Сценарий урока Реформы Н.С. Хрущева (10 класс)


Тема урока: «Реформы Н.С. Хрущева: ожидания и реальность»
Автор: Бабенкова Юлия Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Камелик Пугачевского района Саратовской области»
Класс: 10
Предмет: История России
УМК: «История России. Начало XX- начало XXI века». О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов
Тип урока: Открытие нового знания
Цели и задачи:
- Рассмотреть реформы Н.С. Хрущева и дать оценку его деятельности, выявить достижения и проблемы.
- Продолжить развивать логическое и критическое мышление, навыки коммуникативного общения, поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно-важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
- Воспитывать толерантность, самостоятельность и интерес к историческому прошлому своей страны.
Ожидаемые результаты: в результате урока учащиеся смогут:
- Охарактеризовать реформаторскую деятельность Н.С. Хрущева, дать ей собственную оценку.
- Делать выводы и анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, вести дискуссии, аргументировать.
- Занимать определенную позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес к изучаемому предмету, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
Основные понятия: целина, всесоюзные комсомольские стройки, НТР, совнархозы, «жилищная революция»
Ресурсное обеспечение: мультимедийная презентация, ФЦИОР, исторические документы, иллюстрации,
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
План
1. Реформы в аграрной отрасли.
2. Научно-техническая революция в Советском союзе.
3. Реформирование социальной сферы.
4. Оценка реформ Н.С. Хрущева
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация учебной деятельности Предлагает рассмотреть иллюстрации (Приложение 1), ответить на вопросы:
-Что объединяет данные иллюстрации? Объясните.
-Сформулируйте тему урока. Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: (предполагаемые ответы):
- Правление Н.С. Хрущева, проведенные им реформы
- «Реформы Н.С. Хрущева»
2. Актуализация знаний Учащимся предлагается высказать свои ассоциации, которые возникают с именем Н.С. Хрущева Предполагаемые ответы:
- десталинизация- XX съезд КПСС
- разоблачение культа личности Сталина
- «Оттепель»
- Реформы и т.д.
3. Выявление проблемы урока - Что бы вы хотели узнать нового о Н.С. Хрущеве?
На основе высказывания историка Р. Пихоя, учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока
"Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, были и вынужденны, и неизбежны"
Рудольф Пихоя, историк Предполагаемые ответы:
- Какие реформы были проведены?
- Положительные и отрицательные моменты в реформах
- Как общество приняло новшества?
- Оценка деятельности Н.С. Хрущева
4. Постановка целей и задач урока - Рассмотреть реформаторскую деятельность Н.С. Хрущева с помощью различных источников информации (интернет, учебник, исторические документы)
- Проанализировать последствия реформ.
- Дать оценку реформам Н.С. Хрущева
5. Реализация построенного проекта Правление Н.С. Хрущева вошло в историю как «Оттепель», учащимся предлагается работа с различными словарями по понятию «Хрущевская оттепель», задача – охарактеризовать данное понятие
Предлагает в группах изучить доклад Н.С. Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР» - задача: перечислить основные положения, направленные на улучшение с/х производства и облегчение жизни колхозников, подчеркнуть красным маркером отрицательные моменты, синим – положительные, выявить возможные последствия Учащиеся в парах работают над понятием.
Предполагаемый ответ:
- неофициальное обозначение периода правления Н.С. Хрущева
- первая попытка осознания последствий сталинского режима
- это перемены во всех сферах общества
- новые явления в науке
1. Класс делится на две группы, I группа при изучении материала выявляет положительные моменты, II группа – отрицательные.
2. Выступают представители групп
Предполагаемые ответы:
+ освоение целины – последствие – высокие урожаи;
+ колхозники получили паспорта – последствие – расширение прав и свобод
+материальное стимулирование труда колхозников – последствие – улучшение уровня жизни сельского жителя
+снижение налогов – последствие – улучшение уровня жизни сельского жителя
- освоение целины – последствие – с/х упадок в нечерноземных районах страны
- масштабное засевание кукурузы – последствие –провал в развитии животноводства, недоимки по другим с/х культурам
6. Первичное закрепление - В 1957 г. Хрущев выдвинул задачу «догнать и перегнать Америку по производству молока и мяса», учащимся предлагается прочитать стр. 232 и рассмотреть таблицу «Темпы роста с/х производства в 1951 – 1965 гг» (Приложение 2), ответить на вопрос: Был ли реализован данный план на практике и какие последствия за собой повлекли данные мероприятия? Предполагаемые ответы:
- Данный план реализован не был. Последствия данных реформ в области сельского хозяйства повлекли за собой повышение цен на молоко, мясо к 1962 году, в связи с Кукурузной эпопеей были значительно снижены урожаи зерновых культур, СССР был вынужден закупать хлеб за границей.
