Игра — путешествие Дорога к доброму здоровью.
Новогригорьевская общеобразовательная школа
Игра путешествие
"Дорога к доброму здоровью".
провела учитель по основам здоровья
Гаращенко Светлана Фёдоровна
Игра путешествие "Дорога к доброму здоровью".
Цель: закрепить знания детей о том, что в природе всё взаимосвязано, что здоровье человека зависит не только от его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями для проведения оздоровительных минуток, иллюстрации ядовитых растений и грибов, выставка детских рисунков ядовитых растений, плакат “Так я мою руки”, Красная книга природы России и Камчатки, костюмы для детей: Волк, Красная шапочка, Поганки, Здоровье, Грязнуля, Полезная бактерия, Вредная бактерия, Мойдодыр, Боровик, Ромашка,Травяная ведьма, Витамины:А, B, С.
Мойдодыр:
Все Чуковского читали и меня давно узнали.Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,Умывальников начальник и мочалок командир
(Поворачивается к другим ведущим)
Со мной мои хорошие надежные помощники:Старый друг проверенный - Полезная Бактерия.Она и просто и легко превращает молокоВ простоквашу и кефир.
(Бактерия протягивает Мойдодыру стакан кефира)
Бактерия: Поправляйся, Мойдодыр!
(Мойдодыр выпивает кефир, благодарит Бактерию)
Мойдодыр: Познакомьтесь витамины: А - вот этот, С и В.
Витамин С: Нынче к доброй медицине мы покажем путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы!
Витамин В: Чтобы были вы красивы!
Витамин С: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело!
Полезная бактерия: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней!
Все вместе: Нужно сильным стать, здоровым.
Мойдодыр:
Эти истины не новы, только вы ответьте мне:Путь к загадочной стране, где живет здоровье ваше,Все ли знают? Дружно скажем(Дети хором отвечают: “Да!”)
Полезная Бактерия:
В путь- дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!Но дорога не проста из-за каждого кустаМожет недруг появиться. Вам придется с ним сразиться!
Ведущий: Итак, ребята, отправляемся в путешествие по дороге к доброму Здоровью. Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.
Оздоровительная минутка “Этюд души”. (звучит медленная музыка)
Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля!” Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода!” Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!” Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”
1 остановка “Станция Чистюлино”
Мойдодыр:
В вашем классе я живу уже который год.Откровенно вам скажу: славный вы народ!Никогда у вас ребята не едят немытых ягод,Чистят зубы, моют уши
Грязнуля: (вылезает из под стола, берет за рукав одного из детей и таинственно говорит)
Лучше ты меня послушай, я живу и бед не знаю:Мыло в глаз не попадает, щётка дёсны не дерёт,Губка мокрая не трёт, огурцы, морковь не моюХочешь, друг, пойдём со мною
(Грязнуля тянет одного из детей в свою сторону. Мойдодыр хватает мальчика за руку и тянет к себе)
Мойдодыр:
Не ходи ты с ней, не пробуй! Загрызут тебя микробы,Разорвут тебя на части! Не видать грязнулям счастья!
(Мальчик встает рядом с Мойдодыром. Выскакивают Вредные бактерии и тянут Грязнулю к себе)
Мойдодыр:
Что ж, поможем ей, друзья?Ведь бросать в беде нельзя!
(Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки).
Нам тебя, Грязнуля, жалко. Дарим мыло и мочалку.
(Грязнуля берет подарки, поворачивается спиной к ребятам, снимает с себя грязные пятна и с головы парик. Вредные бактерии, увидев мыло и мочалку убегают)
Учитель. Ребята, пока Грязнуля приводит себя в порядок, давайте повторим, как правильно мыть руки. (Дети повторяют правила по плакату “Так я мою руки”.)
1.Сильно намочите руки.
2.Пользуйтесь мылом.
3.Намыливайте руки с обеих сторон.
4.Намыливайте руки между пальцев.
5.Полощите руки чистой водой.
6.Вытирайте руки насухо полотенцем.
Вывод: (все дети хором)
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
(Грязнуля поворачивается лицом к детям)
Грязнуля: (глядится в зеркало)
Я себя давно забыла, а теперь лицо умыла,Да и стала вспоминать (оглядывает свой наряд)Платье, что ли, постирать?
Мойдодыр: Постирай его скорее, может, все-таки успеешь
Ты на праздник в классе нашем.
2 остановка “Станция Ягодная”
(Ягодная ведьма держит в руках корзиночку. Она протягивает ее ребятам)
Ягодная ведьма:
Как же я вам рада!Слаще шоколада и вкусней, чем ананас.Эти ягоды для вас!
