Опытно-экспериментальная работа Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста
Ожиганова Анастасия Александровна,
воспитатель МБДОУ – детский сад №52 «Росинка»
города Димитровграда Ульяновской области
Опытно-экспериментальная работа по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста
1. Выявление исходного уровня развития сенсорного восприятия детей раннего возраста
Экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ №52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области. Работа проводилась в младшей группе ДОУ. В исследовании приняли участие 20 воспитанников первой младшей группы ДОУ: 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте в возрасте от 2,2 лет до 3,0 лет.
Было проведено эмпирическое педагогическое исследование, состоящее из 3-х этапов:
- на констатирующем этапе эксперимента была проведена оценка уровня развития сенсорного восприятия до начала внедрения в обучающую программу развивающих игр и упражнений, направленных на сенсорное развитие. Обследование проводилось в ноябре 2015 года. По завершении констатирующей диагностики дети были разделены на две исследуемые группы – экспериментальную (с которой впоследствии были реализованы мероприятия формирующего этапа) и контрольную (с которой занятия проводились по основной образовательной программе ДОУ). Данное разделение осуществлялась с учетом результатов констатирующего этапа диагностики (изначальный уровень развития сенсорного восприятия должен быть примерно равным), а также с учетом пожеланий родителей (родители детей экспериментальной группы выразили желание и дали согласие на проведение мероприятий формирующего этапа);
- на формирующем этапе эксперимента осуществлялось внедрение системы педагогической деятельности по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений. Мероприятия данного этапа проводились в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года;
- на заключительном этапе был проведён контрольный срез по проверке уровня развития сенсорного восприятия у детей обеих исследуемых групп. Диагностика проводилась по тем же методикам, что и при проведении констатирующего этапа.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) подобрать методики для диагностики сенсорных представлений у детей;
2) провести диагностику сенсорных представлений (восприятие цвета, формы, величины);
3) обобщить полученные данные.
Обследование проводилось в ноябре 2015 года. По завершении констатирующей диагностики дети были разделены на две исследуемые группы – экспериментальную (с которой впоследствии были реализованы мероприятия формирующего этапа) и контрольную (с которой занятия проводились по основной образовательной программе ДОУ). Данное разделение осуществлялась с учетом результатов констатирующего этапа диагностики (изначальный уровень развития сенсорных эталонов должен быть примерно равным), а также с учетом пожеланий родителей (родители детей экспериментальной группы выразили желание и дали согласие на проведение мероприятий формирующего этапа)
На первом этапе была проведена специальная диагностика, предполагающая выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, ориентировку в пространстве; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Оценка уровня развития сенсорного восприятия осуществлялась по следующим критериям, предложенным Т.В.Николаевой, Л.А.Венгером.
Критерием оценки сформированности восприятия цвета является знание сенсорных эталонов цвета, которые характеризуются следующими показателями: умение соотносить цвета с образцом; умение располагать цвета в соответствии с образцом; умение находить цвета и оттенки по названию; называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого);
Критерием оценки сформированности восприятия величины является знание детьми сенсорных эталонов величины, которое проявляется по следующим показателям: овладение действием соотнесения с эталоном, овладение способом соотнесения по величине, соотнесения двух-трех величин между собой;
Критерием оценки сформированности восприятия формы является знание детьми сенсорных эталонов формы, которое проявляется по следующим показателям: сформированность представлений об эталонах формы, умение воспроизводить фигуры по заданной форме.
Критерием оценки сформированности восприятия пространственной ориентации является знание детьми сенсорных эталонов расположения в пространстве, которое проявляется по следующим показателям: понимание инструкции, степень знакомства с основными геометрическими фигурами, состояние координации движений, пространственной ориентации, умение ориентироваться в пространстве, владение понятиями право, лево, низ, верх, вперед, назад.
