План работы кружка Начально-техническое моделирование
Муниципальное образовательное учреждение
"Ветютневская средняя общеобразовательная школа"
ПРОГРАММА КРУЖКА
"Начально-техническое моделирование"
Разработала
учитель начальных классов
ПРИПИСНОВА С.А.
Пояснительная записка
Внеурочная работа в классе направлена на то, чтобы помочь школе осуществлять ее важнейшую задачу- воспитание подрастающего поколения. Вовлекая младших школьников в практическую деятельность по начальному моделированию, взрослые прежде всего, приучают их трудиться. Очень часто внеклассная работа для ребенка становится его первым участием в общественно значимой и познавательной деятельности. А поделка, которую он сделал своими руками, даже если она не совсем совершенна, приносит ему большое удовлетворение, чувство радости от затраченных усилий, они ощущают пользу своего труда и возможность празднично жить в будничной обстановке.
Кружки начального моделирования очень популярны. В них занимаются ребята с 1-4 классов. Здесь учащиеся учатся клеить картонные и бумажные самолеты, ракеты, машины, а так же простые самоделки из бумаги. В кружке ребята должны заниматься не по принуждению, а по желанию.
Главная цель и задачи кружка заключаются в следующем:
-воспитывать уважение к полезному труду, людям труда;
-учить детей видеть и понимать красоту труда, его целесообразность и гармонию;
-развивать у детей конструкторские задатки, способности, творческое мышление;
-способствовать формированию основ графической грамоты;
-развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
Программу работы кружка желательно строить по принципу "от простого к сложному". Руководителю кружка необходимо придерживаться следующего: прежде, чем начать вырезать, клеить, надо научить кружковца делать точную разметку, ведь такая работа всегда требует аккуратности и прилежания.
Примерный план работы кружка
(с учетом возможностей в местных условиях)
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Значение техники в жизни человека.
2. Простейшие технические понятия.
3. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей ( работа с шаблонами).
4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из объемных деталей ( работа с шаблонами).
5. Конструирование игрушек из бумаги.
6. Изготовление подарков и сувениров из разных материалов.
Бумага - один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов. Из нее можно сделать много различных поделок.
Самоделки из бумаги известны давно и распространены повсеместно. Особенно популярны игрушки, сделанные способом складывания, из полосок бумаги, из конуса и т.д. Все эти виды работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствуют развитию эстетического вкуса и наблюдательности, конструкторскому, творческому мышлению. Такие поделки могут быть
различной степени трудности, но все они практически доступны детям младшего школьного возраста.
Для конструирования игрушек используют плотную бумагу, настольную, обложечную, рисовальную. Очень хорошие поделки получаются из бархатной бумаги. Она придают поделке красивый вид.
В основе группы игрушек, изготовленных путем конструирования из сложенного листа, лежит деталь, вырезанная определенным способом из сложенного вдовое листа, на которую крепится голова различных животных (лошадка, слоненок, лягушонок).
Конструирование игрушек из конуса имеют общий принцип построения, они состоят из основы- конуса, головы и отделки. Отделка производится способом аппликации (Буратино, мышонок, солдатик).
Динамические игрушки изготавливают из плотной бархатной бумаги. Игрушки состоят из отдельных деталей, которые крепятся друг с другом проволкой, при помощи продетого шпагата детали двигаются. Отделка производится способом аппликации (игрушки- петушок, зайчик, сова).
Подобные и другие игрушки учащиеся начальных классов могут использовать в качестве персонажей самодеятельного театра, подарков для детского сада и т.д.
Теоретическая часть задания Практическая часть задания Кол-во часов
1. Понятие о материалах и инструментах.
1.1.Инструменты и приспособления, применяемые в кружке (нож,ножницы,кисти для красок и клея). Правила пользования,организация рабочего места.
1.2.Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
1.3.Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах,свойствах, применении.
1.4. Что можно сделать из бумаги?
1.5.Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.
