Урок по русскому языку «Разделительный твердый знак (ъ)»
Тема урока: «Разделительный твердый знак (ъ)»
Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы, способствовать развитию орфографической зоркости , память.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами.
Ход урока:
I. Организационный момент
- В начале урока давайте скажем девиз урока:
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
II. Минутка чистописания
-Как обычно, мы начинаем наш урок начинается с минутки чистописания.
-А какое сегодня число? Сейчас идёт первый месяц зимы. Декабрь. А как вы знаете зимой идёт снег.
К нам на минутку чистописания прилетели снежинки. А на одной снежинке вопрос.
Я его сейчас прочитаю.
-Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков?( это буквы ь ъ знаки)
-Чем похожи буквы ,чем различются по написанию? (маленькая наклонная линия с закруглением у основания до середины, хвостик –маленькая волнистая линия)
-Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.
(Ъ Ь Ъ Ь )
а)-А теперь, ребята посмотрите, как нужно писать Ь знак.
Ь – ставлю мел на верхнюю линию узкой строки, веду маленькую наклонную палочку , не доводя нижней линии узкой строки, делаю закругление вверх и веду это закругление до середины узкой строки, делаю закругление вверх и вниз, вывожу на палочку (замыкаю).
(под счёт 1,2,3 )
б) – А теперь Ъ знак посмотрите, как нужно писать. ( Под счёт: 1,2,3,4)
- И напишем букву Ъ знак воздухе.
в)Вторая строчка : ья ъя ье ъе. Каким соединением соединяем буквы?
(нижнее и среднее соединение)
III. Повторение пройденного материала.
Все снежинки разлетелись и к нам на урок пришёл сегодня снеговик. Он принёс вопросы для повторения. Давайте их прочитаем.
-А теперь давайте повторим то, что мы проходили на прошлых уроках?
-А какой бывает Ь?
(смягчающий и разделительный)
-Когда пишется смягчающий Ь? (после согласных и смягчает согласную букву) .Например коньки мальчик..
-А когда пишется разделительный Ь? (разделительный ь разделяет согласную букву от гласной. Например: листья, воробьи, платье)
Какие стихи про Ь знак мы с вами учили?
Стихи про Ь знак.
- Снеговик очень рад. Он дарит вам свои бонусы.
IV. Объяснение нового материала.
А)- Сегодня на уроке мы будем говорить о разделительном твердый знаке (ъ).
-Узнаем о правописании слов с разделительными ъ, узнаем когда и где пишется ъ знак?
-С ъ знаком мы познакомились ещё в 1 классе. Какие слова с разделительным ъ знаком вы знаете? Для чего нужен разделительный ъ? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться, разделяет согласную букву от гласной)
Какие стишки про ъ знак вы знаете?
Молчаливый твёрдый знакНе произносится никак!Но нужен многим он словам,Его учить придётся вам.Хотите – не хотите,Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ,Стало СЪЕЛИ,Догадаться вы сумели, Почему случилось так?Кто виновник?- Твёрдый знак.Твёрдый знак нам нужен тоже,Без него писать не сможем:СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
Б) Наблюдение над ролью ь.
-Давайте понаблюдаем сейчас где в словах пишется ъ ?
-Давай те прочитаем слова?
Съезд, подъезд, объявление, съёмка, объект, предъюбилейный. Запишите их.
-Посмотрим внимательно после какой части слова написан ъ? (после приставки)
-Что такое приставка?
-На какие буквы заканчиваются приставки? (на согласные)
-Значит можно сделать вывод. Когда пишется ъ? ( после приставки, оканчивающейся на согласную букву) Выделите приставки в словах.
- Смотрим дальше? Перед какими гласными пишется ъ? (перед гласными Е,Ё,Ю,Я) Подчеркните эти буквы.
-Теперь делаем общий выод.
Вывод : Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.
Чтение правила по учебнику.
V. Физкультминутка
VI .Закрепление нового материала.
а) -К нам на урок пришли весёлые сказочники. Они расскажут сказку про ъ.
Сказка о твёрдом знаке.
В одной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царила в государстве гармония. Но вот буквы решили, что «ъ» - бесполезная буква и только занимает место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоро поняли, что совершили большую ошибку.
Например, вместо слова съел получалось сел , вместо «съёмка» – «сёмка» . По радио не могли даже сказать «объявляю» потому, что не хватало Твёрдого знака. Получалось «обявляю» . И поняли буквы, что каждая буква, даже «ъ», важны, и только всем вместе можно чего-то достичь. Они извинились и попросили «ъ» вернуться в АЛФАВИТ. «ъ» был мудр, он не держал обиды и помог всё вернуть к жизни.
