Технологическая карта урока химии 8 класс по теме «Электролитическая диссоциация».

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме «Электролитическая диссоциация».
Данные об учителе: Адамова Светлана Алексеевна, учитель химии.
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Тема урока: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: Формирование представлений об электролитической диссоциации, ее механизме для веществ с различным типом химической связи.
Основное содержание темы, термины и понятия:
1.Содержание темы предполагает изучение процессов диссоциации и ассоциации, их механизма у веществ с различным типом связи.
2.Электролиты и неэлектролиты, степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
- умение вести наблюдение.
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные результаты:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- умение соотносить учебные действия с известными правилами.
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные результаты:
- умение формулировать высказывание.
- умение согласовывать позиции и находить общее решение.
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные результаты:
- умение характеризовать процесс растворения веществ с позиций представлений об электролитической диссоциации.
- умение распознавать вещества электролиты
Тип урока: изучение новой темы.
Организация образовательного пространства (условия обеспечения учебной деятельности):
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Ресурсы (материально-техническое обеспечение):
Оборудование: компьютер, проектор, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Power Point, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)
Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголь, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди (II).
Форма работы: индивидуальная, в паре, групповая.
Межпредметные связи: физика 7 класс.
Технология изучения темы:
Этап урока
Цели этапа
Методы и приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД и предметные действия

1 этап. Самоопределние к деятельности, целеполагание.
1. Актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «раствор» и «растворимость веществ», умением решать расчетные задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества.
2.Мотивировать обучающихся к изучению темы..

Создание проблемной ситуации (два-три обучающихся решают расчетные задачи на определение массовой доли растворенного вещества у доски (в тетради).

Индивидуальная, групповая, в паре
Задание 1. Что такое электролитическая диссоциация?
Задание 2. Кто занимался вопросами изучения процессов растворения и диссоциации веществ?
Задание 3. Из записанного на доске перечня веществ напишите их формулы. Дайте им названия.
Оксид натрия (1), серная кислота (2), гидроксид алюминия (3), сульфат калия (4).
Проверьте друг друга, помогите друг другу исправить возникшие ошибки. Ответьте друг другу на вопросы.
1. Что такое раствор?
2. Какие виды растворов вы знаете?
Задание 4.
Напишите уравнения реакции:
1. между 1 и 4 веществом
.2 между 3 и 4 веществом
Проверьте друг друга.
На доске пишет слова:
1. Электролитическая диссоциация . Что вам известно об этом понятии?
2. Какие слова-ассоциации приходят вам на ум, когда вы слышите эти понятия?



3. Можем ли мы, имея в запасе лишь слова - ассоциации, разобраться, что такое электролитическая диссоциация?
4. Приглашает выступить ученика, который работал с дополнительной литературой в начале урока.
5. Предлагает выбрать в определении главное слово, выбрать слова, которые расширяют представление о главном (родовом) слове, т.е. слова-признаки.
6.Ставит проблемный вопрос: «Почему диссоциацию называют электролитической?».
7.Предлагает ответить на этот вопрос ученику, работавшему с дополнительными источниками, и (или) комментирует его ответ.
(Диссоциация протекает в растворах особых веществ – электролитов.)
Учитель ставит вопрос: «Какие вещества называют электролитами?»









1. Обучающиеся по найденным материалам в учебнике готовят мини-сообщения. Остальные ученики класса работают по заданиям в тетрадях.

2. Выполняют задание на понимание.













1. Ученики затрудняются ответить.
2. Слова-ассоциации могут быть такими: «электрический», «ток», «разложение» и другие.

3. Ученики выражают мнение.

4. Ученик предлагает определение ДИССОЦИАЦИИ в общем виде.
5. Выполняют задание на понимание.


6. Ученики выражают мнение и предлагают варианты ответа.
7. Ученик предлагает ответ сути процесса диссоциации.










Личностный результат
-Проявление интереса к поставленной проблеме.
Предметные результаты
-Умение решать расчетные задачи.
-Умение называть вещества изученных классов, составлять уравнения химических реакций.
Коммуникативные результаты
-Умение работать с информацией на опережение.
-Умение работать в паре.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность
1.Научить школьников формулировать понятия: «электролит»; неэлектролит»; «степень диссоциации».
2.Составлять уравнения диссоциации.
3.Объяснять механизм электролитической диссоциации.
беседа
индивидуальная
Учитель, обобщая высказывания обучающихся, формулирует проблему урока. Существуют вещества, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы.
Как происходит этот процесс у веществ с различным типом связи?
Задание 1. Рассмотрите модель механизма диссоциации и подготовьте рассказ об этом явлении.
Учитель объясняет, как осуществлять условную, графическую запись процесса диссоциации – уравнения диссоциации. Предлагает алгоритм деятельности.
Задание 2. Определите сильные и слабые электролиты.







1. Опыт.

Обсуждаются понятия: степень электролитической диссоциации; сильный и слабый электролит.
2. Выполняют задание на осмысление.




Личностный результат
-творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный результат
-умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
-умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
- умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1.Установить степень усвоения темы «Электролитическая диссоциация».
2.Стимулировать интерес к выполнению заданий частично- поискового и эвристического характера.
-Научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.
-планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Упражнение в выполнении заданий
Индивидуальная
Задание 3 (репродуктивный уровень). Запишите уравнения электролитической диссоциации веществ: хлорида натрия, карбоната калия, сульфата меди (II) по предложенному алгоритму.
Задание 4 (частично-поисковый уровень). Зная, что в растворах попарно присутствуют ионы калия и хлора, водорода и сульфат-ионы, магния и нитрат-ионы, составьте уравнения диссоциации исходных веществ.
Задание 5 (эвристический уровень). В одном стакане растворили несколько неизвестных веществ. В результате анализа выяснили, что в растворе присутствуют ионы калия, хлора, водорода, магния, сульфат-ионы и нитрат-ионы. Вопрос: «Какие вещества были растворены в воде?».
3-5. Выполняют задание на осмысление.
Регулятивный результат
-умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметный результат
-умение различать сильные и слабые электролиты.




Групповая
Предлагает выполнить задания в учебнике: ТПО 6; с. 112, № 11

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу


4 этап.
Рефлексивно-оценочный.
Научить школьников:
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
-оценивать результат своей деятельности;
-оценивать результат учебной деятельности.
беседа
Индивидуальная, коллективная
Задание 1 (самоанализ). Составьте синквейн на тему «Электролитическая диссоциация».
Задание 2 (самооценка).

Домашнее задание: §35, упр.1.

Учащиеся составляют синквейн.

Продолжите предложение:
- Сегодня я узнал
- Я удивился
- Теперь я умею
- Я хотел бы

Познавательный результат - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивный результат - формирование адекватной самооценки
Предметные умения: определение ключевых понятий.
Коммуникативный результат -использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей


Заголовок 215