Организация активного отдыха в детском саду. Физкультурный досуг.
Организация активного отдыха в детском саду. Физкультурный досуг.
Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.
На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.)
Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
Физкультурные досуги проводятся во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. Организуются они во второй половине дня, преимущественно на открытом воздухе ( в ненастную погоду в зале). В летнее время года физкультурный досуг может проводиться в первой половине дня, после завтрака.
При планировании досугов необходимо применять во внимание такие формы работы, как День здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить досуги в дни, отведенные для физических занятий.
Удобнее всего проводить физкультурный досуг с детьми одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп.
Эффетивность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявленям, не заглушать радостное настроения частыми замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу, дети тоже затихают. Затем педагог предлагает продолжить игру.
При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.
Физкультурный досуг может быть организован на спортивных площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу озера, а также в помещении.
При определении тематики и содержании досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции региона.
Физкультурный досуг не требует организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.
Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, день велосипедиста, олимпиада и т.д.), общественным праздникам.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Клоуны), может быть использован занимательный сюжет, например: «Полет на веселую поляну», «Поездка в лес», «В гости к гномам» и т.д.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Следует вдумчиво относиться к отбору репертуара.
При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи.
В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
В среднем дошкольном возрасте- приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
В старшем дошкольном возрасте-развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
При составлении программы, следует помнить : основное время досуга (60-80%) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.
Кроме того, следует помнить о чередовании подвижных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить силу мышечной и эмоциональной нагрузки.
Для создания радостного настроя у детей необходимо празднично оформить площадку или помещение.
Заканчивается досуг сюрпризным моментом: угощением, награждением, коллективным подарком для всей группы.
Чтобы поддержать интерес детей к физкультурному досугу, можно побеседовать с ними о прошедшем празднике, предложить нарисовать т, что им больше всего понравилось, провести на последующих прогулках игры и аттракционы, вызвавших наибольший интерес.
Таким образом, физкультурный досуг является важной формой воспитания здорового, физически окрепшего дошкольника, прививает ему ряд жизненно необходимых навыков и умений.
15