Рабочая программа внеурочной деятельности по математике Трудные вопросы ОГЭ. Совершенствование вычислительных навыков














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике
«Трудные вопросы ОГЭ. Математика »
Программу разработала учитель математики Ионова В.Д.

2015-2016 год Пояснительная записка
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. С 2014 года он стал называться ОГЭ. Экзамен состоит из двух частей : на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; вторая часть - в традиционной форме; оценивание работы осуществляется баллами, а затем отметкой.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации. Первая часть работы состоит из 3 блоков: Алгебра, Геометрия, Реальная математика, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на дополнительных занятиях и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются дополнительные занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Цели факультативного курса: подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи курса:
систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7-9 классах;
развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; развитие логического мышления и интуиции учащихся;
расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы; Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами. Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов: овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.


Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Числа. Признаки делимости. Правила действий
Числовые выражения.
Алгебраические выражения
Дробно-рациональные и иррациональные выражения
Координаты на прямой
Части, доли, проценты
Текстовые задачи
Вероятность
Содержание программы
Тема 1. Числа. Признаки делимости. Правила действий.
Натуральные числа. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Признаки делимости чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных, целых и дробных чисел.
Тема 2. Числовые выражения.
Вычисление значений числовых выражений. Свойства числовых выражении
Тема 3. Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений. Формулы сокращённого умножения. Подстановка значений в алгебраические выражения.
Тема 4. Дробно-рациональные и иррациональные выражения
Упрощение дробно-рациональных и иррациональных выражений
Тема 5. Координаты на прямой
Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля.
Тема 6. Части, доли, проценты.
Понятие части от числа, доля, процент. Простейшие задачи с их применением.
Тема 7. Текстовые задачи
Составления математической модели текстовых задач.
Тема 8
·. Вероятность
Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности

Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
исследование корней квадратного трехчлена
Учащиеся должны уметь:
уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;
проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
методы составления математической модели к задаче;
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры зависимостей и процессов;
переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
приводить примеры использования функций в физике и экономике.



Учебно-тематический план
№ Ур.
Тема

Формы проведения
Результат

1
Числа. Признаки делимости. Правила действий.
1ч.
Мини-лекция
Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.



2
Числа. Признаки делимости. Правила действий.

1ч.
групповая работа


3
Числа. Признаки делимости. Правила действий.

1ч.
урок-практикум


4
Числа. Признаки делимости. Правила действий.

1ч.
урок-практикум


5
Числовые выражения
1ч.
Мини-лекция

Овладение разными способами упрощения выражений с переменными;

6
Числовые выражения
1ч.
работа в парах


7
Числовые выражения
1ч.
урок-практикум


8
Числовые выражения
1ч.
урок-практикум


9
Алгебраические выражения
1ч.
Мини-лекция,
Овладение умениями упрощения алгебраических выражений; отработка умения подставлять значения в алгебраические выражения

10
Алгебраические выражения
1ч.
Групповая работа


11
Алгебраические выражения
1 ч
Групповая работа


12
Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений
1 ч
Урок-практикум


13
Алгебраические выражения
Упрощение алгебраических выражений
1ч.
тестирование


14
Дробно-рациональные выражения
1ч.
Мини-лекция,
Овладение умениями решать дробно-рациональные и иррациональные выражения.
Отработка навыков упрощения этих выражений.

15
Дробно-рациональные выражения
1ч.
Урок-практикум


16
Иррациональные выражения
1 ч.
Мини-лекция,


17
Иррациональные выражения
1 ч.
урок-практикум


18
Решение дробно-рациональных и иррациональных выражений
1ч.
урок-практикум


19
Координаты на прямой
1ч.
Мини-лекция, групповая работа
Отработка навыков изображения чисел точками координатной прямой. Умение находить местоположение точек на координатной прямой

20
Координаты на прямой
1ч.
групповая работа


21
Координаты на прямой
1ч.
урок-практикум


22
Координаты на прямой
1ч.
урок-практикум


23
Части, доли, проценты
1ч.
Мини-лекция
Овладение умениями решать простейшие задачи.

24
Части, доли, проценты
1ч.
урок-практикум


25
Части, доли, проценты
1 ч
урок-практикум


26
Текстовые задачи
1 ч
Мини-лекция, групповая работа
Формировать навык составлять математическую модель текстовых задач. Овладение умениями решать простейшие задачи.

27
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум


28
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум


29
Текстовые задачи
1 ч
урок-практикум


30
Вероятность
1 ч
Мини-лекция
Умение находить частоту событий и вероятность

31
Вероятность
1 ч
Урок-практикум


32
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ
Умение работать с материалом теста ОГЭ

33
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ


34
Пробное тестирование
1 ч
Решение вариантов ОГЭ





















Список используемой литературы
Лаппо Л.Д., Основной государственный экзамен. 9 класс. Математика. 3 модуля. Тематические тестовые задания/Л. Д. Лаппо, М.А. Попов. Издательство «Экзамен», 2015. (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Супертренинг»)
Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА -2015: учебно-методическое пособия под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Издательство « Легион-М»,2014г.
Тематические тесты для подготовки к ОГЭ.
А.В. Семёнов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. МАТЕМАТИКА.
Учебники математики 5-9 класс
Интернет ресурсы
15