Творческий проект Цветы из соломки
Отдел образования Кричевского райисполкома
Государственное учреждение образования «Сокольничский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Творческий проект
Выполнила: Кулагина Кристина
учащаяся 10 класса
Руководитель: Воскобойникова Ирина Леонидовна
учитель трудового обучения
д. Сокольничи, 2010г.
Содержание
Выбор и обоснование проблемы...4
Возможные варианты и их оценка...4
Составление схемы работы......................5
История соломоплетения....5
Полезные советы..................7
Выбор материалов и инструментов..7
Подготовка соломки для плетения..8
Маленькие хитрости...............9
Выбор изделия9
Правила техники безопасности и санитарно-
гигиенические требования...10
Технология выполнения изделия12
Экономическое обоснование...15
Связь с экологией...16
Самооценка.....16
Рекламный проект..17
Литература...18
Цель:
Познакомиться с новым для меня видом творчества
Разработать и выполнить творческий проект
Выбор и обоснование проблемы
В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла.
Поэтому я и выбрала эту тему для своего творческого проекта. Соломка самый простой и легко приобретаемый материал. В наше время большое внимание уделяется народным ремеслам и изделия из соломки все больше становятся популярными и распространенными.
Плетеные цветы из соломки смотрятся очень красиво, оригинально, они легко вписываются в домашний интерьер. Плетение соломкой позволяет выразить свою индивидуальность, почувствовать себя народным мастером.
Возможные варианты и их оценка
¤ Шитье изделия – данная технология очень интересная, но требует огромного мастерства и материальных затрат
¤ Вязание – распространенный вид рукоделия, требует большого мастерства и терпения
¤ Вышивка – данный вид рукоделия издревле славится мастерицами, не требует большого денежного вложения, им я владею в совершенстве. Но в данный момент он меня не интересует.
¤ Плетение из соломки – относится к народным ремеслам, не требует материальных затрат и мне очень хочется самой ощутить волшебство соломки
Составление схемы работы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
История соломоплетения
На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними.
Несмотря на изменчивость мира, это давнее ремесло не забыто, оно пришло к нам из далеких языческих времен и продолжает жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба – она знала периоды расцвета и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII – начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.
Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII – начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.
Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого – безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.
«Белорусской соломкой» называют произведения мастеров соломоплетения Беларуси. Это уникальное художественное явление, яркий пример жизнеспособности народного искусства и его развития.
Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении. Имена Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, Евгения и Галины Соломянко, Тамары Павловской, Ларисы Лось, Веры Солдатовой, Анны Ивановой, ольгт Лобачевской и многих, многих других мастеров составляют сокровищницу белорусского искусства соломоплетения.
Работы трех поколений современных мастеров соломоплетения – это наша современная история.
5. Полезные советы
При работе с соломкой
Соломка, этот природный и в то же время рукотворный, взращенный человеком материал, не сразу раскрывает свои секреты и первое время будет непослушна в руках. Нельзя отчаиваться! Соломка покоряется увлеченным и упорным. Руки – наш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать соломку, ловко и быстро плести ее, помнить все необходимые операции. Такая сноровка вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы.
6. Выбор материалов
и инструментов
Для плетения из соломки не требуется каких-либо особых инструментов и специально оборудованного места. Работать лучше всего сидя у низкого стола, на котором на уровне колен разложены солома и все необходимые принадлежности. Плетение в основном выполняется на весу. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на плетение с левой стороны. Во время работы потребуются:
*соломка, лучше всего ржаная;
*нож с коротким, заточенным под углом лезвием;
*небольшие ножницы для обрезания соломин во время плетения;
*нитки хлопчатобумажные армированные № 10 светлых тонов;
*клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку, для склеивания конструктивных узлов изделий;
*прутики лозы для стеблей цветов
*емкость для запаривания соломки.
7. Подготовка соломки
для плетения
1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.
2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Срезанная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.
3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.
4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.
5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.
6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.
7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.
8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.
9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать в работе.
8. Маленькие хитрости
¤ Отбеленная солома приобретает равномерную окраску, повышается ее мягкость. Однако, не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную красоту, естественность
¤ Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставать солому из раствора нужно деревянными щипцами. Во избежание попадания химикатов на руки следует одевать резиновые перчатки
¤ Если у вас после утомительной работы заболели глаза, уложите на них смоченный в холодной воде тампоны, затем замените их на тампоны, смоченные в теплой воде. Повторите эту процедуру несколько раз
9. Выбор изделия
Сувенир ручной работы – это авторская работа, простор для творчества, хороший подарок родным и близким людям и, в некотором роде, эксклюзив, который может из простого увлечения перерасти в бизнес.
