Рабочая программа по внеурочной деятельности Мои первые проекты (1-4 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
Приложение 34 к ООП НОО
на 2015 – 2016 учебный год
Приказ от 31.августа 2015 г. № 233-О
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
(Развитие познавательных способностей)
(общеинтеллектуальное)
Возраст: 1-4 класс
Срок реализации: 2014 – 2018 гг.
Разработчик: Федяева Марина Александровна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Год разработки: 2014 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, творческой мастерской учителя «Проектирование в начальной школе», методических пособий и рекомендаций по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., а также следующего учебного пособия: Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. рабочая тетрадь для младших школьников (Юным умникам и умницам) «Учусь создавать проект», - М.: Издательство РОСТ, 2011 г. (г. Москва)
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно-способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Цель программы: развитие навыков использования разных источников информации для создания проекта; формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом; трансформация процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать самостоятельность ребенка;
- развивать способности к самообразованию;
- обучать умению планирования своей работы;
- закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями.
Развивающие:
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать умственные способности и умения решать мини – проблемы;
- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные:
- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Место и сроки реализации
Данная программа «Мои первые проекты» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6 - 10 лет.
Программа включает 136 занятий по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы, включая резервные занятия «Советы на лето от Мудрейшего», «Играем в ученых», «Глоссарий». В 3 - 4 классах - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
Режим занятий:
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.
1 – й год обучения. Дети 6-7 лет способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
- Что такое исследование? Кто такие исследователи?
- Как получить информацию? Как задавать вопросы?
- Как научиться выделять главное и второстепенное?
2 – й год обучения. Дети 7-8 лет на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
3 – й год обучения. Дети 8-9 лет на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
4 – й год обучения. Дети 9-10 лет способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Сроки реализации программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате - выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Формы занятий:
- По количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2 – й год обучения), групповая, индивидуальная;
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Направленность программы. Программа «Мои первые проекты» по содержанию является научно – педагогической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – общедоступной, по времени реализации – четырехгодичной.
Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов работы.
Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения компьютерных технологий после окончания школы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Отличия программы. Материал программы опирается на следующие понятия:
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерное работы.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности»
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов
(1 класс)
Второй уровень
результатов
(2-3 класс)
Третий уровень
результатов
(4 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками новых
знаний, опыта решения
проектных задач по
различным направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.
предполагает позитивное
отношение детей к
базовым ценностям
общества, в частности к
образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном использовании
школьниками метода
проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта самостоятельного
поиска, систематизации и оформлении
интересующей
информации.
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты и пр.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектно – исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал? Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
Название проекта
Техника исполнения
Самостоятельность
Сложность
Моё настроение
Применение
IV. Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата
Примечание
Кто я? Моя семья.
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
1
Чем я люблю заниматься. Хобби.
1
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта.
1
Как собирать материал?
Твои помощники.
1
Повторение. Давай вспомним
1
Проблема
1
Проблема. Решение проблемы
1
Гипотеза. Предположение.
1
Гипотеза. Играем в предположения.
1
Цель проекта.
1
Задача проекта.
1
Выбор нужной информации.
1
Интересные люди - твои помощники.
1
Продукт проекта.
1
Виды продукта. Макет.
1
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
1
Составление визитки.
1
Мини-сообщение по теме.
1
Мини-сообщение по теме.
1
Выступление перед знакомой аудиторией.
1
Играем в ученых.
Окрашивание цветка в разные цвета.
1
Играем в ученых.
Окрашивание цветка в разные цвета.
1
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
1
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
1
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
1
Повторение. Давай вспомним
1
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
1
Играем в ученых. Поилка для цветов.
1
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
1
Тест «Чему я научился?»
1
Памятка для учащегося-проектанта.
1
Твои впечатления от работы над проектом.
1
Пожелание будущим проектанта.
Твои советы им.
1
Советы на лето от Мудрейшего.
1
Итого
34
2 класс
2015 -2016 г.
№
Тема
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата
Примечание
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
1
07.09
Выбор темы твоего проекта.
Ты – проектант.
1
14.09
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
1
21.09
Выбор помощников в работе над текстом.
1
28.09
Этапы работы над проектом.
05.10
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».
1
12.10
Проблема. Решение проблемы.
1
19.10
Выработка гипотезы-предположения
1
26.10
Цель проекта
1
09.11
Задачи проекта
1
16.11
Сбор информации для проекта
1
23.11
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
1
30.11
Обработка информации.
Отбор значимой информации.
1
07.12
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»
1
14.12
Играем в ученых. Это интересно
1
21.12
Тест «Чему ты научился?»
