ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА приоритетного национального проекта «Образования»



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Янушевская Людмила Леонидовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей- интернат имени Г. С. Лебедева г. Чебоксары»

учитель информатики и ИКТ

II. Сущностные характеристики опыта

Темы инновационного педагогического опыта
1 Подготовка и участие в III Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я- исследователь»
2.Предпрофессиональная подготовка учащихся
3.Проектная деятельность учащихся

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
По теме «Подготовка и участие в III Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников 'Я- исследователь’»: новые условия образовательной деятельности. В наше быстро изменяющееся время большую актуальность приобретают не сами знания, а способность их добывать, анализировать, применять. Исследовательская деятельность младших школьников- дело относительно новое, но нужное.
По теме « Предпрофессиональная подготовка учащихся»: противоречия. У нас в лицее обучение имеются 3 профиля обучения: музыкальный, физико- математический и филологический. Существующие учебные программы или не учитывают эти профили или рассчитаны на другое количество часов.
По теме «Проектная деятельность учащихся»: новые условия образовательной деятельности. Большее значение приобретает умение применять полученные знания на практике.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)
По теме «Подготовка и участие в III Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников 'Я- исследователь’: в использовании технологии исследовательской деятельности младших школьников
2.По темам « Предпрофессиональная подготовка учащихся» и «Проектная деятельность учащихся»: в использовании дополнительных информационно-коммуникационных технологий , проектных технологий, в изменении содержания образования, организации учебного процесс

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
1.По теме «Подготовка и участие в III Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников 'Я- исследователь’»:
Способы: я использовала накопленный опыт, дополнительно изучала литературу по исследовательской работе с младшими школьниками, ЦОРы, занималась с ребенком в свое личное время.
Преимущества перед аналогами и новизна
На период подготовки и участия в Конкурсе у нас не было информации об аналогах. Наша школа участвовала в этом впервые. Из Чувашии в тот год пригласили только 2 человека и сам Конкурс проводился только 3-й раз. Дело новое и малоизвестное.
Ограничения: исследовательской работе не учат в педвузе. В нашем случае специалиста для проведения курса по этой работе пригласили из Москвы уже после участия в Конкурсе,
Трудоемкость: процесс долгий, интеллектуально и эмоционально напряженный. Чтобы иметь опыт участия в Российском Конкурсе, надо было сначала победить в школьной научно-практической конференции, потом в городской, потом региональный отборочный тур, потом успешно пройти стендовый тур 1-го дня, и только потом поучаствовать в финале финала Конкурса. Поездка в Москву и проживание в гостинице- дорогое удовольствие.
Риски: 1.некоторые младшие школьники, если не проходят в финал Конкурса, испытывают сильнейший стресс- это может привести в дальнейшем к торможению в исследовательской работе. Необходимо проводить предварительную психологическую работу со школьниками в том плане, что само участие в Конкурсе- это уже победа.
2. К ребенку – участнику в обычной школе ученики могут начать относиться как к «белой вороне». Тоже может быть нужна психологическая помощь.
2.По темам « Предпрофессиональная подготовка учащихся» и «Проектная деятельность учащихся»:
Способы: Профессиональный музыкальный редактор CakeWalk Music Creator я изучила самостоятельно, пришлось изучить азы нотной грамоты и основ компьютерной аранжировки. Получала консультации учителя музыки и специалиста по музыкальной аранжировке.
Основы работы в издательской системе PageMaker,с графическими редакторами CorelDraw и Adobe PhotoShop я изучала на курсах . Продолжила изучение самостоятельно с помощью с помощью книг и ЦОРов. В лицее изучение этих тем я по рекомендации директора лицея включила в свои авторские программы по информатике и технологии (информационной). С некоторыми детьми занималась на уроках, с некоторыми – на кружках, с некоторыми - в своё личное время.
Преимущества перед аналогами и новизна:


Компьютерную аранжировку в школах нашей республики не преподают. Это моё « ноу-хау». Оно очень интересно ребятам и нужно.
Графические редакторы CorelDraw и Adobe PhotoShop преподают в некоторых школах. В нашей школе это необходимо в силу имеющихся профилей обучения и по заказу декана филфака ЧГУ.
Ограничения: количество часов по плану (оно постоянно сокращается).
Трудоемкость: на изучение музыкального редактора CakeWalk Music Creator и создание своей компьютерной аранжировки музыкального произведения требуется около 20 часов.
На изучение графического редактора Adobe PhotoShop и создание открытки- фотомонтажа требуется около 20 часов. Для CorelDraw PageMaker – около 12 часов.
Риски: количество часов постоянно сокращается, может вообще не остаться.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
предварительная подготовка учителя (самообразование + соответствующие курсы)
подготовка соответствующей документации
подготовка средств обучения: новых учебников, ЦОРов,программ, наглядных пособий и т.д..
в учебном плане предусмотреть часы на этот вид деятельности