Для выявления уровня сформированности восприятия цвета нами применялось диагностическое лото «Цвет», в котором используются карты основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого). Карты раздаются детям. Взрослый-ведущий, показывая карточки с изображенными на них предметами разных цветов, спрашивает «У кого есть желтая машина?». Ребенок закрывает свои картинки на карте. Уровень сформированности восприятия цвета оценивается в соответствии со следующими уровнями:
- низкий уровень (1 балл) - ребенок не выполняет задания или закрывает на карте лото лишь 2-3 предмета тех цветов, названия которых ему знакомы;
- средний уровень (2 балла) - ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам других детей, К концу игры у него остаются незакрытыми 1-2 предмета тех цветов, названия которых он еще нетвердо знает и путает;
- высокий уровень (3 балла) - ребенок действует самостоятельно, без какой-либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото.
Для выявления уровня сформированности восприятия величины нами применялась диагностическая игра «Накормим мишек», в которой используется картинка с изображением медведей (5, стоящие по росту), а также 5 различных по величине мисок, 5 ложек убывающей величины. Детям предлагается помочь медведям и расположить по размеру каждому медведю нужную миску и ложку. Воспитатель фиксирует, как раскладывают ложки и миски: наугад, как попало, на глаз или используют способ соизмерения. Оценка уровня развития сформированности восприятия величины осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:
- низкий уровень (1 балл) - ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, раскладывает миски и ложки не соотнося их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой; наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху;
- средний уровень (2 балла) - ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2-3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания;
- высокий уровень (3 балла) - ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания.
Для выявления уровня сформированности восприятия формы нами применялась диагностическая игра «Построим домики для фигур» - взрослый показывает детям геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Предлагают построить для них домики, такой же формы из палочек и ниток. Оценка уровня сформированности восприятия формы осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:
- низкий уровень (1 балл) - ребенок не знает названия фигур, не справляется с заданием, играет палочками, выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого;
- средний уровень (2 балла) - ребенок не твердо знает название фигур, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для разных фигур. Допускается показ способа построения домиков.
- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно называет все геометрические фигуры, самостоятельно строит домики для всех фигур
Для выявления уровня сформированности умения ориентироваться в пространстве нами применялась диагностическая игра «Джуманджи», в которой используется игровое поле с 9 квадратами. В центр ставится игрушка. Дается инструкция по перемещению игрушки по разным направлениям. Оценка уровня умения ориентироваться в пространстве, владение понятиями право, лево, низ, верх, вперед, назад осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:
- низкий уровень (1 балл) - ребенок не понял и не принял задание, в условиях обучения действует неадекватно, разбрасывает фигурки, берет их в рот, действий не производит.
- средний уровень (2 балла) - ребенок принял и понял задание, но справляется с небольшой помощью взрослого. Задания могут быть выполнены частично.
- высокий уровень (3 балла) - ребенок задание понял и принял, справляется без помощи взрослого. Выполнены все задания.
Проведение констатирующей диагностики у детей исследуемой группы показало, что на ноябрь 2015 года большинство детей показывают средний и низкий уровень развития сенсорного восприятия. Наиболее высокие результаты дети исследуемой группы обнаружили по показателю «Сформированность умения ориентироваться в пространстве» - 20% испытуемых показали высокий уровень развития, 45% - средний уровень и 35% - низкий уровень развития данного показателя (см. Таблицу 1). Также достаточно высокие результаты выявлены по показателю «Сформированность восприятия цвета» - 15% испытуемых показали высокий уровень развития.
