рабочая программа по мхк 11 класс Рапацкая
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
начальных классов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2014 г.
Руководитель МО
_______Романова Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» __________ 2014 г.
Зам. директора по УВР
_____ Казакова Л.В. УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2014г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
учебного предмета
«Мировая художественная культура»»
для обучающихся 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «Искусство»
Разработала:
Никоненкова Оксана Васильевна
учитель изобразительного искусства
П. Боровской
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета « Мировая художественная культура» для обучающихся 11 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и положением о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»
Образовательная область «Искусство» Предмет изучения
Функции предмета: Развитие толерантного отношения к миру как единству многообразия.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой
Содержание авторской программы Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура» рассчитано на 34 часов. Рабочая программа «Мировая художественная культура» рассчитана на 34часов, поэтому она полностью соответствует авторской программе.
Цели и задачи учебного предмета
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Принципы:- Историзма (как способа «погружения» в культуру определенной исторической эпохи);- сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур;- интегративного содержания уроков;- использования творческих методов обучения. Новизна программы:В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане
Предмет «Мировая художественная культура» является инвариантной частью базисного учебного плана МКОУ «Боровская СОШ» На изучение «Мировой художественной культуры» в 11 классе отводится 1 час в неделю, количество недель -34.
Учебно-тематический план
№
п\пНаименование разделов Кол-во часов Формы контроля
По программе По рабочей программе 1 Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века 10 10 Контрольная работа.
Тест .2 Раздел 2. Художественная культура России 19 11 11 Контрольная работа.
Тест .3 Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века 6 6 Контрольная работа.
Тест .4 Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам 7 7 Тест . Итоговая контрольная работа.
Итого 34 34 .
Содержание программы учебного курса
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В 11 КЛАССЕ
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 10часов.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(1) Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (2) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 11 часов.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про-екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(1) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (3). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (3) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 7 часов.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(2) Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,
Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Формы контроля уровня достижения планируемых результатов
Входной, промежуточный и итоговый контроль запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, творческих работ. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических и тестовых работ.
Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.
Критерии оценивания обучающихся 11классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Материально –техническое обеспечение образовательного процесса
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 11 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.В учебнике для 11 класса освещаются основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX веков.
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 10-11 классов в качестве учебника по мировой художественной культуре».
Гриф: Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации .Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001
Дополнительная литература:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
2.СД диск..Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура в 2 дисках.
Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета
Интерактивная доска, компьютер.
Музыкальный центр, телевизор.
Набор портретов русских и зарубежных художников.
ТСО:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
телевизор (общешкольный);
аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор (общешкольный);
экспозиционный экран (общешкольный);
персональный компьютер для учителя (ноутбук);
сканер (общешкольный);
принтер лазерный (общешкольный);
фотокамера цифровая (общешкольная);
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Ссылки на сайты по Мировой художественной культуре
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы.
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства.
http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
http://fashion.artyx.ru/ - «Иллюстрированная энциклопедия моды» (много черно-белых иллюстраций) .http://100oper.nm.ru/ - книга «100 опер».
http://www.encspb.ru - энциклопедия Санкт-Петербурга.
http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира» (тексты).
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам.
http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам.
http://www.mhk.spb.ru/ - «Мировая художественная культура», учебник для 5 класса по древнему миру, поиск по роду искусства и по регионам и цивилизациям.
http://www.rsl.ru/ — сайт российской государственной библиотеки /Ленинка/ (новости, издания, ссылки на открытые зарубежные издания).
http://notes.tarakanov.net/ — нотная библиотека (огромное количество нот, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов).
http://www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com — иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.most-spb.ru/ - Мосты Санкт-Петербурга (фотографии и сведения о мостах).
http://www.bards.ru/ - сайт, посвященный российским бардам.