1.6. Способы изготовления отдельных деталей и сборки самоделок из бумаги и картона.
2. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.
2.1 Расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, карандаш.
2.2 Циркуль и работа с ним. Чертежная доска. Окружность, круг, диаметр, радиус (обозначение).
2.3 Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними.
2.4 Линии чертежа: линии видимого и невидимого контура, линия сгиба, осевая и центровая линии.
3. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.
3.1 Элементарные представления о работе конструкторов и конструкторских бюро.
3.2 Общее представление о процессе создания машины (основные этапы проектирования и производства).
4. Конструирование из плоских деталей.
4.1 Понятие о контуре, силуэте технического объекта.
4.2 Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах:прямоугольник,треугольник.
Изготовление закладок для
книг,пригласительных билетов.
Изготовление головных уборов.
Изготовление крошки-осьминожки, лягушонка, складного стаканчика для воды.
Изготовление модели самолета.
Изготовление клоуна.
Изготовление кольцеброса. Игра "Накинь кольцо".
Упражнения в проведении параллельных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка, построения углов с помощью угольника.
Деление окружности на 2,3,4 части. Работа с фантиками (изготовить мышонка, походную шапочку).
Деление круга на 6, 8, 12 частей. Изготовление циферблата.
Изготовление 6-8 лепестковых цветков
Конструирование игрушек из полосок бумаги (цыпленок,поросенок,котенок)
Изготовление грузовика, трактора.
Изготовление "геометрического конструктора" (набора г-х фигур, различных по форме,размерам и цвету).
Создание различных плоских моделей из элементов "геометрического конструктора" 8ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч
3 ч.
1 ч.
2 ч.
8 ч.
1 ч.
1 ч.
4.3 Расширение и углубление знаний о круге, половине круга. Сопоставление их с частями машин и формами окружающих предметов.
4.4 Понятие о зависимости формы (внешних контуров) машины и ее назначения.
4.5 Рациональность форм в живой природе.
5.Конструирование из объемных деталей.
5.1 Первоначальное понятие о кубе и его элементах (грань,ребро,вершина,основание).
5.2 Первоначальное понятие о параллелепипеде и его элементах (грань, ребро, вершина, основание).
5.3 Первоначальное понятие о цилиндре и его элементах (основание, боковая поверхность).
5.4 Первоначальное понятие о конусе и его элементах (вершина, основание,боковая поверхность).
5.5 Первоначальное понятие об усеченном конусе и его элементах (основание, боковая поверхность).
5.6 Элементарные понятия о развертках,выкройках простых геометрических тел.
5.7 Вычерчивание и вырезание развертки ракеты.
6. Подготовка моделей к выставке.
Изготовление модели корабля из элементов "геометрического конструктора".
Изготовление модели грузового автомобиля из элементов "геометрического конструктора". Изготовление контурных моделей по рисунку.
Изготовление модели самолета из элементов "геометрического конструктора".Изготовление моделей по образцу.
Изготовление из плотной бумаги куба и призм с использование шаблонов и разверток.
Изготовление из плотной бумаги пирамид с использованием шаблонов и разверток.
Изготовление цилиндров,цилиндрических коробочек,колесиков.
Изготовление макетов моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами.
Изготовление макетов машин из геометрических фигур и тел.Макет грузовика: основание (прямоугольник), колеса (цилидры), кузов и кабина (параллелепипед), кузов (куб).
Изготовление самолета из бумаги. Игра: чей самолет пролетит дальше.
Изготовление ракеты из бумаги. Игра; чья ракета пролетит выше. 2 ч.
2 ч.
2 ч.
9 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч
1 ч.
2 ч.
2 ч.
Итого: 34 часа
Муниципальное образовательное учреждение
"Ветютневская средняя общеобразовательная школа"
ПРОГРАММА КРУЖКА
"Начально-техническое моделирование"
Разработала
учитель начальных классов
ПРИПИСНОВА С.А.