Методическая статья Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся методами активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности.


Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся
методами активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А. Сухомлинский
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.
Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, внедрить в привычную практику новые активные формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже существует.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для творческого и интеллектуального развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе.
Форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.
Для решения этой цели я определила следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;
-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;
-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.
В своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение активным формам обучения детей.
2
Условно активные формы обучения можно разделить наактивные формы уроков;активные методы и приемы обучения;активная познавательная деятельность.
В процессе применения активных форм обучения выделяем следующие этапы:
I этап
Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Планово-подготовительный: учитель и ученик совместно определяет тему и цели , формируют задачи, вырабатывает план.
II этап
Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
III этап
Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Мы учимся с ребятами по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, сама идея которой - это активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Создаваемые на уроке ситуация неожиданности; коллизии; ситуации предположения и выбора активизируют ребят, побуждают их к действию, поиску, размышлению.
Часто применяю в практике эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Это:
Нетрадиционное начало: костюмированное представление ( Инсценировка сказок на уроках курса Литературное чтение, видеофрагмент на роках курса Окружающий мир по темам «Горизонт», «Звезды и созвездия», «Ориентирование», ребус, загадка, анаграммы, изографы на уроках русского языка по темам «Однокоренные слова», «Части речи» и другие).
Постановка и решение проблемных вопросов «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.
Использование видео и компьютерной наглядности при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других. Созданные мною презентации часто используются как наглядный видеоряд, позволяющий оживить ход урока. Были разработаны и проведены уроки с использованием мультимедийной презентации по следующим темам: «Разделительный твёрдый и мягкий знак», «Однокоренные слова», «Горизонт, стороны горизонта».
Использование электронных учебных пособий, возможности интерактивной доски, ресурсов Интернет позволило сделать уроки более интересными и увлекательными, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно.
Применение интерактивной технологии – такой организации процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.
3
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. Плюс этой технологии заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение литературного текста, анализ письменной работы одноклассника, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя.
Велико значение проектного и исследовательского методов. Проекты готовим по темам уже с 1 класса. Темы проектов обсуждаются и выбираются совместно: «Вырастим кедр сами», «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Что значит имя мое». Возраст 6-9 лет- это возраст «Почемучек», которых интересует всё, что их окружает. Найти ответы на вопросы самому - это гораздо интереснее, нежели услышать готовый ответ. Поэтому исследовательской деятельности в начальной школе уделяется особое внимание. Найти ответ в различных источниках, подготовить презентацию, поделиться с друзьями и получить оценку своей работе стимулируют ребенка к занятию активной позиции.
Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей лежит в основе курса «Роботехника». Лего в переводе с датского языка означает «умная игра», побуждающая работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося. Создавая роботов, дети воплощают в жизнь свои задумки, строят и фантазируют, увлечённо работают и видят конечный результат. Таким образом, ЛЕГО-конструирование является одной из активных форм обучения ребенка, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В основе разработанного мною курса «Чудеса оригами» также лежат активные формы организации деятельности детей, направленной на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Курс «Чудеса оригами» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы.
Особое место среди внеурочных форм обучения занимают интеллектуальные игры «Знайки», «Математическая карусель», «Шпаргалка», «Я познаю слово». Игры направлены на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора, познавательных способностей учащихся, формируют у детей умение общаться, брать на себя роль организатора, воспитывают ответственность за коллективное дело.
Работу по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей.
К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.  Успешное развитие способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
4
Свое выступление я хочу закончить словами:
«Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь». 

5