Коллекции
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – музыка (русская и зарубежная).
http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников.
http://leit.ru/ - история и культура Японии, современность, туризм.
http://onfoot.ru/ - сайт посвящен прогулкам по Москве, достопримечательностям и гостиницам.
http://www.artrussia.ru/russian/ - галереи: неплохая галерея русских художников, галерея работ современных русских художников, выставка-продажа.
http://www.worldarthistory.com/ - «история мирового искусства» - ряд небольших статей с маленькими картинками.
http://rusarh.ru/ - «Архитектура России» - скромные тексты, черно-белые фотографии, умеренное количество памятников.
http://www.artlib.ru/ - сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова и очень много современных художников, последние выставки.
http://art.rin.ru/ - «Изобразительное искусство и фотография» - история и теория искусства – больше тексты, чем картинки; современное искусство – есть небольшие галереи современных художников.
http://www.art-education.ru/AE-magazine/ - электронный журнал «Педагогика искусства» - сборник и архив статей.
http://www.art-education.ru/ - официальный сайт института художественного образования РАО.
http://www.websib.ru/noos/mhk/ - образовательный сайт Новосибирской области. В разделе искусство – стандарты и статьи.
http://sobory.ru/ - «Народный каталог православной архитектуры» - описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей.
http://erzya.by.ru/ - сайт посвящен творчеству скульптора С. Эрьзя. Изображения скульптуры.
http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв. Очень много зарубежных художников, приличные подборки. Фотографии и скульптуры значительно меньше.
http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
http://midiclassic.narod.ru/ - «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины и музыка в формате МИДИ.
http://www.classical.ru/r/ - неплохой архив классической музыки в формате Real Audio.
http://www.maestroes.com/ - тексты о композиторах XX века.
http://culture.yarcenter.ru/ - сайт посвящен Ярославлю, есть история и неплохая коллекция фотографий.
http://www.archi-tec.ru - статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.
http://www.artyx.ru - книги по искусству – тексты, архитектура – только тексты, живопись – коллекции по музеям и по алфавиту, художники – ну очень маленькие тексты, мода – переход на сайт истории моды, скульптура – только Японии и Древней Греции, музеи – краткая история без картинок.
http://www.belcanto.ru - сайт посвящен оперному искусству – новости, биографии, книги, статьи, записи в mp3, ссылки на другие музыкальные сайты.
http://www.classic-music.ru - бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей.
http://www.world-art.ru - коллекция живописи (подробные биографии, подборка работ, очень много авторов), архитектура (по городам, внутри городов конкретные памятники), литература (биографии писателей, тексты их произведений), анимация и кино – обсуждения и рецензии, просмотр роликов с отрывками кино.
http://e-project.redu.ru/mos/ - материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.
http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.
http://www.museum-online.ru - online-музей живописи. Биографии и коллекции картин (не всегда биографии соответствует коллекция). Изображений много, есть увеличение.
http://www.castles.narod.ru - сайт посвящен эпохе средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков.
http://www.impressionism.ru - сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма. История, биографии художников, некоторое количество изображений.
http://www.arthistory.ru/ - история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. Биографии художников и по 1-3 изображения.
http://www.sgu.ru/rus_hist/ - «Русская история в зеркале изобразительного искусства» - исторические события и лица, о которых удалось найти живописное полотно. Представлены жанры: бытовая историческая живопись, исторический пейзаж, исторический портрет и сюжетное историческое искусство. Названия жанров даны авторами сайта.
http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр “Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).
http://www.visaginart.narod.ru/ — галерея ИЗО по эпохам и стилям.
http://www.ethnology.ru/ — сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России.
http://www.hellados.ru/ — мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея).
http://www.abash.netfirms.com/ — абашевская игрушка (история, каталог, образцы).
http://www.abcgallery.com/ — виртуальная коллекция произведений искусства (более 8 000), поиск по стилям, странам, авторам.
http://www.wga.hu/ — интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.
http://www.artnet.com/ — ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
http://www.tvkultura.ru/ — сайт телеканала “Культура” (новости, программы, афиши, заметки по всем областям культуры).