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет о Хрущевской оттепели. Задача: на основе видео и текста учебника стр. 233 выписать в интерактивный кластер https://learningapps.org/index.php?page=3&s=&category=9достижения НТР СССР, выявить положительные и отрицательные моменты, проанализировать взаимоотношения с США.
На основе опережающего задания рассматривается вопрос о реформах в социальной сфере. Учащиеся просматривают видео, изучают текст.
Предполагаемый ответ:
1.- новые виды энергии
- новые группы населения
- демократизация общества
- автоматизация промышленного процесса
- первый полет человека в космос Ю.Гагарина- введение семилетнего плана
- ликвидация совнархозов
- строительство ГЭС
2. +улучшение уровня жизни
+ развитие промышленности
- нехватка товаров массового потребления
- низкое качество товаров и услуг
3. Хрущев ставил задачу «догнать и перегнать США по производству мяса и молока» это ему не удалось, но СССР был первым в развитии НТР.
Учащиеся разделены на группы:
1 группа – новые явления в трудовом законодательстве, выявить плюсы и минусы
Предполагаемый ответ:
+ повышение зарплаты
+ нормированный рабочий день
+ отмена антирабочего закона
- диспропорции в оплате труда
2 группа – Жилищное строительство: оценка результатов
Предполагаемый ответ:
- увеличение жилищного фонда
- «хрущевки» сегодня.
3 группа – Пенсионное обеспечение граждан: новшества
Предполагаемый ответ:
-установление пенсионного возраста ниже, чем в развитых странах
- пенсионное обеспечение колхозников
4 группа – Быт советского человека времен «Оттепели» Результат работы – мультимедийная презентация.
8. Включение в систему знаний и повторение Учащимся предлагается рассмотреть и проанализировать разные оценки на реформаторскую деятельность Н.С. Хрущева (Приложение 3) и сформировать свою оценку, записать в виде тезисов Изучают материал
Формулируют свою оценку деятельности Н.С. Хрущева
9. Рефлексия Технология «Три М»: учащиеся называют три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока с комментариями
10. Итог урока На основе заполненной в течение урока таблицы (Приложение ?) учащиеся анализируют: все ли цели и задачи были реализованы, решена ли поставленная проблема урока.
С помощью оценочных листов выставляются оценки
11. Домашнее задание параграф 26, написать историческое сочинение «СССР 1953 – 1964 гг» в соответствии с критериями задания ЕГЭ Приложение 2
«Темпы роста с/х производства в 1951 – 1965 гг»
1951 – 1955 гг. 1956 – 1960 гг. 1961 – 1965 гг.
20,5% 30% 11 %
Приложение 3
А.И.Солженицын о ХрущевеИсторикам, привлеченным к 10-летнему царствованию Никиты Хрущева, когда вдруг как бы перестали действовать некие физические законы, к которым мы привыкли; когда предметы стали на диво двигаться против сил поля и сил тяжести, — нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках, и как возможности эти использовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно. Удостоенный первой после Сталина силы в нашей истории — уже ослабленной, но еще огромной силы, — он пользовался ею как тот крыловский Мишка на поляне, перекатывая чурбан без цели и пользы. Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобождение страны, — он покинул это как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для кукурузы, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами.Ничего никогда он не доводил до конца — и меньше всего дело свободы. Нужно было натравить его на интеллигенцию? — ничего не было проще. Нужно было его руками, разгромившими сталинские лагеря, — лагеря же теперь и укрепить? — это было легко достигнуто... (А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ).С.Павлов « На смену придут другие – смелее и лучше нас...»Он был очень интересным человеком, интересным руководителем. При всех своих недостатках... он был очень мужественным и конкретным человеком, искренне стремился изменить жизнь к лучшему. Прежде всего, он беззаветно любил свой народ и свою партию, был предан нашим идеям. (С.П.Павлов был первым секретарем ЦК ВЛКСМ в 1959–1968 гг.) 
Г.Фёдоров «Как нам оценивать Хрущёва?»«Хрущёв в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда отважился на развенчание Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов...» (Г.Б.Фёдоров - ответственный работник в аппарате ЦК КПСС в 60-е гг.)
Приложение 1
4628087281093800-60261532067350056594453584200235648524384000-2724153429000