(Выскакивает Земляничка, отнимает у нее корзинку)
Земляничка:
Не сошла ли ты с ума? У тебя здесь бузина!Да ещё и белладонна! Гибель ты несёшь в ладонях!Убери свою корзинку! (Возвращает её ведьме)Посмотрите на картинку.Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!В каждой яд опасный есть.Если их однажды съесть,Можно сильно отравиться,И придется вам лечиться.
Задание детям: Какие вы знаете несъедобные ягоды? (Белладонна, волчьи ягоды, волчье лыко, вороний глаз)
3 остановка “Станция Растяпино”
Красная Шапочка:
Все, как было в старой книжке,Повстречался мне Волчишка.Он про бабушку проведал,Нас решил перехитритьА пришлось его лечить (волк воет)Хоть и злой, а жаль беднягу!Побежал он по оврагам,Там за корень зацепился,Поскользнулся, повалился,И теперь он инвалид!
Волк:
У меня нога болит!Я раскаиваюсь горько!Забинтуй меня восьмеркой!Обещаю: никогда я не сделаю вреда,Есть я бабушек не буду, и скажу я всем и всюду: Коль собрался ты идти, будь внимателен в пути!
(Бабушка берёт тампон и жидкость, окрашенную под цвет йода. Хочет намазать Волку царапину на “лапе”. Он отдергивает “лапу”)
Волк: Убери скорее йод! Так болячка заживёт!
Бабушка:
Как не стыдно! Трус Волчишка!
Все девчонки и мальчишки знают с ранних детских лет:Там микробам хода нет, где, как стражник, у воротИх встречает грозный йод!Чуть пощиплет-не беда! Заживёт-то навсегда! (Мажет волка)
Красная Шапочка: Что ж, в порядке все? Пойдем?
(Волк встаёт и с воплем хватается за другую ногу.)
Красная Шапочка: Может, это перелом?
Школьный фельдшер:
Это вам в больнице скажут, шины мы пока привяжем,Чтобы кости укрепить и в дороге не сместить.
(Фельдшер показывает ребятам, как накладывать шины при вывихе или переломе ноги.)
(Волк тихо воет)
Бабушка:
До чего же ты крикливый и какой нетерпеливый!Чтобы помощь оказать, рот придется завязать.
(Завязывает Волку рот косынкой. Обращается к ребятам.)
Ну теперь, друзья, идите, только под ноги глядите!
Учитель: Ребята, давайте поможем Волку выздороветь и стать немного добрее.
Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”(звучит музыка)
В природе есть солнышко, оно всем светит и всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь, звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала еще больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка становится большой, огромной, как солнце оно несёт тепло всем-всем. Покажите, какой стала ваша звездочка.
4 остановка “Станция Крепышкино”
(Сидят два мальчика. Один чихает, другой, кашляет. Рядом стоит Мальчик-Крепыш)
Крепыш:
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!На ночь - окна открывать, свежим воздухом дышать,Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодныйВас вовек не одолеет. Не послушались, болеют
Мальчики:
Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться.Кончим кашлять и чихать, Станем душ мы принимать из водицы ледяной.
Крепыш:
Погодите, ой-ё-ей!Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь постепенно!
Задание детям: Ребята, при какой температуре воды нужно начинать закаливание (32 градуса, температуру снижают на один градус в неделю.)
Оздоровительная минутка “Деревце” (для осанки)
Стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
5 остановка “Станция Зарядкино”.
Спортсмен:
Со здоровьем дружен спорт.Стадион, бассейны, корт, зал, каток - везде вам рады.За старание в награду будут кубки и рекорды,Станут мышцы ваши твёрды.Только помните: спортсмены Каждый день свой непременно начинают с физзарядки.Не играйте с дремой в прятки, быстро сбросьте одеяло,Встали – сна как небывало!
(Дети выполняют физминутку под современную музыку).
6 остановка “Грибная”.
Боровик:
Эй, ребята, подходите, хорошенько посмотрите!В белых точечках убор надевает мухомор,А поганка бахрому. Вдруг понравится кому?Этот вот опёнок ложный. Отравиться ими можно.
(Поганки берут Боровик за руки и тянут каждая в свою сторону)
Боровик:
Как же мне прогнать Поганок, этих шустрых хулиганок?Помогите мне, друзья!
Ведущий:
Слушай, средство знаю я! (Обращается к детям)Назовите-ка, друзья, имена грибов съедобных.
(По мере того, как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются).
Боровик:
Много знаете грибов! Победили всех врагов!А теперь прошу сказать, как их надо собирать?
