Открытый урок по русскому языку для 2 класса по теме Звук й и буква и краткое


Открытый урок
по русскому языку
во 2 классе
по теме
« Звук й и буква и краткое»
Подготовила :учитель начальных классов
МБОУ СОШ №61
Крестниковская Наталья Альбертовна
I.Эмоциональный настрой.1.Звучит песня "Улыбка" (В.Я. Шаинский, М.С. Пляцковский).
-Улыбка - это волшебный ключ, который открывает все "замки" в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне.
-Мы начинаем урок русского языка.
II. Минутка чистописания.
- Послушайте внимательно сказку и отгадайте , какие буквы будем писать на минутке чистописания.
Жила-была буква И. Пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными. Приходит к ним.
-О какой букве идет речь? Какая буква на неё похожа?
-Расскажите все, что знаете про эти буквы. Дайте характеристику звукам.
Характеристика звуков: (й) – согласная буква й обозначает согласный, звонкий, мягкий, непарный звук .-Итак мы будем писать буквы и и и краткое.
-Сформулируйте задачи минутки чистописания.
( красиво писать строчные буквы с одинаковым элементом- наклонной линией с закруглением внизу ,
соединения их с другими буквами.)
-Запишите буквы… й и й и й и й .
- Простым карандашом поставьте точку под самой красивой буквой.
III.Актуализация знаний
--Определить тему урока нам поможет словарная работа. Прочитайте слова.
Ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную..Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями.
Взаимопроверка. Воробей, прощай ,желтый ,яблоня, урожай
Если нет ошибок- «5»,1 ошибка- «4»,2ошибки-«3»
Верните тетради. У кого нет ошибок. У кого 1 ошибка, 2,3?
IV.Целеполагание
-Вернемся к нашим словам.-Какой звук присутствует во всех словах?
- Какая буква обозначает звук й в этих словах? Докажите.
-Какой буквой обозначается? Какими еще может?
---Сформулируйте тему урока.
Согласный звук [Й] и буква Й краткое.
-Эта тема абсолютно новая для нас?
-Определите задачи урока. Повторить сведения о букве и краткое и звуке й
Учиться распознавать слова с буквой и краткое и звуком й.
Учиться использовать в речи.
V. Работа по теме урока.-Дайте еще раз характеристику звуку й.
-Проведем исследование .1.Оказывается, звук-то не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку и прячется за другими буквами. Я предлагаю узнать, какие буквы "скрывают" от нас звук [Й'].
Прочитайте слова:Пьют,ягода,синие,ветер,ерш,няня.
Проговорите слово, найдите звук й , назовите букву, которая скрывает звук й .
Запишем.
Вывод: Так за какими буквами может скрываться звук [Й']?
- А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?
Вывод: звук [Й'] часто "скрывается" за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных.
Закройте тетради.
Вы наверное устали. Ну тогда все дружно встали
VI. ФизминуткаА сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону ,согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.
VII.Продолжение работы по теме
А какой буквой буквой , кроме е,ё,ю,я, может обозначаться звук й (й кратким )
Послушайте Алину и скажите где может стоять и краткое.
Нам уже известно, что звук [й] - согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука [й] на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка.
Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог.
Так где может стоять буква и краткое?
Как переносятся слова с буквой и краткое.
VIII.Работа в группах.
-Сейчас проверим, как вы можете составлять слова с буквой и краткое.
У капитана на парте части слов . Задание: Составить слова с буквой и краткое .Разошлись по группам. Приступаем
Чайка, муравей, читай,
Лейка , урожай ,стройка,
Хозяйка, майка, играй.
IX.Работа по карточкам
-Наш урок начался с песни про улыбку. А дружба , доброта всегда начинается с улыбки. Что такое доброта? Обратимся к словарю Ожигова.
Доброта-отзывчивость, душевное расположение к человеку, стремление делать добро.
Возьмите в руки карточки, которые лежат у вас на столе. Прочитайте пословицы и поговорки о доброте. Объясните их смысл.
1.Доброе слово- лучше хорошей шубы греет.
2. Добрый человек в добре проживёт век.
3.Учись добру, так худое и на ум не пойдёт.
-Сейчас вы будете выполнять задания на карточках.(инструктаж)
Перед вами 2 задания.
Вы должны вместе со мной глазами прочитать их и выбрать то ,которое вам по силам.
Задание 1.Спишите слова с буквой й , разделяя их для переноса.
Задание 2. Сделай транскрипцию слов с буквой й
хорошей_______________________________________
добрый____________________________________
пойдёт_________________________________________
3. Выберете. Кто выбрал 1,2
Приступайте, а за доску пойдут …
Проверка…..
X.Итог урока.Над какой темой работали?
Какие учебные задачи решали?
Продолжи предложения.
Самым сложным……..
Я хотел бы узнать…….
Самым интересным…….
XI.Рефлексия
Кто уверен, что хорошо научился различать звук й и букву и краткое? Поставьте себе ! Кому требуется небольшая помощь?Поставьте себе?
Кто считает, что ему еще надо поработать над темой? Поставьте себе -.Проверка..Сегодня наш урок мы начали с песни про улыбку, мы говорили ,что доброта ,дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу! Стих
Ты улыбкой как солнышком брызни
Выходя по утру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Очень много бед и забот
Разве любы нам хмурые лица или чья то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную в сердце зажечь
XII.Домашнее задание: Записать 10 слов со звуком й ..