Сценарий гостиной Язык цветов понятен сердцу каждого
Литературная гостиная как одна из форм личностно-ориентированной технологии в учебно-образовательном процессе.
«Жестокие нравы» современного общества требуют от вчерашних учеников, вступающих в самостоятельную жизнь, солидного «запаса» прочности, доброты, любви, терпения, душевных сил. Главным источником формирования этих качеств, богатого внутреннего мира являются уроки литературы, это поистине неисчерпаемый кладезь гуманизма, духовности. Но преподавание литературы невозможно ограничить только уроками. Хочется продолжения «разговора по душам». Таким продолжением в нашей гимназии стали литературно-музыкальные гостиные. Проведение таких гостиных у нас имеет свои особенности. Во-первых, мы никогда не пользуемся готовыми сценариями. Во-вторых, участниками гостиных являются и учащиеся и учителя. Такое совместное проведение дает много и для учащихся, (они видят и слышат, как читают и поют наши педагоги, причем не преподаватели литературы и музыки), и для учителей – вдруг какой-то «неказистый» или, наоборот, не очень примерный мальчишка откроется, совсем с другой стороны, поразив своим лиризмом и собственным видением в стихах. В-третьих, у нас своя особенная технология гостиной. Сначала тема – причем, не всегда ясно сформулированная, она витает в воздухе, объединяя вокруг себя заинтересованных людей. Стихи и песни каждый подбирает себе сам. У ведущего гостиной формируется своеобразный банк данных – составляющих будущую гостиную. Теперь все то, что подобрали для себя будущие участники, надо систематизировать, придав всему стройный вид, сделать плавные переходы от одного направления темы к другой. 1-2 пробных репетиций, что-то уточняем, изменяем, ведущий (обычно это учитель литературы) внимателен к любому замечанию. Все незаметно становятся соавторами будущего сценария. У нас нет специально оборудованного помещения для гостиной, поэтому приходится готовить актовый зал. Оформление обычно неброское, скромное, но обязательно отражающее суть, главную идею. Используем и фонограммы , и «живую» музыку, к стихам подбираем музыкальный фон. Стихи на фоне музыки оказывает большое влияние на слушателей. Традиционно включаем и танец. Происходит такой своеобразный синтез литературы, музыки и танца. В каждой гостиной у нас обязательно есть такая «страничка», какую мы назвали вдохновение, где звучат стихи собственного сочинения или исполняют авторские песни; слушают переводы на родном языке или иностранных (франц., нем., англ.). Изюминкой каждой гостиной является гость или гости, которые дополняют своим выступлением наш сценарий, привносят что-то свое в общее настроение гостиной. Гостиные наши посвящаются как памятным, юбилейным датам (например, гостиные, посвященные 55-летию со дня рождения В.Короленко);так и различным темам: «Юности моей стихи», «Мой город на белом снегу», «Уголок России – отчий дом»- и другие. Таким образом, от наших небольших литературных встреч становится чище на душе; происходит своеобразное единение сердец, все уходят с хорошим настроением и ждут новых встреч. Более того, творческий экзамен во время зимней сессии учащиеся 10-х классов выбрали в форме литературно-музыкальной гостиной (это был совместный экзамен по русской литературе и английскому языку), что еще раз явилось подтверждением больших возможностей такой формы, как литературная гостиная.
Шилова Л.А , автор проекта .
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
«Язык цветов понятен сердцу каждого»
Оформление: цветы на сцене, слайды с изображением цветов;
Звучит фортепиано. «Вальс цветов» Чайковского в исполнении ученицы 11 класса. На фоне музыки вступительное слово ведущего, открывающего гостиную.
Ведущий:
Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний.
Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.
Декабристам выращивание цветов скрашивало ссылку в Сибири, пожизненные узники Шлиссельбурга объявили голодовку, требуя у тюремного начальства разрешения пользоваться библиотекой и выращивать цветы.
Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рассказывают о своей жизни. Мир цветов и удивителен и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка своё назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.
Песня «Алый цветок». Танец.
«К цветам» А. Фета на фоне музыки Вивальди «Весна»:
Ведущий:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
«Цветок» А.С. Пушкина.
«Цветок» И.С. Тургенева.
Тебе случалось - в роще темной
В траве, весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный
Ты был один в стране чужой
Он ждал тебя в траве росистой,
Он одиноко расцветал
И для тебя свой запах чистый
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
«Судьба цветка» Романа Данилова . (на якутском языке)
песня о цветах на якутском языке.
