. От простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры- забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике. К опережению школьных программ».
Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре, утомляет детей; очень простое -воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика ,напряжении, внимания, памяти.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
В результате исследования прошла к таким выводам:
1.Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
2.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. 3. 3.Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В.А.Сухомлинский писал: «Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности».
Практическая часть.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Примеры. Математика
"Молчанка”.Данная игра помогает учащимся отработать устный счёт. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в игре.
Русский язык.
Игры «в слова». Игры «со словами»
Экспертное заключение
Опыт заслуживает обобщения и распространения на школьном уровне. Рекомендуется разместить как сам опыт, так и разработки занятий, задания на сайте муниципального учреждения, а также дать консультации, практикумы, открытые уроки для коллег.
Каждый урок рассматривается в системе, блоке уроков, прослеживается динамика развития умений учащихся, которые переходят в умения взаимооценки и взаимоанализа, в умения самооценки и самоанализа. Эффективность работы учителя подтверждается хорошим уровнем знаний обучаемых: школьники по предметам имеют 100% - ный уровень обученности.
Ф.И.О. эксперта Ефимьева Н. И., руководитель ШМО учителей начальных классов.
тел: 8-951-542-77-99
Составляющие образования
1. Ценности и ценностные ориентации
Удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Развитие коммуникабельности, инициативы, развитого мышления.
2. Цели и задачи Обеспечение личностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
3.Содержание образования Решение нестандартных задач, обеспечивающее развитие личности. Преодоление трудностей, пространство самореализации.
4.Технологии, в том числе ИКТ Игровая технология, проблемное обучение, проектные технологии и ИКТ, технология сотрудничества.
5. Средства Учебники, наглядные пособия, магнитная доска,
персональный компьютер с принтером,
мультимедийный проектор,
экспозиционный экран.
6. Методы 1. Словесные методы
2. Практические методы.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
4. Проблемно - поисковый метод.
7. Организационные формы Коллективная, индивидуальная, групповая.
8. Информационно-методическая среда Районное методическое объединение учителей начальных классов, школьное МО учителей начальных классов, участие в семинарах и конференциях. Электронная база сети Интернет.
9.Информационные ресурсы Методическая копилка учителя, профессионально-методическая литература, интернет-ресурсы, журнал и газета «Начальная школа» (электронная версия).
10.Организационные ресурсы Планирование, обмен информацией, обмен опытом, контроль, организация учебно - воспитательного процесса ОУ.
11.Мотивационные ресурсы Удовлетворение учителя от успехов учеников,  возможности творческого роста и самосовершенствования, система стимулирования труда, саморазвитие. 
12.Научно-методические ресурсы Методическая литература по предметам, методические журналы и газеты. Система повышения квалификации. Интернет.
13.Материально – технические ресурсы Наглядные пособия по предметам, современная цифровая техника, ТСО, компьютер, копировальная техника.Использование Интернет – ресурсов.
Срок начала и срок
окончания опыта 2010-2014 учебные годы
Ключевые слова: Эффективность обучения, проблемно-диалогическое обучение, креативные способности, проблемная ситуация, нестандартные проблемы, поисковая деятельность, познавательная деятельность, познавательная потребность, инновационный опыт, самооценка, самоанализ, целеполагание.