Школа России .Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Урок русского языка с использованием ИКТ
Предмет: Русский язык
УМК: Школа России
Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г.
Номинация – урок с использованием ИКТ
Тип урока – открытие новых знаний.
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
Цель: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Учить правописанию падежных окончаний имен существительных.
Учить проверять правописание падежных окончаний.
Устанавливать причинно-следственные связи правописания безударного падежного окончания имени существительного со склонением.
Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник Русский язык 4класс автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. УУД
1 этап.
Мотивация к учебной деятельности.
(Минутка вхождения в урок). Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание к нам без опоздания.
- Ребята посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. Слайд №1.
Прочитайте про себя стихи Зинаиды Александровой:
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветке снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
- Прочитайте стихотворение вслух.
- Как вы понимаете смысл стихотворной строки:
(И ловит кошка рыжая веселых белых мух).
- Как называется прием, который использует автор?
- Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
- Я бы хотела, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас до конца урока. - Кошка ловит белые снежинки.
Радость, счастье, красоту, ожидание праздника.
. Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2 этап.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Придумайте имена существительные на тему зима.
- Расскажите об имени существительном, как части речи.
- Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд №2.
Зима вьюга мороз
Снег метель солнце
Буран печь горка
-Найдите общие признаки по которым можно объединить эти слова в одну группу.
-Найдите признаки по которым можно разделить слова на группы.
-Произведите группировку по склонению и обозначьте орфограммы.
-Взаимопроверка по эталону Слайд №3. Самооценка по линеечкам.
-Составьте предложение о зиме по картине.
-А у меня на экране Слайд №4 вот такое предложение.
Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели.
-Найдите имена существительные.
- Определите падеж и окончания имен существительных : вьюге, бурану, метели.
- Что заметили?
- Проверьте, в какой позиции стоят окончания имен существительных?
- Можем ли мы точно определить, какую гласную писать в безударном окончании, в слабой позиции имен существительных?
- Придумывают имена существительные.
- Имена существительные, И.п, ед.ч.
-По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению.
-Учащиеся выполняют.
- Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в разных склонениях и имеют разные окончания.
- Все окончания безударные, стоят в слабой позиции.
- Нет.
Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации.
Предметный результат
Использование опыта и знаний, необходимых для получения новых знаний.
Метапредметный результат.
Развитие устной и письменной речи.
Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
3 этап.
Постановка учебной задачи. - Какова же тема нашего урока?
-Какова же цель нашего урока?
- Правописание безударных окончаний имен существительных.
- Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных.
Умение ставить тему урока, цель и планировать свои действия.
4 этап.
Открытие нового знания.
Гипотеза.
- Как вы думаете, от чего может зависеть написание окончания имени существительного.
-Давайте проведем исследование.
Для этого поработаем в группах.
-Вспомните правила работы в группах.
Каждой группе нужно просклонять имена существительные 1, 2, 3 склонения и установить зависимость безударных окончаний от ударных.
1 группа
Земля, зима, тетя, горка
2 группа
Конь, окно, дом, солнце
3 группа
Печь, степь, метель, совесть
Проверим, каковы результаты исследования.
Вывод записывают в таблицу на доске.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Уд. Без. Уд. Без. Уд.без.
И. –а,-я -, -о, -е -
Р. –и, -ы -а,-я -и
Д .- е -у, -ю -и
В .-у,-ю -я,-о,-е -
Т. -ей,-ой --ом,-ем -юП. –е -е -и
-Проверим, правильно ли мы рассуждали по учебнику.
Чтение окончаний имен существительных по таблице.
-Почему я подчеркнула окончания в Р.Д.П. падежах.
Оцените свою работу по линеечкам.
- В нашем предложении падеж один, число такое же, а вот склонение разное.
Может быть написание безударных окончаний имен существительных зависит от склонения? Безударные окончания можно проверить ударными.
Читают склонение, обозначают окончание существительных в различных падежах.
-Безударные окончания имен существительных пишутся так же, как и ударные. Для проверки безударного окончания имени существительного можно подобрать слово с ударным окончанием или посмотреть в таблицу.
- Они самые трудные. Предметный результат
Использование опыта и знаний.
Метапредметный результат
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, готовность вести диалог с товарищем.Личностный результат.
Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
Метапредметный результат.
Овладение логическими действиями анализ, синтез, формулирование вывода.
5.Первичное закрепление.
Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного. -Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.
Слайд 5.
Письмо к бабушк…, на вершин…,
В овраг…, у сирен…, на тетрад…,
По дорог…, к деревн…, на топол…,
С горк…
Письмо с комментированием
Давайте составим алгоритм проверки окончания имен существительных.
(зима, конь, печь)- слова помощники.
- Проверим по учебнику, правильно ли мы рассуждали?
Слайд №6
Оцените свою работу по линеечкам.
Метапредметный результат.
Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий.
Предметный результат.
Определение безударного окончания имени существительного а разных падежах, развитие устной и письменной речи.
6. Физкультминутка. Музыкальная разминка. Слайд презентации .Ребята выполняют упражнение под музыку для глаз. Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.
7. Самостоятельная работа по группам.
Включение в систему знаний. -Сейчас будем работать в группах.
В инструкционной карте 3 задания. Вы выбираете себе любое задание.
1.Просклонять имена существительные:
Березка, край, ель
-Произвести зв.буквенный разбор слова –ель.
2. Вставить безударные окончания имен существительных:
Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел…
-Произвести разбор слов по составу:
Бродить, дорожка, полянка.
3.Составить предложения. Объяснить правописание безударных окончаний имен существительных.
1.Дедушка идет по лесной тропин….
2.Старый пень стоит в снежной шапк….
3.На вершин… ел… сидит красногрудый снегирь.
-Произвести синтаксический разбор 1 предложения.
Оцените работу в группе. Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей, выполнение задания.
Презентация работ группы.
Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение. Личностный результат: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметный результат.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
9. Рефлексия.
Итог деятельности.
Слайд 4.
-Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
- Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?
Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.
Д/з Разноуровневое.
1 уровень.
Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием.
2 уровень.
Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания.
3 уровень.
Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных.
- У них разные склонения.
-Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении. Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
Личностный результат.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.