Басня «Цветы» И.А. Крылова.
В отворенном окне богатого покоя,
В фарфоровых, расписанных горшках,
Цветы поддельные с живыми вместе стоя,
На проволочных стебельках
Качалися спесиво,
И выставляли всем красу свою на диво.
Вот дождик начал накрапать
Цветы тафтяные Юпитера тут просят
Нельзя ли дождь унять
Дождь всячески они ругают и поносят
Юпитер! – молятся, ты дождик прекрати!
Что в нем пути, и что его на свете хуже?
Смотри, нельзя по улице пройти,
Везде лишь от него и грязь и лужи!
Однако же Зевес, не внял мольбе пустой
И дождь себе прошел своею полосой
Прогнавши зной
Он воздух прохладил, природа оживилась
И зелень вся как будто обновилась.
Тогда и на окне цветы живые все
Раскинулись во всей своей красе
И стали от дождя душистей,
Свежее и пушистей.
А бедные цветы поддельные с тех пор
Лишились всей красы и брошены на двор, как сор.
Таланты истинны за критику не злятся
Их повредить она не может красоты
Одни поддельные цветы дождя боятся.
Ведущий:
Весна! Выставляется первая рама
Мне в душу повеяло жизнью и волей,
Вон даль голубая видна
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
«Полевые цветы» И.А. Бунин.
Ведущий:
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А рядом сквозистый
Последний снежок
«Подснежник» Л. Модзалевского.
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума
Подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло,
Повеяло прелью,
Чуть слышно
Подснежник твердил:
-Спасибо, спасибо апрелю
За то, что меня разбудил!
Песня о подснежнике
Стихи на английском, на немецком языках о цветах.
И. Миримский «Дева с чужбины»:
Из года в год в начале мая,
Когда не молкнет птичий гам,
Являлась дева молодая
В долину к бедным пастухам
Она жила в стране нездешней,
В краю, куда дороги нет.
Уйдет она – и в дымке вешней
Растает девы легкий след.
Она с собою приносила
Цветы и сочные плоды.
Их солнце юга золотило.
Растили пышные сады.
И отрок и старик с клюкою –
Навстречу ей спешили все,
Хоть что-то чудилось чужое
В ее чарующей красе.
Она дарила прихотливо
Цветы одним, плоды другим,
И каждый уходил счастливый
Домой с подарком дорогим.
И все довольны: но, бывало,
Чета влюбленных к ней придет, -
С улыбкой дева выбирала
Им лучший цвет и лучший плод.
Музыкальный номер
Ведущий:
Нет на Земле языка более сокровенного и лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах – и чувства твои, и доброта, и все надежды на лучшее, и залог счастья. И тот, кому даришь ты цветы, поймет тебя без слов.
«Незабудка» М.Ю. Лермонтов.
Музыкальный номер «О цветах»
Ведущий: У древних славян в пору язычества был праздник Русалии. Праздник Русалии – это праздник расцветающих роз. К нам в Россию он пришел из Болгарии.
«Там, где слезы капали, - блещут розы белые
Рдеют розы алые, где лилася кровь»
На Востоке живет легенда о желтой розе. В 612 году Магомед, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется верна ему. Но Айша увлеклась молодым персом. Возвратясь из похода, Магомед приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невинна. Айша подчинилась, но каков был её ужас, когда вынутая из источника роза оказалась желтой. С тех пор желтая роза предупреждает о фальши, измене. Так гласит древняя легенда, а сколько было написано о розах потом и будет написано ещё. Потому что этот удивительный волшебной красоты цветок никого не может оставить равнодушным.
Стихотворение «Три розы»
«Розы». И. Мятлев
Ведущий: Да, как хороши, как свежи были розыТак и хочется повторять эти удивительные строки. Другой поэт уже другой эпохи, поэт бурного 20 века Игорь Северянин взял эти строки эпитетом к своему стихотворению «Классические розы» Послушаем его.
«Классические розы» И. Северянин.
Ведущий: А эти цветы приходят к нам поздней осенью вместе с первыми заморозками. И, может быть, кажутся чуточку печальными. На Востоке хризантему называют Цветком Белого Дракона. С магическими свойствами цветка связывают предание о происхождении страны. Хризантема красуется на печати Японии и её денежных знаках. Орден хризантем – высшая награда в этой стране. Октябрь – по старому лунному календарю в Японии – месяц хризантем. В Китае есть даже храм хранительницы хризантем, изображаемой в виде молодой девушки. Легенда гласит, что выпив вина с цветка хризантем, девушка стала бессмертной. Хризантемы символизируют возвышенность, чистоту, которыми они одаряют людей. О хризантема, осени цветок.
Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»
Ведущий:
Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенье птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит осень.
«Старые стихи о георгинах»
«Гроздья акации белой», романс.
Стихи о сардане.
«Песня о сардане».
Ведущий: Цветы и порох. Трудно представить себе что-либо более противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось, они меньше всего должны напоминать о войне, принесенных её слезах и скорби, страданиях и смерти. Но отмечая День Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, нельзя не вспомнить о цветах России. После самых тяжелых боёв скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывая в памяти картины мирной жизни, заставляя острее почувствовать любовь к Родине, возвращая к жизни.
Стихотворение «О маках в каске».
«О васильке»
Под огнем, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гула
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось, что глядит Россия
Синими глазами васильков.
Б. Кежун.
«О шиповнике»
У пыльной военной дороги
Мы сделали краткий привал.
Горели усталые ноги,
В лощине ручей ворковал.
Шмели перед нами сновали,
Сердито гудя на лету.
И я увидал на привале
Шиповник. В пыли и цвету.
Он был от корней до макушки
Изранен, как воин в бою.
Видать, проходившие пушки,
Замяли его в колею.
Но словно назло этой силе,
Шиповник поднялся с земли
Зацвел, отряхаясь от пыли,
Чтоб мы его видеть могли.
Когда было больно и тяжко,
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипала рубашка
К усталым плечам и спине,-
За дымом, за смертью летучей,
За далью во всю широту
Я видел
Упрямый,
Колючий
Шиповник
В пыли и цвету!
С. Смирнов.
«О подснежнике»
Я помню, ухали снаряды,
Ревели в роще тягачи
И вдруг – отбой, и где-то рядом
Цигарки вспыхнули в ночи.
В холодном небе звезды стыли,
Заря зажглась, и ветер стих.
И мы в молчаньи хоронили
Друзей-товарищей своих.
Потом свалились на валежник.
Струилась влага у виска
И вдруг увидел я
Подснежник
У расщепленного пенька.
Светил он искоркой манящей,
И в даль светлеющую влек,
- каким –то чудом устоявший
в огне весенний стебелек.
Он цвел.
И с изморосью спорил,
Напоминая мне о том,
Что есть не только боль и горе,
На нашем поприще крутом.
Теперь,
Когда бывает туго,
Когда тоска сбивает с ног,
Я все ищу, ищу, как друга,
Ищу целебный стебелек.
М. Горбунов.
Музыкальный номер «Подснежник».(на якутском языке)
«О фиалке».
Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно светла
Фиалка – Анютины глазки, -
На гребне окопа взошла.
И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел свое.
И сразу сердцами коснулись
Великого света её.
Да что мы – в лесу или в поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли
Давно мы не видели вас.
Вот так на окопе когда-то
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли.
А. Прокофьев.
«О сирени».
Центральный фронт, июньский день,
Умытых листьев шорох,
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья,
Им тут светлее станет,
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет.
Е. Долматовский.
«О гвоздике».
Катился пушек грохот дикий,
И возле дач,
За поворотом,
Алели пламенем гвоздики
Перед фашистским черным дзотом.
Тяжелый танк неудержимо
Летел на дзот под вражьи крики
И вдруг танкист в наплывах дыма
Увидел красные гвоздики.
Они в тревоге и печали
На мир глядели,
И казалось,
Гвоздики кровью истекали.
И у танкиста сердце сжалось.
И возбужденный, к старой даче,
Рискуя жизнью, в громе эха,
Он повернул свой танк горячий
И, как детей, цветы объехал
В. Степанов.
«О ромашке».
С дороги завернул я перед зорькой
В твою землянку около дворца.
И сон твой в полутьме за переборкой
Спугнуть боялся,
Бились в лад сердца
К дыханью не приблизился,
Лишь только
Шинель поправил на тебе в ночи
И первые ромашки возле койки
Поставил в стоптанные кирзачи,
Не разбудил, берег я сон твой чуткий.
В землянке затемненной тишина,
Блестела сетка койки,
Что кольчуга,
Ромашками войны освещена.
Музыкальный номер
Ведущий: Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем.
Музыкальный номер «Очарована, околдована».
Заключительный танец и слова ведущей:
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Красивые наследники природы,
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставанья,
Мы душу и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.
15