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа исследования
№
Фамилия, имя ребенка
сформированность восприятия цвета
сформированность восприятия величины
сформированность восприятия формы
сформированность умения ориентироваться в пространстве
1
Антипова Олеся
2
1
2
2
2
Бектимиров Ильяс
3
2
2
3
3
Вершинина Ирина
2
2
2
2
4
Галиев Дамир
1
1
1
1
5
Дереев Макар
1
2
1
2
6
Ежов Иван
2
2
2
3
7
Забзеева Алия
1
1
1
2
8
Иванова Ксения
2
1
1
2
9
Иванова Дарья
3
2
2
3
10
Илларионова Лара
2
2
2
2
11
Кузнецов Илья
2
1
1
1
12
Макарова Дарья
1
1
1
1
13
Носова Ксения
1
1
1
1
14
Нуртдинов Гриша
2
2
2
2
15
Ометов Михаил
1
2
1
1
16
Петров Даниил
2
3
2
3
17
Романов Данила
2
2
2
2
18
Шаров Никита
1
2
1
1
19
Юськаева Алина
3
2
2
2
20
Яранцев Олег
1
2
1
1
Высокий уровень, %
15
5
0
20
Средний уровень, %
45
60
50
45
Низкий уровень, %
40
35
50
35
Средний балл по группе
1,8
1,7
1,5
1,9
Наиболее низкие результаты получены по показателям «Сформированность восприятия формы» - ни один ребенок не показал высокого уровня развития по данным показателям, по 50% испытуемых показали средний и низкий уровни развития (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Результат частотного анализа данных констатирующей диагностики уровня развития сенсорного восприятия
Также достаточно низкие результаты получены по показателю «Сформированность восприятия величины» – 35% испытуемых показали низкий уровень развития данного показателя, средний балл по группе составил 1,7 балла, что соответствует нижней границе средних значений (см. Рисунок 2). Показатели «Сформированность восприятия цвета» и «Сформированность умения ориентироваться в пространстве» на момент проведения констатирующей диагностики развиты на уровне средних значений, показатель «Сформированность восприятия формы» в среднем по группе на момент проведения констатирующей диагностики развит на уровне низких значений (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Результат анализа средних значений данных констатирующей диагностики
По завершении констатирующей диагностики дети были разделены на две исследуемые группы – экспериментальную (с которой впоследствии были реализованы мероприятия формирующего этапа) и контрольную (с которой занятия проводились по основной образовательной программе ДОУ). Данное разделение осуществлялась с учетом результатов констатирующего этапа диагностики (изначальный уровень развития сенсорного восприятия должен быть примерно равным), а также с учетом пожеланий родителей (родители детей экспериментальной группы выразили желание и дали согласие на проведение мероприятий формирующего этапа).
Был проведен анализ средних значений в обеих исследуемых подгруппах, который показал, что по показателям ««Сформированность восприятия величины» и «Сформированность восприятия формы»» в исследуемых группах средние значения совпадают (см. Рисунок 3), по показателю «Сформированность восприятия цвета» средний балл контрольной группы превышает средний балл экспериментальной группы на 0,1 балла, и по показателю «Сформированность умения ориентироваться в пространстве» различия в средних значениях между группами составляют 0,1 балла - средний балл экспериментальной группы превышает средний балл контрольной группы.
Рисунок 3. Данные сравнительного анализа результатов исследования уровня развития сенсорного восприятия по исследуемым подгруппам
Таким образом, можно принять положение о том, что на момент начала проведения мероприятий формирующего этапа исследования обе исследуемые группы примерно равны по показателям развития сенсорного восприятия. И изменения и различия (в сторону более высоких значений у детей экспериментальной группы) по показателям развития сенсорного восприятия по завершении мероприятий формирующего этапа исследования будут свидетельствовать об эффективности предложенной системы мероприятий по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.
2. Организация педагогической деятельности по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста
Работая над данной темой, мы смогли убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры занятия, в которых подача какого либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
В формирующей работе мы ставили и решали следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Направления педагогической работы на этапе формирующего этапа работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где, по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности. В ходе наблюдения за детьми раннего возраста было выявлено, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо.
Формирующая работа строилась с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно. В своей работе мы использовали следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
- Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию контроль над состоянием сенсорного развития детей Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. В своей работе мы использовали следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбирался с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делался на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщали их к миру вещей. Обучали новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
Для развития совершенствования восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами, использовали специальные упражнения.
1 серия упражнений: раскладывание предметов на кучки с учетом величины, формы.
Величина – это понятие относительное и может быть у детей сформировано только в случае уже овладения ими мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза. Свойства величины не столь конкретны как цвет и форма. Эти свойства относительны. Определить величину можно на основе сравнения.
Качества величины: сравнимость, изменчивость, относительность. Формирование у дошкольников представлений о величине создает основу для овладения ими математическими понятиями. Очень важный навык измерения. Измерение представляет собой количественное дробление измеряемых объектов. Усвоить измерение можно с помощью условных мерок. Измерительная деятельность тесно переплетается со счетом.
