Технологическая карта урока русского языка 2 класс Канакина по теме Наша речь. Виды речи Школа России

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Николаевская основная общеобразовательная школа»

Мануковская М. Ф. учитель начальных классов
Предмет: русский язык
УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть I
Урок № 1
Тип урока: комбинированный урок

Тема. Наша речь. Виды речи.
Цель: уточнить представления о речи, ее особенностях, развивать умение употреблять в речи слова-приветствия, развивать умения списывать и проверять написанное,
познакомить с учебником «Русский язык» (2 класс), части 1, 2, пособием «Русский язык. Рабочая тетрадь» (2 класс), части 1, 2;
создать условия для осознания значимости каждого вида речи в жизни людей и ценности русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; учить понимать и сохранять в па- мяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя;
формировать умения различать устную, письменную речь и речь про себя, пользоваться алгоритмом списывания предложения; развивать умение оценивать результаты деятельности на уроке.

Планируемые результаты:
Личностные: способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.
Метапредметные:
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации в учебнике
Коммуникативные
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог;
- признавать существование различных точек зрения.
Предметные:
- углубить знания о видах речи;
- упражняться в использовании слов-приветствий в своей речи

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 1 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий),рабочая тетрадь часть 1, карточки для учащихся, диапроектор, компьютер.


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный
момент
(фронтальный круг)

Приветствие (эмоциональный настрой)
Утром солнышко проснулось
Улыбнулось, потянулось
Наклонилось, повернулось
И вокруг всем улыбнулось.
На него мы посмотрели
И за парты тихо сели
Приветствуют улыбкой друг друга.
Создание положительного
эмоционального настроя.

2 Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс), состоящим из двух частей.

1. Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс), состоящим из двух частей. Чтение названия учебника, фамилий авторов учебника. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др. Чтение и обсуждение обращения авторов ко второклассникам (учебник, часть 1, с. 3). 2. Ознакомление с пособием для учащихся «Русский язык. Рабочая тетрадь» (2 класс), состоящим из двух частей: чтение названия пособия, авторов пособия. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др. Воспроизведение правил письма.


Проверка правильности выполнения по учебн. Упр.1 на с.6. Беседа с опорой на рисунки и схему
Беседа по заданию Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), названием раздела учебника («Наша речь») и определение целевой установки изучения раздела «Вспомним, узнаем, будем учиться».

Чтение и завершение неоконченного предложения: «Только человек обладает даром» (Речи.)
Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из кладовой языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.(списывание предложения с доски)

Регулятивные УУД
Принимают учебную задачу.
Учитывают выделенные учителем ориентиры.

3. Актуализация знаний

Проводит актуализацию знаний
На доске карточки со словами: слушание, говорение, речь про себя, чтение, письмо.
Необходимо прочитать слова и дать им общее название.
Каким уникальным даром обладает человек? Без чего люди не смогли бы общаться друг с другом?
Какой может быть речь?»
Дети называют
Сохраняют учебную задачу.
Опираются на приобретённые знания.

4. Постановка цели урока

Организует деятельность учащихся по определению учебно - познавательной задачи урока( что можно узнать о человеке по его речи?)
Прочитайте тему урока
Исходя из темы урока и используя данные слова, сформулируйте цели и задачи нашего урока:
Повторим
Узнаем о
Приводить примеры разных
Работать дружно..
Спорить...

Виды речи
Учащиеся самостоятельно формулируют задачи и цель урока:
- углубление знаний о видах речи
Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), названием раздела учебника («Наша
· речь») и определение целевой установки изучения раздела «Вспомним, узнаем, будем учиться».
Рассматривание рисунков («Рабочая тетрадь», упр. 1, с. 3). Обсуждение вопроса: «Для чего людям нужна речь?»
Регулятивные УУД
Сохраняют учебную задачу.
Самостоятельно учатся ставить цель и планировать учебные действия

5 Работа по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради,
наводящие вопросы по теме:
- когда используют слово здравствуйте?
- какие другие слова-приветствия вы знаете?
Проговаривание слов-приветствий по слогам,
Организует работу в парах
Рассматривание рисунков («Рабочая тетрадь», упр. 1, с. 3). Обсуждение вопроса: «Для чего людям нужна речь?»
Обсуждение познавательной задачи урока: «Какая бывает речь?»
Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме (учебник, упр. 1, с. 6). Выполнение заданий к упражнению
. Формулирование ответов на вопросы: «В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо? внутренняя речь?»
7. Чтение текста (учебник, упр. 2, с. 6). Обсуждение: «Когда на уроке вы пользовались устной речью? письменной речью? внутренней речью?»
Обобщение: «Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?»
Ребята работают с учебником и выполняют задания в тетрадях, работают со словом здравствуйте, проговаривают слова- приветствия


Чтение предложения, рассматривание рисунков (учебник, упр. 3, с. 7). Обсуждение ответов на вопросы к упражнению. Списывание предложения. Воспроизведение последовательности работы при списывании (учебник, памятка 5 «Как научиться правильно списывать предложение», с. 132)
Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД
Ориентируются в учебнике
Самостоятельно осуществляют поиск информации;
сотрудничают;
слушают и ведут диалог.

6. Физминутка

Интерактивная физкультминутка
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Дети выполняют движения:
Наклон головы влево, вправо,
Поднимают руки вверх.
Плавно качают руками.
Барабанят пальчиками по парте.
Садятся тихо за парты.
Наклоняют головы.
Закрывают глаза.


7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
( работа по индивидуальным карточкам)
Организует обобщение знаний учащихся и подведение итогов в академическом плане
Тест. Из двух утверждений выберите верное.
1. а) речь бывает устная и печатная;
б) речь бывает устная и письменная.
2. а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;
б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.
3. а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель;
б) речь – это разговор, беседа, вопрос.

Для чего нужна речь в нашей жизни? Какой главный вопрос стоял сегодня перед вами на уроке? Какая бывает речь? Что означает устная речь? письменная речь? А что значит внутренняя речь? Часто ли мы пользуемся ею в жизни? А какая речь возникла раньше устная или письменная?»
Самостоятельно выполняют задания на карточке
Рассматривание записей («Рабочая тетрадь», упр. 4, с. 4). Ответы на вопросы. Составление из слов предложения и его запись. Обобщение: каждый народ пользуется своим письмом, так же как и своим языком (немецкий, английский, итальянский, татарский, литовский и др.); каждый грамотный человек должен владеть, помимо родного языка, другими языками (не случайно в каждой школе изучаются иностранные языки).

Принимают учебную задачу.
Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД
Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.
Активно используют речевые средства для решения познавательных задач.

10. Объяснение выполнения домашнего задания.
Подготовить ответы на вопросы по схеме и рисункам учебника (упр. 1, с. 6); выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 3, с. 4).

Вместе с учителем поэтапно читают задания, предлагают варианты возможных ответов.
Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания.


11. Рефлексия.

Подводит итог урока в эмоциональном плане
Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке, покажите красный жетон.
Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите жёлтый жетон.
Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно, покажите синий жетон.

Учащиеся показывают выбранные жетоны
Формирование умения оценить свою работу на уроке.




15