(Ребята отвечают, что грибы нужно собирать осторожно, срезая ножом, чтобы не повредить грибницу, тогда на месте срезанных грибов вырастут новые)
Боровик:
До свиданья, в добрый час,Жду в лесу под елкой вас.
7 остановка “Станция Лекарственная”
Ромашка:
Много трав растёт полезных на земле страны родной.Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма: Я хочу тебе, дружок, дать в букет еще цветок (Протягивает пучок дурмана)
Ромашка:
Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман - ядовитая трава.Разболится голова от подарка твоего.Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает)
Ведущий: Ох уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Задание детям: Ребята, скажите, у каких растений ядовиты не только ягоды, но и цветы, листья, стебель, корень. (Дети отвечают) Не рвите и не ешьте эти растения.
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдем,Соберём шалфей и мяту, нежных ландышей нарвём.Дома их поставим в вазу
Ромашка:
Поняла, ребята, сразу хитрый замысел ее.Нет, с тобой мы не пойдем (Травяная ведьма грозит Ромашке пальцем)Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.От таких лихих, как эта, собирательниц букетов.В книгу Красную они уж давно занесены.Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку.Из даров лесного царства люди делают лекарства.
Задание детям: Ребята, скажите, что такое Красная книга природы?
(Это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно)
Учитель показывает детям Красную книгу природы России, Красную книгу природы Камчатки.
8 остановка “Здоровье” (подведение итогов игры - путешествия)
Мойдодыр:
Мы про здоровье вам сейчас прекрасно толковали.Расстаться нам пришла пора и среди вас едва лиНайдется кто-то (собирается уходить)
Витамин С: Нет, погоди-ка, Мойдодыр, меня гнетёт забота:
Есть у меня шестёрка слуг проворных, удалых,И все что вижу я вокруг, всё знаю я от них.Они по знаку моему являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.Но у меня есть милый друг, особа юных лет (Появляется девочка)Ей служат сотни тысяч слуг и всем покоя нет.Она гоняет как собак в ненастье, дождь и тьмуПять тысяч “где”, семь тысяч “как”,Сто тысяч “почему”.
Девочка:
Что едят пингвины летом, где ночует Дед Мороз,Как достать на день карету, почему вы не матрос?Сколько девочек на свете? Сколько гор и сколько рек!А ещё вы мне ответьте, как устроен человек?
Витамин В:
Самый легкий из вопросов! Быстро справимся мы тут,Но тебя, дружок, попросим: помолчи хоть пять минут!
Витамин А: (Рисует человечка мелом на доске)
Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая.Палка, палка, огуречик. Вот и вышел человечек.
Девочка:
Ест ли он морковку с грядки? Как он делает зарядку?Где он спит? Во что играет?Книжки он про что читает? Как зовут его друзей?Где, зачем, когда? Скорей!
Витамин В:
Может, есть у вас шпаргалка? Мы попали в переплёт!Посмотри, им нас не жалко и ответа каждый ждёт.
Витамин А: Человек на свет родился, встал на ножки и пошел.
Грязнуля:
С ветром, солнцем подружился, Чтоб дышалось хорошо! (Рисует румянец человечку)
Витамин В: Приучал себя к порядку, рано утром он вставал.
Грязнуля:
Бодро делал он зарядку, Душ холодный принимал (Рисует солнышко над головой человечка)
Полезная бактерия:
Он к зубным врачам, представьте,Не боясь совсем, пришёл.
Грязнуля:
Он ведь чистил зубы пастой,Чистил зубы порошком (Рисует человечку улыбку)
Ромашка: Человечек за обедом чёрный хлеб и кашу ел.
Грязнуля:
Вовсе не был привередой,Не худел и не толстел.
Витамин С: Спать ложился ровно в девять, очень быстро засыпал.
Грязнуля: С интересом шёл учиться и пятерки получал.
(Рисует человечку пятерку в руке)
Спортсмен: Каждый день он бегал, прыгал, много плавал, в мяч играл.
Грязнуля: Набирал для жизни силы, и не ныл, и не хворал.
(Выходит мальчик, похожий на нарисованного человечка. На груди его написано: “Здоровье”. Грязнуля берет мальчика за руку, ведет к пьедесталу почета)
Мойдодыр Грязнуле: Да кто ты, не пойму я!
Грязнуля: Я - бывшая Грязнуля.
Мне стало нынче ясно, что чистой быть прекрасно!
Полезная бактерия Мойдодыру: Смотри, она отмылась и как переменилась!
Мойдодыр:
Что ж бывшую Грязнулю мы будем звать Чистюлей!
И по такому случаю тебе мы поручаем.
Вручить призы всем детям. Они ведь так старались!
(Детям вручается витамин “аскорбиновая кислота”)