Рабочая программа по изо 8 класс по Кузину
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алыгджерская средняя школа-интернат (полного) общего образования
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От «26» августа 2015 г. «Утверждено»
Директор МКУ «Алыгджерская
школа - интернат»
БолюхЛ.ВРабочая программа
по изобразительному искусству
8 класс
Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю - 1
Разработчик
Некрасова Л.Н.
учитель: ИЗО,МХК, черчения, технологии,
Педстаж: 30 лет
Квалификационная категория: 2
с.Алыгджер, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основание следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России 5.03.2004г.№ 1089 в соответствие с учебной программой общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству, под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузин– М.: Дрофа, 2010.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тем рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
Предлагаемая разработка уроков по изобразительному искусству в 8 классе по программе В. С. Кузина построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, познакомить их с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства и замечательными произведениями.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов
1 «Искусство моего народа» 10
2 «Труд и искусство» 7
3 В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна 10
4 «Изобразительное искусство в жизни людей» 8
Итого 34
Содержание тем учебного курса
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов, развитие эмоционального отношения к изображаемым: предметам и явлениям.
Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.
Примерные задания:
рисование натюрмортов из бытовых предметов сложной формы с драпировкой (с освещением);
рисование мебели (группы предметов);
рисование интерьера;
натюрморт из бытовых предметов различных по тону без драпировки;
натюрморт из бытовых предметов светлых по тонубез драпировки;
натюрморт с мягким освещением;
рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;
выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, архитектурных деталей, фигуры, головы человека, животных, птиц, растений, насекомых и др.;
самостоятельное составление учащимися композиции натюрморта из предложенных предметов;
рисование с натуры головы человека («Портрет друга»);
рисование с натуры фигуры человека.
Рисование на темы и иллюстрирование
Примерные задания:
рисунки на темы: «Историческое прошлое русского народа», «Героические события Великой Отечественной войны», «Фантастический город», «Туманное утро», «Жаркий день», «Вечерний закат», «Дождливая погода», «Возможная экологическая катастрофа», «Памятники истории и культуры нашего края», «Игры детей», «В гостях у оленеводов», «Рыбачий поселок», «Панорама родного города или села», «Мы в мире бизнеса», «В мастерской художника», «Посещение музея», «Моя семья за столом», «Школьный урок», «Родные просторы», «В пути», «Пейзаж с облаками», «Городские бульвары» «Зимнее окно», «Пейзаж в сумерки», «Мир пустыни», «Партизаны», «На привале», «Всадники», «Перед атакой», «Путешествие в другую страну», «Мир профессий», «В морской пучине», «Вечер на рейде», «Путешествие на автомобиле», «На катке», «Волшебный мир театра», «Мотогонки», «На тренировке», «Мы гимнасты», «На байдарках по реке», «Мой современник», «Наша дискотека», «Пастух и стадо», «Родная песня», «Танец моего народа», «Наш оркестр», «Праздник в школе», «В лесной чаще» и др.;
Декоративная работа
Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов.
Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).
Шрифтовые работы: знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).
Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.
Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).
Лепка
Лепка фигуры человека. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
изобразительное искусство в жизни людей;
шедевры зарубежного изобразительного искусства;
прикладное искусства в русском народном творчестве;прикладное искусство и дизайн;
течения и направления изобразительного искусства XX в.;
прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX —начала XX в.; традиции русской реалистической художественной школы;
современное отечественное изобразительное искусство.
Требования к уровню подготовки обучающихсяв результате изучения изобразительного искусства выпускникдолжен
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
при менять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии оценки знаний и умений по предмету
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой. (Учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству на 8 класс
№ п/п Наименование разделов и тем
всего часов Календарные сроки
Планир. Фактич.