http://www.russianculture.ru/ — портал “Культура России” (новости, произведения искусства, викторина, шкала времени, виды искусства, описание произведений искусства, портреты деятелей искусства, биографии). http://www.cultradio.ru/ — сайт радио “Культура” (новости, программа, фото современных деятелей культуры).
http://www.cultcorp.ru/ — Государственная телевизионная и радиовещательная компания “Культура” (новости кино, музыки, литературы, ИЗО, театра, ссылки и интервью).
http://www.guelman.ru/culture — информационное агентство “Культура” (обзор прессы, ссылки на сайты литературных и художественных журналов, музеев мира, галерей, клубов, театров).
http://www.rosculture.ru/ — сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии (новости, культура регионов РФ, календарь культуры, интернет-путешествия по регионам).
http://www.gramma.ru/ — культура письменной речи (ликбез по стилистике речи, статьи по школьной программе, библиотека, справки, юмор).
http://www.smallbay.ru/ — галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.
http://www.culturemap.ru/ — культура регионов России (карта России и достопримечательности регионов).
http://www.celtic.ru/ — портал сайтов по культуре кельтов в России (история и культура Бретани).
http://www.mify.org/ — мифология древней Греции (древнегреческие тексты, работы по мифологии, стихи, художественная галерея).
http://petrov-gallery.narod.ru/ - картинная галерея Александра Петрова (большое количество изображений хорошего качества, расположенным по темам).http://www.kcn.ru/tat_ru/index.htm — Татарстан в сети Интернет (история, культура, Коран, хадисы, шариат, традиции).
http://www.rimkor.edu.ru/gallery — на сайте музыкальной школы им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге выставлена галерея русской и зарубежной живописи на музыкальные сюжеты (музыканты, музыкальные инструменты, портреты музыкантов).
http://www.opera-class.com/ — “Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины).
http://www.flamenco.ru/ — сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители).
http://www.hypermusic.ca/ — история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты.
http://www.musicals.ru/ — сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото).
http://www.wroubel.ru/ - сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля.
http://www.bocsh.org.ru/index.html - сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха.
http://daliworld.narod.ru/ - сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали.
http://mosmodern.race.ru/ - сайт, посвященный архитектуре московского модерна.
Музеи
http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), галерея искусства, новости культуры и искусства.
http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».
http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея. Коллекции, увеличение, выставки, о музее, магазин, издания, события.
http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа. Коллекции, история, выставки.
http://www.kremlin.museum.ru - сайт Московского Кремля. Музеи, история, выставки. Много изображений.
http://www.ilyarepin.org.ru - сайт посвящен творчеству И.Е. Репина и его дому-музею в Самарской области.
http://www.museum-online.ru - online-музей живописи. Биографии и коллекции картин (не всегда биографии соответствует коллекция). Изображений много.
http://louvre.historic.ru - сайт посвящен Лувру: история, коллекции, виртуальная экскурсия. Изображений много.
http://www.museum.vladimir.ru/ — сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника (новости, география музея, архитектурные памятники, экспозиции, выставки, коллекции).
http://www.metmuseum.org/ — сайт Метрополитен-музея в Нью-Йорке (история, коллекции, выставки).
http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
http://www.theatremuseum.ru/ — сайт Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (выставки, календарь, коллекции, история).
http://www.puppet.ru/ — сайт Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова (история, афиша, музей, коллекция кукол).
http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm - виртуальная экскурси по собору святого Павла в Лондоне.
http://www.spb-guide.ru/ - путеводитель по Санкт-Петербургу с большим количеством фотографий.
http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи.
Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
http://leit.ru/ - история и культура Японии, современность, туризм.
http://onfoot.ru/ - сайт посвящен прогулкам по Москве, достопримечательностям и гостиницам.
http://www.pro-benelux.ru/ - туристический сайт в страны Бенелюкса (история и достопримечательности стран).
http://www.foto.awd.ru/ - большое количество фотографий из путешествий по странам мира.
http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.
http://spbfoto.spb.ru/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.
http://www.veneziya.ru/ - туристический сайт о Венеции с фотографиями.
http://www.visit-italia.ru/sights - туристический сайт с большим количеством сведений о достопримечательностях итальянских городов.
http://www.gorodokk.ru/ - сайт с фотографиями российских городов.
http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.
http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.
http://www.kulichki.com/travel/ - виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага).http://www.isratour.ru/ - виртуальные путешествия по Израилю.
http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
http://achadidi3.narod.ru/ - виртуальное путешествие в Непал.
http://www.indias.ru/ - виртуальные путешествия по Южной Индии.
http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).
http://www.virtualtraveling.nl/flash/start_nl.html - англоязычный сайт виртуальных путешествий по странам мира, большое количество фотографий.
http://www.virtourist.com/ - виртуальные туры по странам мира (англоязычный сайт).
http://www.virtualfreesites.com/world.travel.html - англоязычный сайт виртуальных путешествий по городам и странам мира
Форумы на темы искусства
http://art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.
http://forum.russia-art.ru/ - форум на темы искусства.
http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.
http://stihinew.fastbb.ru/ - свободный форум по поводу стихов о любви.
http://www.forumklassika.ru/ - форум об академической музыке, на котором общаются как известные музыканты-профессионалы, так и любители музыки.
http://www.musicforums.ru - форумы для музыкантов.
http://www.trance.ee - многоязычный форум электронной музыки.
http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.
Календарно-тематическое план по предметному курсу
«Мировая художественная культура
в 11 классе»
Темы Дата
Кол-во часов Содержание учебного материала Контроль знаний
Планируемый результат
I четверть (9 часов)
1 раздел Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века (10 часов)
1
2
3 Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века;
02.09
09.09
16.09 3 Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойи Фрон-тальный опрос Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК.
Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма
4
5 Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. 23.09
30.09
2 Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Знать связь музыки с другими произведениями искусства.
Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа. Фрон-тальный опрос Знать связь музыки с произведениями искусства. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
6
7
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. 07.10
14.10 2 Французский импрессионизм. Клод Моне. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Фрон-тальный опрос Знать творчество Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
8. Тема 4. Экспрессионизм 21.10 1 Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке. Фрон-тальный опрос Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга.
9. Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.
28.10 1 Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Эстетика символизма.
Эстетика символизма. Эстетика постимпрессионизма.
Фрон-тальный опрос Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчествеЭ.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
II четверть (7 часов)
10 11.11 1 Постимпрессионистические искания французских художников. Поль Сезанн,Ван Гог, Поль Гоген.
Контрольная работа.
Тест .Знать шедевры изобразительного искусства постимперсионизма, основную тематику, основные
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 9 часов
11
12 Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.
18.11
1 Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина
Фрон-тальный опрос Знать художественной культуры первой половины 19 века.
25.11 1 Сообщение о творчестве А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина,П.Федотова,Д.ЗахароваИзобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.
Фрон-тальный опрос Знать шедевры изобразительного искусства 19 века, основную тематику, основные этапы творчества художников.
Уметь узнавать изученные произведения
13
Тема 7. Русская художественная
культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
02.12 1
Сообщение о творчестве Н. А. Некрасова,И. С.
Тургенева, М.П. МусоргскийП.И.Чайковский.
Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамсакого, К.А.Саврасов, В.И.Сурикова, Шишкина,Васнецова
Развитие отечественной живописи в пореформенный период.
Фрон-тальный опрос Знать русскую художественную культуру пореформенной эпохи
14
15 Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма
09.12 1 Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Фрон-тальный опрос Знать искусство символизма.
16.12 1 Символизм в русской живописи.
Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова
Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
16
17
18 Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм»
23.12
3 Абстракционизм В. Кандинского. Опрос Знать шедевры изобразительного искусства авангарда, основную тематику, основные этапы творчества художников.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
III четверть (10 часов) 13.01
20.01 Супрематизм К. Малевича. «Аналити-ческое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма Поэт И.Северянин , А.Е.Крученых
Опрс 19
20
21 Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
27.01 1 Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Н.С. Гумелев, А. А. Ахматова. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве.