Вот такая история. Они вернули букву ъ . Все жители городка очень обрадовались и долго извинялись за свои шутки. А самое главное, все поняли, что Алфавит не может существовать без Твёрдого знака. И пусть Твёрдый знак не обозначают звука, но всё же играют немаловажную роль в жизни Алфавита.
б) А теперь послушаем букву Ъ.
-Здравствуйте ребята ! Я буква Ъ знак. Я не обозначаю звука, но всё же играю немаловажную роль в жизни Алфавита. Вы послушали сейчас сказку и узнали как же плохо без Ъ знака.Я не даю звукам сливаться и разделяю согласную букву от гласной.. А теперь запомните правило.
Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву и перед гласными буквами Е,Ё,Ю,Я.
( Учащиеся ещё раз повторяют правило)
- До свидания, ребята!!! Теперь мы часто будем встречаться на уроках русского языка. А для Вас я оставляю новое задание..
-Давайте выполним задание которое для Вас приготовил Ъ.
-Запишите предложения и вставьте букву Ъ.
Машина под ехала к дому.
Кот с.ел рыбку.
Ребята увидели под..ёмный кран.
Учитель об яснил задачу.
в) задание по учебнику , фонетический разбор съел.
VII Итог урока
-Какую тему урока мы сегодня проходили? Когда пишется разделительный ъ знак?
Какие задания на уроке мы выполняли.
Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться, разделяет согласную букву от гласной)
Давайте запишем слова и понаблюдаем перед какими гласными буквами пишется ь.
В.езд, с.ёмка, об.явление,объяснение.
Вывод:
Составление предложений
Об явили посадку в самолёт.
Учитель об яснил ученикам задачу.
Грузовик по.ехал к дому.
Кот с.ел целую банку сметаны.
Машина под ехала к дому.
Под.ёмный кран поднимает и опускает грузы.
Обезяна.
2. Обект.
3. Обяснение.
4.Отезд.
5. Осеню.
6. Отехать.
7. Гостя.
8. Обятие.
9. Крылцо
съедобный гриб
взъерошенный воробей
подъемный кран
съежился от холода
разъяренный хищник
Сказка о мягком знаке
В одной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царила в государстве гармония. Но вот буквы решили, что «ъ» - бесполезная буква и только занимает место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоро поняли, что совершили большую ошибку
Не на чем стало ездить, так как исчез АВТОМОБИЛЬ. Нечем стало рисовать – пропали АКВАРЕЛЬ и ГУАШЬ. Лето стало в три раза короче, потому что исчезли ИЮНЬ и ИЮЛЬ. Пропала вся ОСЕНЬ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ. Не оказалось на земле зимы – ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ и ФЕВРАЛЬ улетучились. Короче стала весна: не наступал АПРЕЛЬ. Перепутался весь календарь. Люди перестали УЧИТЬСЯ, ЕСТЬ, ДУМАТЬ, ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ. Они страдали бессонницей, так как не могли СПАТЬ. Дети перестали БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, ВЕСЕЛИТЬСЯ. Все прекратили РАБОТАТЬ и ИГРАТЬ на КОМПЬЮТЕРЕ. Перестала ТЕЧЬ вода, прекратил идти ДОЖДЬ.
Остановилась ЖИЗНЬ.
И поняли буквы, что каждая буква, даже «Ь», важны, и только всем вместе можно чего-то достичь. Они извинились и попросили «Ь» вернуться в АЛФАВИТ. «Ь» был мудр, он не держал обиды и помог всё вернуть к жизни.
Вот такая история.
В одной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царила в государстве гармония. Среди них было два брата: одного звали Мягкий знак, а другого – Твёрдый знак. Жили все буквы дружно и никогда не ссорились. Каждая буква городка Алфавит обозначала какой-то звук. Только Мягкий и Твёрдый знаки не обозначали никакого звука. Один брат – Твёрдый знак – обладал твёрдым характером, другой – Мягкий знак – был помягче.
Но вот буквы решили, что «Ь и ъ знаки» - бесполезные буквы и только занимают место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоро поняли, что совершили большую ошибку
. Например, вместо слова «вьюга» получалось «вюга» , вместо «съёмка» – «сёмка» . По радио не могли даже сказать «объявляю» потому, что не хватало Твёрдого знака. Получалось «обявляю» . Они вернули братьев .И братья вернулись им стало жалко Алфавит. Все жители городка очень обрадовались и долго извинялись за свои шутки. А самое главное, все поняли, что Алфавит не может существовать без Твёрдого и Мягкого знаков. И пусть Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают звука, но всё же играют немаловажную роль в жизни Алфавита
15