1
28.12
Отбор информации для выступления. (Мини-сообщение)
1
11.01
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
1
18.01
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
1
25.01
Знаком ли ты с компьютером?
Программа MPP-Microsoft Power Point
1
01.02
Знаком ли ты с компьютером?
Программа МРР
1
08.02
Совмещение текста выступления с показом презентации
1
15.02
Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
1
20.02
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрейшего»
1
29.02
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
1
14.03
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»
1
21.03
Играем в ученых. Это интересно
1
04.04
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
1
11.04
Памятка жюри конкурсов
1
18.04
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
1
25.04
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
1
16.05
Играем в ученых. Это интересно
1
23.05
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам
1
25.05
Советы на лето от Мудрейшего
1
26.05
Итого
34
3 класс
2016-2017 г.
№
Тема
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата
Примечание
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
1
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
1
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи
1
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
1
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
1
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
1
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
1
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
1
Памятки. Составление памяток по теме проекта
1
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
1
Практическая работа. Создание мини-постера
1
Практическая работа. Создание мини-постера.
1
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
1
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
1
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации.
1
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации.
1
Программа МРР. Дизайн
1
Программа МРР. Дизайн
1
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
1
Требования к компьютерной презентации. Power Point
1
Требования к компьютерной презентации. Power Point
1
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
1
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
1
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
1
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
1
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
1
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1
Твои впечатления от работы над проектом
1
Пожелания будущим проектантам
1
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрейший)
1
Советы на лето от Мудрейшего
1
ИТОГО
34
4 класс
2017-2018 г.
№
Тема
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата
Примечание
Твои новые интересы и увлечения
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
1
Виды проектов
1
Исследовательско – творческий проект
1
Творческий проект
1
Ролево – игровой проект
1
Ролево – игровой проект
1
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой
1
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой
1
Информационно – исследовательский проект
1
Информационно – исследовательский проект
1
Информационно – ориентированный проект
1
Практико – ориентированный проект
1
.Монопредметный проект
1
Монопредметный проект
1
Межпредметный проект
1
Виды презентационных проектов
1
Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции
1
Вид презентации проекта в рамках научной конференции
1
Правильная подготовка презентации к проекту
1
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления
1
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления
1
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом
1
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом
1
Типичные ошибки проектантов
1
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
1
Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой
1
. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей
1
Практическая работа
1
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
1
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации
1
Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев
1
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам
1
Страница благодарности тем, кто окружил и поддерживал тебя в этом году. (Руководителю проекта и так далее)
1
Советы Мудрейшего на лето
1
ИТОГО
34
V. Содержание программы
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
При выборе содержания Программы я руководствовалась следующим:
- Спирально-концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня , который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно- исследовательской деятельностью далее.
- Определенным Базовым уровнем владения проектно-исследовательской деятельности.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Выбор темы, постановка цели и задач
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Выдвижение гипотез
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если Проблема, выдвижение гипотез.
Сбор материала
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
Обработка информации
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Обобщение материала. Правила оформления материала
Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Отчёт по собранному материалу
Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Требования к оформлению работы. Повторение
Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература», выводы и оформление «Заключения».
Оформление работы на компьютере
Правила работы за компьютером.
Подготовка текста защиты проекта
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
Подготовка презентации
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Мудрейшего» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010. - 5с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: 2012 г.- 135 с.
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». – 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Материально-техническое обеспечение: компьютер; проектор; Интернет; электронные обучающие диски.
Список литературы, источников и ресурсов
используемые для разработки программы
Литература:
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты /авт. – сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся /авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2012.
Как организовать проектную деятельность учащихся: авт. – сост. И.С. Сергеев. – М.: АРКИ, 2009.
Метод проектов в начальной школе: система реализации /авт. – сост. Н.В. Засоркина (и др.) – Волгоград: Учитель, 2103.
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт. – сост. М.Ю. Шатилова (и др.) – Волгоград: Учитель, 2013.
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
рекомендованные для обучающихся и педагога
С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка (Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений). – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон (в 4 томах) – Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания – М.: «ТЕРРА», 1994.
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. (В 4 томах), - М.: «Русский язык», 1998.
Российская Академия наук. Русский орфографический словарь. (Около 180 000 слов). Институт русского языка им. В.В. Виноградова, РАН, 1999, 2005.
В.И. Даль. Энциклопедия русского слова. – М.: «Эксмо», 2002.
Большая книга игр для детей. Коллектив авторов. – М.: «Планета детства», 2002.
Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек № 5. – М.: «Астрель», 2006.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
13PAGE \* MERGEFORMAT143415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515