Фрон-тальный опрос Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
03.02 1 Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О. Шехтель и др.). 10.02 1 В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев., И.И. Левитан, М.В. Нестеров,ТворчествоС.В.Рахманинова .
Художественное обьединение «Мир искусств»
Контрольная работа.
Тест .Знать художественное обьединение «Мир искусств» Уметь узнавать изученные произведения
Раздел 3 . Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 5 часов.
22 Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.
17.02 1 ТворчествоФ.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Фрон-тальный опрос Знать Художественную литературау 20 века
23
24 Тема12.Музыкальное
искусство в нотах и без нот.
24.02 1 Творчество Г.Малера.
Франции,Испании Венгрии,США. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Фрон-тальный опрос Связь музыки с произве-
дениями изобразительного и др.искусства.
03.03 1 «Музыкальный авангард»20 века.
Англия. рок музыка «Битлз». Английского композитора Э.Л.Уэббера. Француз. композитор Ж.М.Жарра Фрон-тальный опрос Знать тему «Музыкальный авангард»20 века.
25 Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.
10.03 1 Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Фрон-тальный опрос Знать историю развития мирового кино, творчество Ч.Чаплина, выдающиеся режиссѐры кино, жанры кинематографа.
26
27 Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. 17.03
1 Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Фрон-тальный опрос Знать творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,Э.Хеменгуэля. Американская музыка.
Знать искусство Америки.
IV четверть (8 часов) 07.04 1 Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.
Искусство Латинской Америки Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа..
Контрольная работа.
Тест .Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.
28
29 Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.
14.04
21.04 2 Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реа-лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Знать русскую художественную культуру 20-30 гг., направлению реализма.
30 Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.
28.04 1 Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
.
Тест .Знать искусство образы войны в искусстве второй половины 20 века.
31
32 Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».
05.05
12.05 2 Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы.
Развитие живописи и музыки в 60-е годы.
Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова. Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского Знать Связь музыки с произведениями изобразительного и другими произведениями искусства.
33
34 Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.
19.05 2 Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени.
Итого-вая конт-рольная работа.
Тест .Развитие Музыкального искусства и театра. на пороге нового тысячилетия.
Тест
«Виды и жанры изобразительного искусства».
Назовите жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
В каком виде изобразительного искусства используются следующие материалы: тушь, карандаш, фломастер, гелевая ручка?
а) живопись
б) скульптура
в) графика
Назовите автора картин «Вечерний звон» и «Золотая осень»
а) И.Левитан
б) М.Сарьян
в) И.Шишкин
Как называется графика, связанная с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения?
а) станковая графика
б) прикладная графика
в) книжная графика
5. Назовите жанр изобразительного искусства, который в переводе с
французского означает «мертвая природа, натура»
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
6. Как называется жанр изобразительного искусства с изображением одного
человека или группы людей?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
7. К какому жанру изобразительного искусства относится произведение
В.Коровина «Цветы и фрукты»?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
8. Какой жанр изобразительного искусства связан с изображением животных в
живописи, графике и скульптуре и декоративном искусстве?
а) анималистический
б) пейзаж
в) натюрморт
9. Назовите автора картины «Богатыри»
а) В.Серов
б) В.Васнецов
в) К.Юон10. Как называется изображение художником самого себя?
а) парадный портрет
б) автопортрет
в) групповой портрет
11.Назовите один из основных видов изобразительного искусства,
заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность
а) графика
б) скульптура
в) живопись
Комплексный зачет по МХК. 11 класс. 1 полугодие. 1 вариант.
В последней трети XIX столетия возникает новое направление в живописи, которое характеризуется тем, что художник в своих работах стремится естественно изобразить мир в его подвижности и изменчивости. Выберите из предложенных ниже вариантов название этот направления:
А) сюрреализм б) импрессионизм
В) экспрессионизм с) абстракционизм.