Тема: «Искусство моего народа» (10 часов) 1 Культура – зеркало русской души. Беседа. Выбор сюжета по теме: «Историческое прошлое русского народа». Карандаш. 1 5.9 2 Культура – зеркало русской души. Решение рисунка в цвете, акварель, гуашь. 1 12.9 3 Русские народные промыслы. Русь деревянная. Разработать эскиз резного окна и выполнить аппликацию с затейливым узором. 1 19.9 4 Неувядающая ветвь. Выполнение аппликации «Жостовский поднос». 1 26.9 5 Русские просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина. Вспомнить стихи А.С.Пушкина из них. 1 3.10 6 Русские просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина. Выполнение рисунка в цвете. 1 10.10 7 Русский народный костюм. Рисование с натуры. 1 17.10 8 Беседа: «Традиции русской реалистической художественной школы». Просмотр диска «Шедевры русской живописи». 1 24.10 9 Древние образы в народном искусстве. Рисование эскиза знака или символа школы. 1 31.10 10 Древние образы в народном искусстве. Рисование эскиза знака или символа школы. 1 14.11 Тема: «Труд и искусство» (7 часов) 11 В мастерской художника. Рисование интерьера мастерской художника. 1 21.11 12 В мастерской художника. Консультация. Завершение работы 1 28.11 13 Человек – мера всех вещей. Рисунок человека с натуры. 1 5.12 14 Предметы быта – результат творчества человека. Рисование с натуры натюрморта. Карандаш 1 12.12 15 Предметы быта – результат творчества человека. Завершение натюрморта красками 1 19.12 16 Мир профессий. Беседа. Урок-игра. 1 26.12 17 Волшебный мир театра. Рисование новогоднего представления, или зимней сказки, декорации или эпизод из спектакля. 1 16.1 Тема: В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна (10 часов) 18 Росписи декоративных работ. Гжельская роспись. Рисование по памяти или представлению предмет быта и расписать под «гжель». 1 23.1 19 Дымковская игрушка. Лепка и роспись изготовленной игрушки. 1 30.1 20 Хохломская роспись. Роспись изделия под «хохлому». 1 13.2 21 Беседа. «Орнамент в архитектуре». Оформление в альбоме руководства по делению окружности 1 20.2 22 Орнамент в архитектуре. Выполнение архитектурного орнамента в круге. 1 27.2 23 Искусство оформления книги. Выполнение эскиза иллюстрации к любой сказке. Карандаш 1 5.3 24 Искусство оформления книги. Завершение иллюстрации красками. 1 12.3 25 Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Разработать заглавную букву устава. 1 19.3 26 Прикладное искусство и дизайн. Рисование по представлению.- стол и рядом стоящее кресло. 1 26.3 27 Закрепление темы: «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна» Урок-игра. 1 9.4 Тема: «Изобразительное искусство в жизни людей» (8 часов) 28 Портрет моего друга. Рисование с натуры. 1 16.4 29 Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века, коллективный рисунок «Фантастический город». Обсуждение проекта города, что, где будет располагаться. 1 23.4 30 Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века, коллективный рисунок «Фантастический город». Сбор частей в целый город. 1 30.4 31 Искусство зарубежных художников 19 начала 20 веков. Просмотр диска 1 7.5 32 Авангардизм в натюрморте настроения. Выполнение натюрморта. 1 14.5 33 Воздушная перспектива. Рисунок «Лесные дали». 1 21.5 34 Природа в изобразительном искусстве. Сюжет мотива«Школьный двор с его растительностью и часть строения».(карандаш) 1 28.5 итого 34 Список литературы.
Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010г.
Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе Кузина В. С. / Авт. – сост. Т. В. Андриенко – Волгоград: Учитель, 2010г. – 122 с.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-159 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Кузин В.С.Программно - методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе./В.С.Кузин,В.И.Сиротин.-М.; Дрофа, 2010;
Кузин В.С. основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей - Кузин В.С,-2-еизд., доп. и перераб- М.; Просвещение, 2011;.
-Кузин В.С. Наброски и зарисовки./В.С. Кузин,-М.,2011;