Рабочая программа по изо 7 класс по Кузину
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алыгджерская средняя школа-интернат (полного) общего образования
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 От «26» августа 2015 г. «Утверждено»
Директор МКУ «Алыгджерская
школа - интернат»
БолюхЛ.ВРабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
Базовый уровень
2014-2015 учебный год
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю - 1
Некрасова Л.Н.
учитель изо, черчения, мхк, технологии
Педстаж: 30 лет
Квалификационная категория: 2
с.Алыгджер, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основание следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России 5.03.2004г.№ 1089 в соответствие с рабочей программой общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству, под редакцией доктора педагогических наук В. С. Кузин– М.: Дрофа, 2010.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение: практических работ – 34 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти
живопись, рисунок) – 15 часов
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные
техники) – 19 часов
Учебно-тематическое планирование
№п/п Наименование разделов. Всего часов
1 Многонациональное отечественное искусство.
10
2 Изобразительное искусство зарубежных стран-сокровище мировой.культуры 15
3 Труд в изобразительном искусстве.
9
Итого
34
Содержание тем учебного курса
Многонациональное отечественное искусство. Красота вокруг нас. Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель).
Народ – творец прекрасного. Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов.
Праздничный
Натюрморт. Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель).
Мы - юные краеведы и этнографы. Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома.
Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш).
Национальный
Натюрморт. Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета
Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь).
Национальные
традиции в культуре
народа Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде.
Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь).
Народные праздники Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок .Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель).
Иллюстрация сказок
народов России Передача художественными средствами своего отношения кизображаемому. Основные средства художественнойвыразительности графики: линия, пятно, точка
Иллюстрирование сказки народов Рос-
сии
Красота родного края Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и
световоздушная перспектива. Колористическое построение
пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения
Рисование на тему «Край, в котором ты
живешь» (карандаш, акварель, гуашь)
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. Изобразительное
искусство эпохи
Возрождения Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения.
Мир Леонардо Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи.
Выступления творчестве Леонардо да Винчи.
Красота классической архитектуры Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения.
Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш).
Изобразительное
искусство ЗападнойЕвропы XVII века Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века .Творчество Рембрандта Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта .Искусство
натюрморта Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния
Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель).
Изображение
человека в движении Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека.Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т. д.
Красота фигуры
человека в движении Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина).
Изобразительное
искусство западноевропейских стран
XVIII-XX вв. Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX
- начала XX века.
Античная расписная
керамика Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев.
Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель).
Зарубежный друг
(гость) Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», КитагаваУтамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека.
Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель).
В мире литературных героев Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак» и т. д. (карандаш, акварель).
Труд в изобразительном искусстве. Трудовые ритмы Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской».Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени. Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов (инструментов), характеризующих труд рабочего, художника и т. д. (карандаш, акварель).
Трудовые будни Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека .Выполнение рисунка на тему «Моя
будущая профессия» (карандаш, акварель).
Мы - юные дизайнеры Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок.
Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака (перо, тушь, акварель).
Рисуем лошадей Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции. Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, пастель, уголь, гуашь).
Мы охраняем
памятники нашейРодины Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь).
Весенний пейзаж Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти (карандаш, акварель).
Цветы весны Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др. Рисование с натуры букета весеннихцветов в вазе (акварель, карандаш).
Требования к уровню подготовки обучающихся
учащиеся должнызнать:
анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Учащиеся должны уметь:
видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи;
Критерии оценки знаний и умений по предмету
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству на 7 класс
№ урока Наименование разделов и тем
Всего часов Календарные сроки
Планир. Фактич.
Многонациональное отечественное искусство. 10ч. 1 Красота вокруг нас. 1 3.9 2 Народ – творец прекрасного. 1 10.9 3 Праздничный натюрморт. Ваза с цветами. 1 17.9 4 Праздничный натюрморт. 1 24.9 5 Мы - юные краеведы и этнографы. Рисование старорусской избы. 1 1.10 6 Национальный натюрморт. 1 8.10 7 Национальные традиции в культуре народа. 1 15.10 8 Народные праздники. 1 22.10 9 Иллюстрация сказок народов России. 1 29.10 Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры 15ч. 10 Красота родного края. 1 12.11 11 Изобразительное искусство эпохи Возрождения. 1 19.11 12 Мир Леонардо.Изобразительное искусство. 1 26.11 13 Красота классической архитектуры. 1 3.12 14 Красота классической архитектуры. 1 10.12 15 Изобразительное искусство Западной Европы XVII века. 1 17.12 16 Творчество Рембрандта 1 24.12 17 Искусство натюрморта. 1 14.1 18 Искусство натюрморта. 1 21.1 19 Изображение человека в движении. 1 28.1 20 Красота фигуры человека в движении. 1 4.2 21 Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. 1 11.2 22 Античная расписная керамика. 1 18.2 23 Зарубежный друг (гость) .1 25.2 24 В мире литературных героев. 1 3.3 25 В мире литературных героев. 1 10.3 26 Трудовые ритмы. (натюрморт с натуры.) 1 17.3 Труд в изобразительном искусстве 9ч 27 Трудовые ритмы. 1 7.4 28 Трудовые будни. 1 14.4 29 Мы - юные дизайнеры. 1 21.4 30 Рисуем лошадей. 1 28.4 31 Мы охраняем памятники нашей Родины. 1 5.5 32 Мы охраняем памятники нашей Родины. 1 12.5 33 Весенний пейзаж. 1 19.5 34 Цветы весны. 1 26.5 Итого: 34 Список литературы.
- Кузин В.С. Программное –методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе./В.С.Кузин ,В.И.Сиротин.-М.; Дрофа, 2010;
- Кузин В.С. основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей - Кузин В.С,-2-еизд., доп. и перераб. - М.; Просвещение, 1999;.
- Кузин В.С. Наброски и зарисовки./В.С. Кузин,-М.,1980;
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5-8 классов /Н.М. Сокольникова, - Обнинск: Титул, 1998.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.