Этапы направления в работе (величина):
1. Обучение детей способу сравнения приложения и наложения.
2. Сравнение двух предметов одинакового размера и одного контрастного. Подготовительный этап для формирования сериационных рядов.
3. Обучение установлению отношений между 2-5 предметами, установление сериационных рядов по цвету, форме, объему. На этом этапе вводится понятие - средний. Важна сериация - величина предметов. Устанавливается преставление о натуральном ряде, о порядковых числительных.
4. Построение сериационных рядов из плоскостных геометрических фигур и соотнесение их с объектами. В старшей группе - формируется представление о 3-х мерности.
5. Изменение направлений и точки отсчета ряда; выкладывание только крайних элементов ряда, подбор недостающих, построение ряда от промежуточных элементов (от 3 до 5).
Этапы направления в работе (форма):
1. Сравнение предметов, идентификация предметов по форме.
2. Соотнесение и выкладывание геометрических фигур в образцы – эталоны формы.
3. Выбор геометрической формы по словесной инструкции. Цель этапа -объединить зрительный образ и словесный.
4. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.
5. Обобщение одноцветных, затем разноцветных геометрических фигур в соответствии с образцами, эталонами формы.
6. Нахождение в окружающем предметов определенной формы.
7. Обучение изготовлению аппликации из геометрических форм.
Все упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренирует зрительное внимание и способствует развитию у ребенка пространственных представлений.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения шара, круга и их размеров (большой и маленький). Берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: Вот большой шар. Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его. А это маленький шарик (маленький шар ребенок тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький - в маленькое. Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.
На следующих занятиях ребенка учат различать формы шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии - ребенок знакомится с различным формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На этом занятии у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар - отверстие круглой формы - окошка, кубик - квадрат. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: В большое окошко брось большой шарик, в маленькое - маленький шарик. Число геометрических фигур, которое дети должны различать, постепенно увеличиваются. Игра “Почтовый ящик” дается для закрепления. Предъявляются доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку.
Различение и закрепление понятий большой и маленький проводится в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
Ребенка учат различать высоту предметов (высокий - низкий), длину (длинный - короткий), объем. Эти понятия усваиваются и закрепляются и в быту, и в игровой, и в конструктивной деятельности.
Для формирования этих понятий проводятся специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым. В занятиях со строительным материалом значительно обогащается содержание детской игры. При проведении занятий со строительным материалом важно следить за соблюдением определенной последовательности. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.
На следующих занятиях можно научить ребенка строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, скамейку, ворота и т.д. При этом постоянно отрабатывают и закрепляют понятия большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий.
2 серия упражнения: развитие представлений о цвете.
Этапы направления в работе (цвет):
1. Отождествление (идентификация) предметов.
Для того, чтобы ребенок обратил внимание на сам предмет. Идентификация (по Выготскому) является источником проявления возникновения всех специфических свойств человека.
2. Нахождение идентичного предмета по цвету.
Вводятся основные цвета спектра, дается инструкция "дай такой же" (не обозначая цвета).
3. Соотнесение цвета с эталоном цвета; дается словесное обозначение цвета, но от ребенка название цвета не требуется.
4. Выбор ребенком цвета по словесной инструкции взрослого.
5. Формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Нужно оказывать дозированную помощь (повторение за взрослым первой буквы, первого слога); с помощью опосредованного запоминания (похож на травку, а какая травка).
Вводятся дополнительные цвета: белый, черный, фиолетовый, оранжевый.
6. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
7. Обучение передачи цвета предмета продуктивной деятельности (через раскраски).
8. Формирование представлений о светлостных оттенках /рядов/ 3 элемента.
Расширение словаря, значений слов, употребление слов с двойным значением /золотой цвет - золотые руки/.
У многих детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в дифференциации цвета. Для формирования у них представлений о цвете полезны занятия аппликацией, рисованием, лепкой, вышивание. Развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
3 серия упражнений: развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Эти занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте.
Важно проводить специальные занятия по развитию фонематического слуха. Ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух; сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной по звучанию фонемой. Ребенку предлагается задание на придумывание слов с определенными звуками в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха проводят также специальные игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза-коса, мед-мель и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. На следующем этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие.
Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для развития этой функции используются игры по типу “Волшебного мешочка”. В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности.
4 серия упражнений узнавание геометрических фигур.
Эти упражнения тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений.
На начальном этапе упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров /большой - маленький/. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара, куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличивается. Используются игры, описанные в первой серии упражнений ("Почтовый ящик", доски Сегена)
Очень важным является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрические фигуры на ощупь, а потом рассматривает их.
5 серия упражнений: развитие пространственных представлений. Многие дети с трудом воспринимают и запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. С трудом усваивают такие пространственные представления, как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между и т.п.
Кроме того, им трудно сложить из частей целое при занятиях с разрезными картинками, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании; нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа-налево, с середины тетради. При обучении чтению не могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее, перескакивают на другую строчку. Нарушения пространственного анализа и синтеза мешают и обучению счетным операциям.
Многие из описанных выше игр - упражнений, а также развития движений, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные занятия, которые проводятся поэтапно.
Этапы направления в работе (пространственная ориентация):
1. Ориентация в предметно-пространственном окружении от себя (ориентировка на собственном теле).
2. Ориентация в предметно-пространственном окружении от другого человека /напротив/.
Перенос с помощью зеркала. Отрабатывается схема предметов и ориентировка от других предметов.
3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (направо-налево, вверх-вниз, спереди-справа, сзади-слева). Ориентируются как от себя, так и от других.
Учатся определять свое местонахождение относительно себя и другого человека (в шеренге, в пространстве), использовать предлоги, пространственно ориентировать свои представления (далеко-близко, ближе-дальше).
4. Ориентировка на листе бумаги.
Определить пространство: центр, справа, слева, верх, низ. Вводится понятие посередине, верхний, нижний, правый и левый угол, сторона. Затем расположение элементов узоров, графических знаков в границе малого пространства. (Матрицы Равена, коврики, в которых сделаны дырки; сериационный ряд, здесь же пространственное расположение; составные вкладыши, разрезные картинки из 2-3-4-5 деталей, кубики Кооса).
5. Воссоздание по образцу или пространственное размещение узора. Фиксация и воспроизведение поворотов отдельных элементов узора. Игры (“Поиск предмета в пространстве в заданной схеме”, "Лабиринт"). Упражнения по ориентации в пространстве. Вначале взрослый проводит упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: мяч вправо, влево, вверх. Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнение перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции.
Упражнения по перемещению в пространстве. По полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Начиная с 3-х лет, ребенка учат конструировать из кубиков по подражанию, а с 4-х лет по образцу. Вначале ребенок смотрит и копирует, затем делает все самостоятельно, по памяти.
Формирование временных представлений.
ЭТАПЫ:
1. Формировать представление о сутках: утро, вечер, день, ночь.
2. Формировать понятия: сегодня, завтра, вчера.
3. Формировать понятие: неделя.
4. Формировать понятие: времена года по контрасту: зима-лето, весна-осень.
5. Формировать представление о месяцах года.
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка. Сущность развития ребенка (по Выготскому) заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру, через овладение специфическими средствами "орудий ума", через речь.
С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие?», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала. В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.).
Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).
Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).
Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей.
Разрабатывая систему занятий с детьми мы принимали во внимание, что сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Нами были разработаны рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по эффективному развитию сенсорного восприятия:
- особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию;
- проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане;
- основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика. Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми;
- важным условием сенсорного развития детей раннего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Было изготовлено много пособий из дерева конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети выбирали любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности.
Также в ходе формирующего этапа применяялись различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект давало использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. По возможности использовались и естественные условия природной среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
В помощь работе педагогам ДОУ была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика».
На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги: у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке; проявляется желание творить; повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.