Разумеется, кому-то проще купить сувенир в магазине и не возиться с соломкой, не мучиться плетением.
Иногда купить даже дешевле, поскольку для изготовления цветов из соломки своими руками придётся потратить время и усердие. Зато можно гордиться результатом своих трудов и быть уверенным, что такого сувенира из природного материала точно ни у кого больше нет.
Да и удовольствие от процесса создания чего-то своими руками Вы точно нигде и за никакие деньги не купите.
И к тому же – составленные в букеты, в композиции с колосками, сухими травами, соломенные цветы – прекрасное украшение жилого интерьера. В отличии от натуралистичных искусственных цветов они сохраняют теплоту природного материала, привлекают рукотворностью своего создания.
10. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования
10.1 Техника безопасности при работе
с инструментами и приспособлениями
¤ Осторожно пользоваться инструментами;
¤ Не бросать режущие предметы где попало;
¤ Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
¤ Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
¤ Не брать в рот нитки, соломку;
¤ Работать аккуратно и внимательно;
¤ Запаривая соломку в емкости, горячую воду лить аккуратно, чтобы не ошпарить себя и других;
10.2 Правильная посадка во время работы
заключается в следующем:
¤ Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
¤ Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
¤ Голову слегка наклонить вперёд;
¤ Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
¤ При работе не следует ставить локти на стол;
¤ Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30см;
¤ В процессе работы следует периодически менять положение корпуса
10.3 Организация рабочего места
при выполнении ручных работ
¤ Рабочим местом принято называть участок комнаты или кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.
¤ Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются инструменты, приспособления и материалы. На рабочем месте должны находиться только те инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Работы выполняется сидя за столом или стоя (кому как удобно), изготавливаемую деталь нужно держать перед собой.
¤ Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса работающего вызывает у него преждевременную усталость, снижение работоспособности. А так же способствует появлению сутулости, искривления позвоночника, развитию близорукости и так далее.
10.4 Правила техники безопасности
при выполнении ручных работ
Опасности в работе:
¤ Повреждение пальцев режущими и колющими инструментами;
¤ Не аккуратная работа с соломкой;
¤ Травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
¤ Запарить соломку за 30 – 40 минут до начала работы;
¤ Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно сделать во время работы:
¤ Быть внимательной к работе;
¤ Работать аккуратно и внимательно;
¤ Не разбрасывать инструменты и материалы;
¤ Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
¤ Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать после окончания работы:
¤ Проверить наличие всех инструментов;
¤ Убрать рабочее место.
11. Технология выполнения изделия
11.1 Технология плетения соломкой
Для выполнения данного изделия нам потребуется ржаная соломка, емкость для запаривания, горячая вода, нитки (желательно светлые), нож, ножницы, клей ПВА, кисточка, прутики лозы.
11.2 Используемые техники
Для выполнения данного изделия я использовала следующие техники плетения:
Плетёнка "зубатка" из 4-х соломин
Плетенка "ёлочка" с расширением
Плетенка "цепочка" из 2-х соломин
Плетенка "витушка" из 5-ти соломин
Плетенка "витушка" с расширением (из 6-7 соломин)
11.3 Описание работы
Начинать работу следует с запаривания соломки.
Так как изготовление цветов лучше начинать с плетения чашечки, то предварительно необходимо запарить верхние, самые тонкие части соломки. В металлическую емкость поместить необходимое количество соломки, залить горячей водой, дать постоять 30 – 40 минут. После запаривания, соломку вынимаем из воды, воду сливаем.
Пока будем плести чашечки можно запарить соломку, необходимую для плетения лепестков (используем 2 – 3-е колено).
Необходимо сплести две чашечки – одна для цветка, другая (поменьше) – для листика. Для плетения чашечки нам потребуется: 5 – 7 соломин, прутик лозы и нитки. От количества соломин зависит форма чашечки (5 соломин – форма четырехугольника, 6 – пятиугольник и т.д.). Плетем чашечку плетенкой «витушка с расширением», периодически то расширяя, то сужая – смотря какая нужна форма чашечки. Чашечку для листика плетем аналогично, только меньших размеров.
Пока плели чашечки соломка запарилась. Можно приступать к плетению лепестков. Для этого необходимо нарезать соломку лентами необходимой ширины с помощью ножа. При необходимости зачищаем соломку для придания ей большей эластичности. Плетем нужное количество лепестков плетенкой «ёлочка с расширением». Для оформления середины цветов я использовала плетенку «зубатка».
Работать нужно не только аккуратно, но и быстро – так как соломка в процессе работы высыхает, а соломенные ленты сохнут еще быстрее. Чтобы этого избежать сплетенные детали можно обернуть влажной тканью.
