Исследовательский проект Белое кружево березы
Управление образования МО Алапаевское.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Деевская средняя общеобразовательная школа»
Направление: научно-техническое
Секция: Человек и окружающая среда
Белое кружево березы.
Исполнитель:
Борисов Илья
ученик 3 класса
Руководитель:
Бунькова Наталья
Николаевна
учитель начальных
классов
I кв.категории
с. Деево, 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Береза-русская красавица……………………………………………………..5
2. Береста. Свойства и польза берестяных изделий ……………………………6
2.1.Заготовка бересты…… ……………………………………………………..7
2.2.Хранение бересты. ………………………………………………………......9
2.3.Виды плетения из бересты…………………………………………………..9
3. Практическая часть……………………………………………………………...11
3.1Интерес к работе……………………………………………………………..11
3.2.Мое первое изделие…………………………………………………………11
3.3. Солонка……………………………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………….15
Введение
У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении и декорировании даже самых обыденных бытовых изделий. В прошлом предметы, сделанные из местных растительных материалов, занимали большое место в жизни крестьянина, широко их использовали северные охотники, жители тайги и гор. Они настолько прижились в быту народа, что даже появились шутливые присловья вроде: «Кабы не лыко, да береста, мужик развалился бы».
В изготовлении изделий из бересты, есть какая- то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать берестяные ленточки, становится странным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приёмы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.
Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали.
В настоящее время в условиях современной жизни такая преемственность практически прервалась. Сегодня, когда нарушается связь с прошлым, с народными традициями и промыслами возникает необходимость в том, чтобы не утратить ниточку, соединяющую нас с нашими исконными русскими обычаями, с истоками, с занятиями наших предков. Поэтому тема изготовления изделий из бересты становится довольно актуальной, особенно в современных условиях, т. к. способствует формированию патриотических качеств, что на сегодняшний день необходимо современному школьнику.
Цели:
1. Знакомство с историей, традициями своего народа.
2.Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
-проанализировать научную информацию по данной теме
-узнать об истории берестяного промысла, как части национального наследия;
- выявить основные свойства и методы обработки бересты;
- освоить основные технологические приемы в изготовлении берестяных изделий.
Предмет исследования: береста
Объект исследования: использование бересты в декоративно-прикладном творчестве
1.Берёза-русская красавица
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы…
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, белая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение, радость. Берёза – одно из самых любимых на Руси деревьев и один из главных образов народного творчества. В песнях, сказках, преданиях берёза - символ весны и Родины. Любимое дерево наделяется самыми ласковыми эпитетами. Её называют стройной, кудрявой, тонкой, белой, душистой, весёлой. Бесчисленны поговорки, пословицы, загадки, связанные с берёзой. «Берёза не угроза – где она стоит, там и шумит». В старину у берёзы в начале лета был свой особый праздник – семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками берёзы, как драгоценными цветами, украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых берёзок, гадали, завивая венки из берёзовых ветвей, и пели песни. Крестьянам хотелось верить, что урожай к осени будет тучным, как листва на берёзе. В народных приметах берёза тесно связана с сельским хозяйством. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. В старину считали, что берёзовый сок (пасока) имеет целебные свойства, им отпаивали больных и промывали раны. Берёзовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Народная мудрость давно сумела оценить замечательные целебные свойства берёзы. Почки и молодые побеги берёзы и сегодня используют в лекарственных целях.
2.Береста. Свойства и польза берестяных изделий
Снаружи берёзу сплошным чехлом покрывает кора. Берёзовая кора не пропускает влагу и воздух и практически не поддающаяся гниению. Ежегодно эти слои прирастают, и кора становится толще. По количеству тонких слоёв, как и по годичным кольцам древесины, можно определить возраст дерева. Внутренние слои, бывают различных оттенков: от жёлтого цвета, до тёмно- коричневого цвета. Именно эти внутренние слои и есть береста, используемая при изготовлении различных изделий. Тонкая, правильно выделанная береста по своей упругости, гибкости, прочности не уступает коже. Эти качества взяли на вооружение мастера народного творчества, модельеры, и на свет появились прекрасные изделия из бересты, уникальные коллекции одежды.
В Древней Руси бересту применяли для изготовления предметов быта – в каждой избе обязательно были туески, короба, заплечные короба – пестери (прадедушка современного рюкзака) и другая утварь. Из узких длинных лент, снятых весной со ствола дерева, плели корзины, солонки, обвивали ими деревянные пастушьи рожки. Даже небольшой обрывок бересты в руках народного музыканта мгновенно превращался в простейший музыкальный инструмент.