3. Оценка эффективности педагогической деятельности по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста
Повторная диагностика уровня развития сенсорного восприятия детей экспериментальной и контрольной групп проводилась по завершении формирующего этапа по тем же критериям и методикам, что и при проведении констатирующей диагностики. Контрольная диагностика показала, что в обеих исследуемых группах показатели развития сенсорного восприятия претерпели положительные изменения. Ни один ребенок, ни в контрольной, ни в экспериментальной группе не показал низкого уровня развития ни по одному из исследуемых показателей (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Результаты контрольного этапа исследования
Номер испытуемого
сформированность восприятия цвета
сформированность восприятия величины
сформированность восприятия формы
сформированность умения ориентироваться в пространстве
Экспериментальная группа
2
3
3
3
3
6
3
2
2
3
9
3
3
3
3
10
3
3
2
3
17
2
2
3
2
5
2
3
2
3
15
2
2
2
2
4
2
2
2
2
12
2
2
2
2
13
2
2
2
2
Высокий уровень, %
40
40
30
50
Средний уровень, %
60
60
70
50
Контрольная группа
16
3
3
3
3
19
3
3
2
2
3
2
2
2
2
14
2
2
3
3
1
3
2
2
2
8
2
2
2
2
7
2
2
2
2
11
2
2
2
2
18
2
2
2
3
20
2
3
2
2
Высокий уровень, %
30
30
20
30
Средний уровень, %
70
70
80
70
Следовательно, основная образовательная программа ДОУ и рабочие программы педагогов первой младшей группы являются достаточно эффективными для сенсорного развития детей. Проведенный частотный анализ данных контрольной диагностики показал, что, тем не менее, результаты детей экспериментальной группы несколько выше результатов детей из контрольной группы (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Результат частотного анализа данных контрольной диагностики
Так, по исследуемым показателям развития сенсорного восприятия дети экспериментальной группы показывают высокий уровень развития в 30-50% случаев, а дети контрольной группы – в 20-30% случаев. Наиболее высокие результаты дети экспериментальной группы показали по показателю развития сформированности умения ориентироваться в пространстве (50% детей показали высокий уровень развития). В контрольной же группе наиболее высокие результаты выявлены по показателям сформированность восприятия цвета, сформированность восприятия величины и сформированность умения ориентироваться в пространстве - 30% испытуемых показали высокий уровень развития.
Проведение анализа средних значений показало, что по всем исследуемым показатеям развития сенсорного восприятия дети экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы (см. Таблицу 4).
Таблица 4 – Результат анализа средних значений и сравнительного анализа данных контрольной диагностики уровня развития сенсорного восприятия
сформированность восприятия цвета
сформированность восприятия величины
сформированность восприятия формы
сформированность умения ориентироваться в пространстве
В среднем по экспериментальной группе
2,4
2,4
2,3
2,5
Изменения по экспериментальной группе, %
41,2
41,2
53,3
31,6
В среднем по контрольной группе
2,3
2,3
2,2
2,3
Изменения по контрольной группе, %
27,8
35,3
46,7
27,8
Наибольшие различия между группами выявлены по показателю развития «Сформированность умения ориентироваться в пространстве» (см. Рисунок 5).
Рисунок 5. Результат анализа средних значений данных контрольной диагностики
Анализ изменений, произошедших с показателями развития сенсорного восприятия на момент контрольной диагностики показал, что позитивные изменения произошли в обеих группах, но по всем показателям изменения, произошедшие в эекспериментальной группе выше, чем в контрольной. Наибольшим изменениям подверглись показатели сформированность восприятия формы (53,3% в экспериментальной группе и 46,7% в контрольной группе), сформированность восприятия величины (41,2% в экспериментальной группе и 35,3% в контрольной группе) и сформированность восприятия величины (41,2% в экспериментальной группе и 27,8% в контрольной группе).
В целом, анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр помогает развивать сенсорное восприятие более эффективно. Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
Заключение
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
Усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др. , развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения эталонов и мер сенсорных. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.
В исследовании, мы рассмотрели этапы целенаправленного развития сенсорных способностей, которые включают в себя (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.А. Курашова, И.Ю. Нечаева и др.): формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль - М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития определяет возраст от 0 до 5,5 лет.
Констатирующее исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №52 «Росинка» г.Димитровграда Ульяновской области. В исследовании приняли участие 20 воспитанников первой младшей группы ДОУ: 10 мальчиков и 10 девочек.
