Конспект урока по окружающему миру на тему Люди в степи
Чернова Регина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Предмет: окружающий мир – урок открытия нового знания.
Тема: «Люди в степи».
Продолжительность: 1 урок
Класс: 3
Технологии: мультимедийная презентация
Аннотация: УМК «Развивающая система Занкова Л.В.». Одним из главных условий развивающего урока является установление связи при изучении нового материала с уже изученным ранее. Такая работа даёт возможность учащимся самим сделать открытие, позволяет расширять и углублять имеющуюся систему знаний новыми. Предлагаемый урок обогащает представление младших школьников об использовании природных богатств степной зоны, о занятиях населения, об экологических проблемах природной зоны и мерах по охране растительного и животного мира степей. Урок разнообразен в плане организации деятельности детей. Учащиеся работают в парах, группах, составляют макеты «Степь весной», «Степь летом»; выделяют отличительные черты растений и животных степной зоны. Работа в группах развивает коммуникативные навыки совместной деятельности, уважительного отношения друг к другу. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.
Конспект урока
Цель: расширять представления учащихся о степной зоне, способствовать осознанию ими влияния природных условий на образ жизни человека.
Предметные задачи урока:
создать условия для развития у учащихся умения:
устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и деятельностью человека;
обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе;
осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества;
формировать модель безопасного поведения.
Личностные задачи урока:
создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.
Метапредметные задачи урока:
создать условия для развития у учащихся умения:
принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», компьютер, мультимедийный проектор, презентация в MicrosoftPowerPoint, задания на карточках для работы в группах, карта природных зон России, мира, атласы, наборы картинок «Животные», «Растения», гербарий растений степи, набор открыток «Полевые культуры».Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Организационный момент. Постановка темы урока.
Слайды 1-4. Учитель: Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. Прослушав песню и рассматривая прекрасные пейзажи, вы, конечно, догадались, что мы вновь в степной зоне.
Личностные: самоопределение;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
осознание и произвольное построение речевого высказывания; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
Составлять план и последовательность своих действий.
Актуализация знаний.
Слайды 5-8.
Работа в парах по карточкам.
Слайды 9-11.
Работа в группах. Создание макетов «Степь весной», «Степь летом».
Слайды 12-14.
Учитель: Вспомним, что мы знаем об этой природной зоне по плану:
-Что такое степь?
Ученик: Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
Учитель: Что может рассказать географическая карта о степной зоне?
Ученик: О расположении этой природной зоны.
Учитель: Географическое положение зоны степи на территории России?
Ученик: К югу от лесной зоны на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.
Учитель: На каких материках есть ещё степи? Покажите на карте природных зон мира. Как по разному называют степи на разных материках?
Показ учеником на карте зоны степей на других материках.
Ученик: В Африке и в Австралии – саванны, в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампа или пампасы, в Новой Зеландии – туссоки, в тропиках – льянос.
Учитель: Дадим общую характеристику природной зоны и растительного мира степей. Вычеркните лишние определения. Прочитайте, что у вас осталось.
Ученики: Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.
Учащиеся доказывают, почему выбрали именно эти растения и животных. Растения раннецветущие – весной, многолетние; летом – засухоустойчивые.
Учитель: Какие животные преобладают в степи? Почему? Каковы характерные признаки животных степи? Почему?
Ученик: Больше всего грызунов, много корма – зерновых.
Ученик: колониальность, стадность, маскирующая окраска, жизнь в подземном ярусе, запасание кормов на зиму, скорость, острое зрение, обоняние, слух, способность подолгу обходиться без питьевой воды – всё это помогает животным приспосабливаться к жизни в степи, спастись от врагов. Работа с новым материалом.
Слайды 15-20. Учитель: В таблице у нас осталась одна строчка. Как вы думаете, о чём мы ещё не говорили, изучая степи.
Ученик: О людях. Чем они занимаются.
Учитель: Степи называют житницей России. Почему? От какого слова произошло слово житница? Как вы думаете, каково же основное занятие людей в этой природной зоне? Почему?
Ученик: Житница от слова – жить Выращивают хлебные, зерновые культуры.
Ученик: Земледелие. Почвы плодородные – чернозём, хорошо растут растения.
Учитель: Итак, мы сегодня с вами будем говорить не только о занятиях людей в степи, но и о влиянии деятельности человека на природу степей.
Работа по схеме «Влияние человека на степь».
Причины Следствия
1.Вырубка лесных полос. 1.Ветры суховеи.
2.Неправильная распашка почвы. 2.Разрушение почвы,
рост оврагов,
нарушение
плодородной почвы.
3.Браконьерство. 3. Уменьшение
численности и
исчезновение
животных.
4.Перевыпас скота. 4. Вытаптывание и уничтожение
растительности степи.
Учитель: Какие экологические проблемы возникли в результате деятельности человека? Как спасти природу степей?
Ученик: Надо создавать заповедники, чтобы спасти редких животных и растения. Познавательные УУД:
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде модели, схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы, строить логическое рассуждение.
Регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре, группе.
Личностные УУД:
Принятие ценности природного мира, здоровьесберегающего поведения.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Первичное закрепление. Работа по учебнику. Опасности в степи. ОБЖ. Пожар в степи. Бураны. Подведение итогов. Учитель: Подведём итоги. Каково основное занятие людей в степи? Какие экологические проблемы в зоне степей? Как их можно избежать?
Ученики: Земледелие и животноводство. Неправильная распашка земель ведёт к образованию оврагов, вымыванию плодородной почвы.
Ученики: Неумеренный выпас скота – вытаптывание земель, уничтожение растительности.
Ученики: Браконьерство – уничтожение животных и растений степной зоны.
Ученики: Для сохранения природы степей надо создавать заповедники. Выпас скота должен быть умеренным. Правильно распахивать земли. Домашнее задание. С. 102-107 прочитать, рабочая тетрадь задания 57, 58; заполнить шестую строку таблицы в тетради. Гигантский слепыш - самый крупный грызун в своем семействе. Взрослые особи достигают 35 сантиметров в длину (кроты - вдвое меньше) и до одного килограмма веса. Как и во всем этом семействе, у него нет глаз. (Любопытно, что блохи, постоянно живущие на теле слепыша, тоже безглазые, тоже слепые.) Нет у слепыша и наружных ушей. От носа до того места, где должны быть глаза и уши, проходит хорошо заметная горизонтальная кожистая складка, ребро которой снабжено густой щеткой волос. Тело зверька покрыто красивым, густым и мягким бледно-пепельным мехом, который одинаково хорошо расчесывается в любую сторону. Такой оригинальный покров позволяет зверьку, не разворачиваясь, с одинаковой скоростью двигаться и вперед, и назад. Ну, а если ему необходимо повернуться, он, словно акробат, "крутит сальто", то есть переворачивается через голову. У слепыша нет хвоста, поэтому внешне он напоминает изделие национальной казахской кухни - курт, это сухой концентрат творога, слепленный в виде сардельки. Казахи и называют слепыша курт-тышкан, то есть грызун, похожий на курт.