В большом почёте была берестяная обувь (лапти, галоши, сапоги). В зависимости от местных условий эти изделия украшались различными узорами, выполнялись в разных технологиях.
Особый интерес представляют берестяные грамоты, донесшие до нас информацию многовековой давности. Именно на бересте писали когда-то наши предки. Известные случаи, когда и в Великую Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свои газеты.
«Бела берёза, да дёготь чёрен», - говорится в русской поговорке. И действительно, если бересту подвергнуть сухой перегонке, то можно получить вязкую пахучую жидкость чёрного цвета – дёготь. В старину дёгтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колёса и петли дверей. К тому же дёготь врачевал: в народной медицине его использовали при различных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского. Оригинальная зубная паста была у жителей Урала. Тот, кто жевал берестяную смолу, имел белые и крепкие зубы. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Специальными научными исследования установлено, что изделия из берёзовой коры снимают головную боль и нормализуют давление. В берестяной колыбельке малышу спалось так же сладко, как на чистом воздухе в березовом лесу, ведь в бересте содержатся полезные для здоровья летучие вещества.
Гигроскопичность и бактерицидные свойства бересты не давали скиснуть в плетёных туесках молоку, сметане, творогу, масло в них не горкло, соль не отсыревала. Теплоизоляционные свойства бересты позволяли ключевой воде в туеске даже в жаркий день оставаться прохладной. В берестяных туесах скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла. Свежая рыба могла очень долго храниться в коробе или закрытом кузовке. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заводились жучки. А ещё береста отпугивала моль от шуб и шапок.
Бересту также использовали в строительстве деревянных изб, для защиты от холода, гнили и сырости, прокладывая её под нижним венцом и между брёвнами.
Из листовой бересты, снятой большими кусками, изготавливали маленькие лодки, палатки, использовали её в качестве кровельного материала. Береста столь легка, что даже крупные изделия из неё практически невесомы. Это по достоинству было оценено нашими прабабушками и прадедушками.
Всё на Земле взаимосвязано и приспособлено друг к другу, вот почему, прикасаясь к тёплым берестяным вещам, чувствуешь особую тонкую связь с природой.
2.1. Заготовка бересты
Человек, любящий природу, едва ли захочет купить берестяную вещицу, если посчитает, что кора была снята с живой берёзы.
Действительно, это если и не губит дерево окончательно, то заставляет его долго болеть. В этих «анти - экологических» действиях нет нужды, ведь материала и так предостаточно: в лесных хозяйствах берёза считается сорняком, по сравнению с «деловой» древесиной (сосной и елью), поэтому бересту можно снимать с поваленных деревьев или предназначенных к вырубке лесниками.
Бересту заготавливают на рубеже весны или ранним летом, когда от набухшей соком коры берёзы легко отделяется.
В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты:
Когда появятся первые комары;
Когда первый гром прогремит;
Когда листочки на берёзе станут размером с пятикопеечную монету.
В зависимости от назначения материала существует три вида заготовки:
1.Пластовая береста - это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный длинной окружности ствола дерева. Она используется для плетения небольших изделий, обшивки туесов, изделий из цельного куска бересты. Ножом – косяком осторожно, без значительного нажима выполняют сверху вниз вертикальный надрез, не повреждая лубкового слоя. С его же помощью отделяют от дерева край пласта и затем снимают его целиком. Ножом же очищают верхнюю часть ото мха и грязи.
2.Для плетения крупных изделий использую длинные спиральные ленты. При снятии лент длиной до нескольких метров вокруг ствола делают спиральные надрезы нужной ширины, начиная сверху вниз, и отделяют бересту. Для удаления мха и грязи снятую ленту протирают. Полученные ленты сворачивают в рулон, клубки, лицевой частью наружу, оставляя в них вентиляционное отверстие.
3.Наиболее трудоёмкий труд считается заготовка сколотнь (цилиндр) для туесов. Не всякая берёза годится для снятия сколотней. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностью, без наплывов и трещин. Ствол распиливают, затем удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и с помощью тонкого клина щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту.
Затем её сдёргивают и получают цельный цилиндрический сколотнь. Сколотень снимают одновременно с двух концов, начиная с тонкого конца ствола. Снятый сколотень также протирают тряпкой. Заготовка бересты – занятие трудоёмкое, связанное с большой физической нагрузкой, поскольку нередко приходится делать большие переходы.