После того как готовы все детали цветка – приступаем к сборке. Вначале делаем серединку – можно использовать и соломенные ленты, и целую соломку, и различные виды плетенок. Затем присоединяем лепестки цветка. Все это хорошо скрепляем нитками. Для придания изгиба лепесткам, их в сыром виде при помощи ниток закрепляем в нужном нам положении и даем высохнуть.
После того как цветок высох – обрезать излишки соломки и надеть чашечку на цветок, чтобы скрыть все нитки и концы лепестков. Стебель обматываем сухой соломенной лентой, предварительно смазав клеем ПВА. Оформляем листок в маленькую чашечку и – цветок готов.
11.4. Маршрутная технологическая карта
Таблица 1
№ п/п
Операция
Материалы
Оборудование
1.
Выбор изделия
Журналы, книги, газеты, фотографии
2.
Выбор материалов
Соломка, нитки
3.
Плетение цветов
Соломка, нитки, лоза
Ножницы, нож
11.5. Технологическая карта
на изготовление изделия
Материалы: ржаная соломка, нитки, лоза.
Инструменты и приспособления: ножницы, нож, доска, емкость для запаривания соломки.
Таблица 2
Графическое изображение изделия
Название изделия
№пп
Последовательность выполнения технологических операций
Графическое изображение (эскиз операции)
Материалы
Инструменты и приспособления
1.
Запарить соломку
соломка
Емкость для запаривания соломки, горячая вода
2.
Плетение большой чашечки плетенкой «витушка» с расширением
Соломка, нитки, лоза
3.
Плетение маленькой чашечки плетенкой «витушка» с расширением
Соломка, нитки, лоза
4.
Плетение «зубатки» из 4-х соломин
Соломка
5.
Плетение плетенки «цепочка» из двух соломин
Соломка
6.
Плетение лепестков цветка и листика плетенкой «елочка» с расширением
Соломка
7.
Оформление серединки цветка
Соломка, нитки
Ножницы, нож
8.
Сборка цветка
Соломка, нитки
Ножницы
9.
Придание лепесткам изогнутой формы
Нитки
ножницы
10.
Удаление излишков соломки
ножницы
11.
Соединение большой чашечки с цветком
Чашечка, цветок
Клей ПВА, ножницы
12.
Обмотать стебель соломенной лентой
Соломенная лента
Ножницы, клей ПВА
13.
Присоединить листок
Нитки
Ножницы
14.
Надеть маленькую чашечку на место присоединения
Чашечка
Ножницы, клей ПВА
15.
Цветок в готовом виде
12. Экономическое обоснование
Тема моего проекта – изготовление цветов из соломки. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот положительно действует на нервную систему и на всё здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такие цветы будут только у меня, так как я их изготовила пользуясь своей фантазией. Также я выигрываю и в денежном отношении. При плетении соломкой, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в этом виде творчества.
Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данного проекта я затратила:
Таблица 3
№
Название материалов
Количество
Цена
Сумма
1
Соломка
много
2
Нитки швейные армированные
одна катушка
2 500
2 500
3
Лоза
семь
Итого:
2 500
Фотографии цветов я нашла в журналах, книге. Ножницы, нож у меня были дома. За лозой сходила к реке.
13. Связь с экологией
В наше время большое внимание уделяется народным традициям. Одно из которых – соломоплетение. В магазинах, на выставках очень много изделий из соломки. Разнообразие соломенных цветов завораживает и хочется сделать их самой. Соломка – это натуральный природный материал, приобрести который не составляет большого труда, так как соломку можно заготовить самой в июле – августе на поле.
14. Самооценка
Я даю оценку по следующим пунктам:
Все ли я сделала?
Получился ли у меня проект?
Довольна ли я своим изделием?
Хочу ли я в нём что-то исправить?
Ответив на все эти вопросы, оценю собственную работу.
15. Рекламный проект
Соломку золотистую
В руках своих держу.
И солнышко лучистое
Увидеть я хочу.
Соломинку к соломинке
Плету я не спеша,
Еще одно мгновение
И солнышко в руках!
Литература
Журналы «Ксюша для любителей рукоделия» за 2007 – 2008
Золотые правила народной культуры/ О. Котович, Я. Крук. – 2-е изд. Испр. И доп. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008. – с. 18 – 24
Народнае мастацтва Беларусі/ Я.М.Сахута. – Мн. Беларуская Энцыклапедыя. 1997
Плетение из соломки/ О.А.Лобачевская. – М. Культура и традиции. 2000
3. Ресурс доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14315
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
цветы из соломки
Охрана
труда
Связь с
экологией
Экономические
затраты
Технология
изготовления
Выбор
объекта
труда
История
соломоплетния
Изображение 047