Констатирующий эксперимент показал, что в исследуемой группе определен достаточно низкий процент высокого уровня сенсорного развития - испытуемые не сразу вступали в контакт, контакт был формальный (чисто внешний), дети были заинтересованы общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен: не замечали и не устраняли допущенных ошибок, результаты деятельности часто были не точными и не соответствовали образцу, после обучения не справлялись с заданиями, предназначенными для их возраста, но выполняли самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. В исследуемой группе преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%, что также говорит о малой эффективности педагогических условий формирования сенсорных эталонов, к этим детям необходим индивидуальный подход. Результаты констатирующего эксперимента показали: изначально развитие восприятия у детей группы имеют равный потенциал, есть необходимость в формировании у детей сенсорных способностей.
В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей экспериментальной группы. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
Для экспериментальной группы нами был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л.А. Венгером, Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Был создан сенсоный уголок в группе, реализованы мероприятия с родителями воспитанников, даны рекомендации для педагогов.
После проведенного формирующего эксперимента, для проверки эффективности реализованной работы, мы провели контрольный эксперимент по диагностикам оценки уровня развития сенсорного восприятия и получили следующие результаты: в анализе методик было отмечено повышение уровня сенсорных способностей в экспериментальной группе, дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют. Анализ данных показал, что на этапе контрольного среза в экспериментальной группе снизилось количество проявлений низкого уровня развития сенсорного восприятия, преобладает же средний уровень и высокий уровень. Общий уровень развития сенсорных способностей у детей в экспериментальной группе значительно изменился – так на момент констатирующего эксперимента у детей преобладал низкий уровень, после проведенной работы в группе стал преобладать средний уровень.
Следовательно, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, перспективные направления изучены, поставленная гипотеза доказана.
Список использованных источников
Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1984. – 203с.
Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 169с.
Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер,2000. – 304с.
Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М. Букатов. – М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. – 96с.
Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.
Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. – М.: Просвещение, 1973. – 110с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2000. – 192с.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 862с.
Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.
Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 1999. – 344с.
Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1963. – 98с.
Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. – СПб: Еврознак, 2002. – 416с.
Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. – 2005. - №2 – С. 76.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416с.
Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] /Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 231с.
Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. – М.: Новое знание, 2006. – 345с.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 300с.
Марцинковская, Д.Т. Детская практическая психология [Текст] / Д.Т. Марцинковская. – М.: Гордарики, 2000. – 255с.
Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 22 – 23.
Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. - №3 – С. 36-41.
Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1972. - №2 – С. 48-55.
Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования [Текст]/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.
Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей [Текст]/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2000. – 300с.
Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002. – 527с.
Петровский, А.В. , Ярошевский, М.Г. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 281с.
Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 – С. 67 – 69.
Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 1995. - №7. – С. 31-35.
Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1965. – 392с.
Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. – М., СПб.:Питер, 2005. – 712с.
Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 1982. – 96с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М.: Феникс, 1997. – 319с.
Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223с.
Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] /Е.И. Тихеева// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – С.90-93.
Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос,1995. – 291с.
Приложения
Тематическое планирование педагогической деятельности по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Ноябрь
Подбор крышки к коробочке (соотношение форм)
Вкусовая характеристика продуктов питания (сладкий, горький)
Складывание из двух частей разрезной предметной картинки
Восприятие (сличение) цвета: красный, желтый.
Знакомство с названиями двух цветов (красный, желтый)
Декабрь
Восприятие величины (большой, маленький)
Различие на слух трех слов с опорой на картинки
Восприятие и узнавание на ощупь шар и куб.
Выбор знакомой игрушки на ощупь по слову
Январь
Дифференциация звукоподражания (выбор из двух-трех предметов)
Вкусовая характеристика продуктов (горячая и холодная)
Выделение на ощупь величины предметов из двух
Выбор по величине и форме по образцу
Выбор по величине и форме по слову
Февраль
Различение цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого
Дифференциация предметов по признаку «мокрый-сухой»
Различение температуры предмета (горячий - холодный)
Вкусовая характеристика продуктов (сладкий, горький)
Диаграмма 3Диаграмма 4ЭђЗаголовок 1]ђЗаголовок 215