2.2. Хранение бересты
Если береста заготавливается впрок, её необходимо поместить в сухое прохладное помещение, избегая попадания прямых солнечных лучей (сарая, чердак и другие). В сыром помещений береста покрывается плесенью, жёлтыми пятнами, а от прямых солнечных лучей меняется её цвет. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит или в небольшие стопки и прослаивают листом фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают груз. Рулоны лучше складывать на полках. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а подсушенные сколотни - вставленными друг в друга. Береста хранится несколько лет, но при этом значительно теряет свои качества для работы. Поэтому объём заготовленной бересты не должен превышать количество, которое вы сможете использовать.
2.3. Виды плетения из бересты
Плетение из бересты во многом схоже с плетением из других материалов .Но только из бересты, используя определённые приёмы, можно изготовить такие изделия, которые невозможно выполнить из других материалов.
В основе плетения лежат два основных принципа: соединение и сгибание. Соединяя отдельные берестяные ленты, сгибая и заплетая их, можно получить плетеную ленту. Часто плетут заготовки для берестяных изделий, а плетение комбинируют с шитьём. Благодаря практичности, береста – прекрасный материал для плетения. Тонкие, непересушенные берестяные лычки (ленточки) можно сгибать под любым углом – они не сломаются.
Существует четыре вида плетения из бересты - прямое плетение, косое плетение, плетение из пластовой бересты и сшивное плетение.
В походах и экскурсиях можно использовать бересту для изготовления некоторых поделок. Легко можно сделать из бересты черпачок для питья. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, загнуть одну из его сторон вдвое и скрепить расщеплённой палочкой. Для сбора ягод, грибов и других интересных лесных находок нетрудно сделать берестянку. Для её изготовления берут прямоугольный лист бересты, изгибают в форме коробки. Затем в углах, местах соединения, прокалывают отверстия, для скрепления продевают в них прутики. Это простые по технологии изготовления поделки. Ни один мастер не в состоянии обойтись без инструмента.
Ножи – косяки различной заточки, они нужны для подготовки бересты к работе, резьба по бересте, изготовление ленточек для плетения.
Скобы – незаменимая вещь при заготовке бересты и очистка круглых поверхностей большого размера.
Для плетения необходимы: ножницы, шило круглое; для разметки по бересте: линейки разной длины; скрепки канцелярские; пинцет или маленькие плоскогубцы для протаскивания лент в труднодоступных местах. При работе также используется подсолнечное масло.
Для работы с пластовой берестой нужны следующие инструменты: ножовка, молоток, рашпиль, пробойники различных диаметров, шилья разные, циркуль, чеканы и штампики для тиснения, а также наждачная бумага и шпагат.
Практическая часть
Когда моя мама училась в школе, она ходила в кружок Народного творчества. Там она училась плетению из бересты. В настоящее время она не оставила это занятие, продолжает создавать замечательные изделия из данного материала. Она плетёт из бересты лапти, сапоги, бусы, разные подвески и многое другое. И глядя на неё, как она плетёт, мне тоже захотелось заниматься эти ремеслом. Ведь это так интересно и здорово.
Работать с берестой непросто. Это требует большой усидчивости, терпения. Береста не сразу раскрывает свои секреты и первое время непослушна рукам. Руки - это наш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее. Такая сноровка вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы, к такому выводу пришел я после знакомства с берестой.
3.2. Мое первое изделие
Моим первым изделием стала подвеска-звездочка. Эта звездочка не простая, это-оберег, который охраняет дом от злых духов. Сначала плетём бусинки. Бусинки выполняют из тонких лент шириной 8 – 15 мм. Один конец ленты заостряют.
На конце ленты сгибают четыре квадрата. Линии сгиба должны быть чётко видны. Первый квадратик накладывают поперёк на четвёртый. Держа левой рукой бусинку за второй и третий квадратики, первый и четвёртый квадратики, перегибая по диагонали, поднимают вверх, закрывая полость бусинки. Конец ленты по ходу прикладывают к пластинкам 2 и 3 и заправляют в переплетение. Затем плотно затягивают изделие, прижимая пальцами места перегиба. Свободный конец ленты ещё раз надо по ходу приложить к одной пластине и повторно заправить в поперечину под пластинку. Лишние куски лент отрезают. А затем плетём звёздочки. Это изделие выполняется из четырёх лент шириной 12 мм, длиной 300 мм. Концы лент заостряют, сгибают пополам и сплетают в неразъёмный квадрат. Четыре верхних конца лент поочерёдно перегибают, закрывая предыдущий, последний заправляют в переплёт. Из восьми концов лент четыре находятся чуть выше остальных. Один из них сгибают в сторону, образуя уголок 45 градусов. Затем ту же самую ленту сгибают ещё раз, оставляя небольшой просвет, и образовавшиеся уголки кладут друг на друга, а конец заправляют в переплёт. Таких участков будет четыре. Переворачивают изделие лицом вниз, выполняют ещё четыре уголка из оставшихся лент. Итак, восемь лучей, уголков симметрично относительно друг друга отходя от квадрата. На двух сторонах квадрата из лент выполняют фигуры в виде конуса под названием « рожок». Лишние концы лент убирают.
