Конспект урока по технологии Мартинички. Куклы из ниток или соломки
УРОК ТЕХНОЛОГИИ 2 класс
Тема: Мартинички. Изготовление поделки «Кукла из ниток».
Овладение основными приемами работы: разметка, резание, соединение деталей нитками, обработка края.
Изделие: кукла из ниток
Цель урока: — научиться выполнять куклу из ниток
Задачи урока:
- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.
- ознакомление с народным видом ремесла – изготовлением куклы из соломы.
- формирование представлений о символике красного и белого цветов в народной культуре.
- обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).
- обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.
Тип урока: изложение нового материала
Форма проведения: комбинированный
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка.
Материалы, инструменты, оборудование:
Для учителя: учебник, образец куклы «мартинички», большие пучки ниток для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема заготовки пучка; ножницы, ТМП выполнения куклы из ниток, ТСО
Для обучающихся: учебник; распрямленные нити красного и белого цвета; цветная нитка для перевязывания; ножницы; картонки для отмеривания нити и заготовки пучков.
Оформление доски: тема урока : Учимся у народных мастеров «Кукла из ниток», ТМП изготовления куклы, образец готовой куклы.
Ход урока:
1. Организационный момент: Приветствие, организация внимания.
2. Объявление темы, постановка учебных задач.
Загадки:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
(Кукла)
Я, наверно, вам знакома,
Я живу у Тани дома,
С Танечкой хожу гулять,
С Танечкой ложусь в кровать,
И сама, без всякой сказки,
Закрываю сразу глазки,
Я совсем не растеряша
Я игрушка...Кукла
Тема нашего урока «Кукла из ниток»
3. Беседа о смысле изделия, его назначении в народной культуре, о преемственности культур.
Перед началом работы хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение:
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы
«Весна идет! Весна идет,
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперед…»
- О каком времени года идет речь в этом стихотворении?
- Правильно, о весне. А как вы думаете, как весна связанна с темой нашего урока?
Кукла и весна?
- А хотите, я расскажу вам секрет?!
Эту куклу делали только весной. Она называется Мартиничка. Как вы думаете, откуда пошло такое название?
1 слайд
«Мартинички».В Румынии и Молдавииих называют «Мэрцишорами». ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКИ
Это традиционные славянские куклы женская и мужская.
Их делали из лыка и соломы Вывесить таблички
Слайд
Позже их стали делать из ниток
Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Вывесить таблички
Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия
3 слайд
Но не только для весеннего праздника вязали нитяных куколок. Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения.
Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать.
Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.
- Как вы считаете, цвета могут быть другими?
- Нет. Это не просто декоративное изделие, а символическое изображение весны.
. Союз этих двух цветов мы можем встретить в росписи глиняных игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако все эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.
4. Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия.
- Рассмотрите образец и схему изготовления соломенной куклы (технологическая карта). Расскажите, как она изготавливается.
- Кукла делается из 2 пучков соломы: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем перевязывания пучков в нужных местах цветной ниткой.
- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.
5. Инструктаж по технике безопасности
С ножницами не шути,Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,Другу их передавай.Лишь окончена работа –Ножницам нужна забота:Не забудь ты их закрытьИ на место положить.
6. Заготовка пучков ниток для куклы.
- Сделаем женскую фигурку из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
- Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.
- Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.
Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально.
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?
С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.
7. Изготовление куклы совместно с учителем.
8. Выставка. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.
9. Уборка рабочих мест.
Хочется, закончит урок такими словами:
Посмотрите, какие замечательные куклы у нас получились. Значит у вас хорошие, добрые сердца Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души и энергии. В наше время трудно увидеть аиста. Поэтому дождитесь появления первых весенних цветов – подснежников, а лучше солнечных одуванчиков, найдите ручеек и отправьте вашу мартиничку по течению. Пусть она вам принесет удачу и любовь весной, а старые невзгоды, болезни и потери пусть навсегда останутся в прошлом!.