Результат изменений
1.По теме «Подготовка и участие в III Российском Конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников 'Я- исследователь’»:
В Чувашии было организовано Региональное представительство Российском Конкурсе 'Я- исследователь’.
После моих мастер-классов на Региональном уровне ребятам из Чувашии стало легче подготовиться и занять 2 место в IV Российском Конкурсе 'Я- исследователь’.
2.По темам « Предпрофессиональная подготовка учащихся» и «Проектная деятельность учащихся»: Мои ученики в процессе освоения дополнительного содержания авторских программ ученики музыкальных классов пишут компьютерную музыку (с помощью профессионального музыкального редактора Cakewalk Music Creator), а ученики филологических и математических классов делают компьютерную вёрстку газет (с помощью программ Microsoft Word , PageMaker) , фотомонтаж графических изображений (с помощью программы AdobePhotoshop), используют профессиональные графические редакторы (AdobePhotoshop и CorelDraw) для оформления Web-сайтов.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Статья «Вести с Российского Конкурса Я- исследователь’ и не только», опубликована в сборнике Министерства Образования и молодежной политики, Центра мониторинга и развития образования при управлении образованием г. Чебоксары и МОУ «Гимназия №4» «Вести с первой городской научно-практической конференции младших школьников Юный магистр’», Чебоксары, 2007

III. Описание инновационного опыта учителя
В 2002/2003 учебном году в нашем лицее появился 1-ый компьютерный класс, оснащенный компьютерами Pеntium-2. Администрацией лицея передо мной была поставлена цель: переход на предпрофессиональное обучение. Это должно было выражаться в следующем:
-филологические классы должны уметь делать несложные газеты
-математические классы должны уметь решать задачи на программирование на уровне выше общего среднего и уметь работать с компьютерной графикой
-музыкальные классы, по моему предложению, должны делать небольшие компьютерные аранжировки музыкальных произведений.
Чтобы определиться, какие конкретно прикладные программы надо изучать и как это всё документально оформить, я обратилась за советом в ЧРИО к методистам и к зав.кафедрой информационных. технологий ЧРИО кандидату технических наук А.А. Бельчусову. Мне подсказали, где можно познакомиться с опытом работы. Декан филфака ЧГУ и в типографии мне сказали, что они для изготовления газет используют издательскую систему PageMaker, графические редакторы CorelDraw и Adobe PhotoShop. Изучение этих прикладных программ я включила в авторскую программу.
В нашем лицее учащиеся филологических классов с большим интересом стали заниматься вёрсткой газеты на уроках и после, подбирали материал и сами что-то сочиняли. Сначала я была главным редактором, потом им становился кто- то из учеников. И в конце этого же учебного года, т.е. в 2003году была сделана 1-я электронная вёрстка газеты в профессиональной издательской системе. Типографский экземпляр газеты формата А3 на 2-х листах был вывешен 25 мая, в день последнего звонка, и подарен каждому выпускнику при вручении аттестата. Согласитесь, что приятно получить такой подарок на память, в котором есть и главная информация о лицее, и где можно прочитать свои сочинения и сочинения своих друзей. Для многих ребят это была их первая печатная публикация. Это очень важно для воспитания личности.И до сих пор каждый год на последний звонок вывешивалась газета, сделанная в PageMaker, или с фотографиями- фотомонтажом с использованием программ CorelDraw или Adobe PhotoShop. Эти газеты появляются и по другим праздникам, их ждут, встречают с большим интересом. Они превращается в хорошую традицию.
В математических классах основы программирования изучаются на языках QBasic, TurboPascal и Visual Basic. На языке VisualBasic разрабатываются типовые проекты по учебнику Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11». По ИКТ инновациями являются программы PageMaker, CorelDraw и Adobe PhotoShop, так как в наше время становится актуальным делать профессионально оформленные публикации, презентации, Web-сайты, и везде используется компьютерная графика. Итогом изучения PageMaker и графических редакторов является школьная газета с фотографиями – фотомонтажом.
В музыкальных классах ученики изучали профессиональный музыкальный редактор CakeWalk Music Creator Этот курс был организован следующим образом: на уроках “Технология” рассматривается только техническая сторона обработки звука, а художественная сторона вопроса изучается с учителем музыки. поэтому работа учителя технологии и учителя музыки заранее согласуется по определенному плану.. В результате ученики начинали делать компьютерные аранжировки музыкальных произведений. Последний урок по теме проходил как концерт. Сочинять музыку начинают даже «немузыканты».
Со всеми проектами ученики успешно участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня, что только способствует разностороннему развитию личности и повышает предпрофессиональный уровень подготовки учащихся.


15