3.3Солонка
В моей коллекции еще совсем мало работ. Накануне новогодних праздников я под чутким руководством мамы сделал елочку, которую отправляли на выставку в район. Сейчас я работаю над созданием солонки для хранения соли. Она украсит интерьер нашей кухни. Для работы потребуется 12 ленточек шириной 15мм, длиной 450мм. Для заплетения коврика 6 на 6 на стол укладывают крест - накрест 2 ленты, слегка протёртые подсолнечным маслом. Подрезанными по ширине их заплетают к первым, лежащим на столе лентам по одной с каждой стороны последовательно, набирая коврик 6 на 6, уплотняют ленты к середине. Коврик должен иметь форму квадрата. При необходимости коврик уплотняют. Для образования изделия из 6 лент одной из сторон коврика поднимают 2 средние ленты, перегибают через поперёчный край ленты и заплетают в уголок, фиксируя скрепкой. На трёх оставшихся сторон коврика также заплетают уголки. Все углы должны находиться на одной линии и на одинаковом расстоянии. Снимают зажим с одного из углов и поочерёдно приплетают к нему лежащие от него слева и справа по две ленточки. Плетево уплотняют, подтягивая за концы лент, и фиксируют зажимом. На одной стороне изделия образовалась стенка. Заплетая ленты к противоположному уголку, а затем и к боковым формируют стенки. Затем для их наращивания снимают зажим, находящийся ниже других, и свободные концы заплетаю вверх. В произвольном порядке заплетают стенки высотой на 3 клетки, считая от одного из углов основания изделия. Плетево уплотняют. Для образования бортика в изделии находят пару лент по высоте от основания, перегибают по диагонали квадрата их на себя и заплетают в переплетение стенок. При этом первая лента проходит поверх второй, а вторая поверх первой. Ленты второй пары заплетаются параллельно лентам первой поры. И так все пары на одной высоте, перегибая, заплетают в стенки первого слоя. Ленты в бортике должны заплестись так, чтобы образовалась цельная монолитная линия. Ленты второго слоя покрывают полностью изделие. Одна из каждой пары встречных лент, наезжая на вторую, заплетается на два переплетения, и лишний конец аккуратно обрезается. Если ленточка оборвалась или оказалась короткой, её наращивают другой такого же цвета.
Работа с берестой сложная, но интересная. Когда появляется готовое изделие, душа радуется, как будто ты соединяешься с природой, и становишься с ней одним целым.
Заключение
Стремясь к новому, нельзя терять то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков мудростью наших предков.
Берёза, являясь для русских архетипом дерева, будит в нас патриотические чувства и активизирует генетическую память, вызывает умиротворяющее воспоминание о счастливой жизни предков. Ротанг оставляет нас равнодушными. Уже одного этого достаточно, чтобы береста стала в России материалом номер один, а затем и распространилась по всему миру.
А если серьёзно, то достоин, к сожалению, тот факт, что, не смотря на то, что в нашей стране есть и умельцы, и традиции, ассортимент берестяных изделий, по большей части, ограничивается безделушками для иностранцев.
В отличие от предков, мы не представляем, как вписать берёзовую кору в домашний обиход. Хотя берестяные вещицы выглядят хрупкими, на деле можно убедиться в их практичности и долговечности. Каждая вещь, сделанная на бересты, индивидуальна, так как здесь присутствует только ручной труд. Работа с берестой вызывает огромный интерес, потому что это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, можно очень быстро увидеть результат своего труда. В работе с берестой не применяются вредные вещества (растворители, лаки). В процессе работы над проектом я узнал, что у каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие — в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.
В заключение хочется добавить, что береста настолько естественный природный материал, что ощущается его тепло и доброта, а главное - Жизнь.
Литература
1.Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов. Издательство «Клуб семейного досуга», Харьков, Белгород 2011г.
2.Кочев. М.С. Секреты бересты. Информационный издательский дом. Профиздат., Москва 2009г.
3.Спиридонов М.Ю., Спиридонова М.В. Плетение из бумаги и бересты. Издательский дом «Литература». Санкт-Петербург 2011г.
4.Ускова Ф.А. Береста. Русское золото. Профиздат., Москва 2010г.