____________________________________
Определите, кто из перечисленных деятелей искусства был
А) импрессионистом Б) постимпрессинистом1. Поль Гоген 2. Анри Тулуз-Лотрек Монфра3. Клод Дебюсси 4. Эдуард Мане 5. Жан Батист Камиль Коро6. Пьер Огюст Ренуар 7. Поль Сезанн 8. Жорж Сёра 9. Винсент ван Гог10. Эдгар Дега Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.
1. «Чайки» (Темза. Здание Парламента)А. Пьер Огюст Ренуар
2. «Завтрак на траве» Б. Клод Оскар Моне
3. «Голубые танцовщицы» В. Эдгар Дега
4. «Портрет актрисы Жанны Самари» Г. Камиль Писсаро5. «Бульвар Монмартр в Париже» Д. Эдуард Мане
1 2 3 4 5 Стиль «Модерн» в западноевропейской архитектуре охватывает не только строительство банков, вокзалов, богатых особняков, выставочных комплексов и музеев. В Испании в стиле модерн строится причудливый, с нагромождением декоративных элементов собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне. Автором проекта собора был один из перечисленных ниже испанских архитекторов:
А) Хосе Сотерас МауриБ) Эдуардо ТоррохеВ) Антонио ГаудиГ) Лоренсо Гарсиа БарбонНазовите создателя этого собора________________________________________
В начале ХХ века во французской живописи возникло течение, получившее название фовизм (дикие). Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо, Андре Дерен, Рауль Дюфи в своих картинах открывают полный радости мир красок и ощущений. Одному из этих художников принадлежат произведения «Танец», «Музыка», «Красные рыбы», «Красная комната», «Семейный портрет». Назовите автора этих полотен ___________________________________________
Сюрреалисты Эрнст, Миро, Магритт, Дали источником искусства считали сферу подсознания (сновидения, галлюцинации), а его методом – свои ассоциации, выступающие в алогичном сочетании предметов и явлений. В картинах «Предчувствие гражданской войны», «Пылающий жираф», «Постоянство памяти», «Сон», представляющих собой фантасмагории, противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Выберите из вышеперечисленных художников автора указанных картин. __________________________________
В первом десятилетии ХХ века в изобразительном искусстве Европы появляется авангардистское течение – кубизм, в котором художники демонстрируют свое видение человека, предметов и т.п. как сочетание геометрических фигур. Назовите имя художника, признанного основоположником кубизма. _________________________________________
Крупнейшим представителем абстрактного экспрессионизма был русский художник, в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты и треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Он связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»), выстраивая беспредметные аморфные композиции по законам музыки. Он опирался на такие элементы музыкальной структуры, как главная тема, вариации, нарастающие и гаснущие ритмы, инверсии. «Композиция № 6, № 7, № 8» и другие выражают внутренний мир художника, отстранившегося от внешних факторов и подражания природе. Назовите имя этого художника _____________________________________________
Выдающийся художник-пейзажист, его искусство стало по колориту и живописной технике связующим звеном между классической традицией и импрессионизмом. Он поэтично изображал серебристый туман («Утро»), предгрозовой ужас («Порыв ветра»). В своих пейзажах, которые парижане называли «интимными», художник передавал настроение в природе сумеречной порой, при гаснущих закатах, в предрассветной мгле и использовал технику раздельных мазков, что уже можно было считать началом импрессионизма. Кто этот художник? ________________________________
Этот художник сыграл особенно важную роль в формировании импрессионизма. В большинстве его работ отсутствовало действие. Трудно определить жанр картин. Нередко они объединяли портрет и бытовую сцену либо бытовую сцену и пейзаж. Его кисти принадлежат «Олимпия», «Флейтист», «Завтрак на траве». Назовите имея этого художника.
По названию одной из картин этого художника – «Впечатление (impression). Восходящее солнце» названо целое художественное направление – «импрессионизм». Он первым сформулировал ее принципы, разработал программу пленэра, живописную технику. Кто это?
Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством этого художника, вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей своей жизни писал пейзажи, но его истинным призванием оставалось изображение человека. Всемирно известны его «Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Лягушатник». ___________________________
Опишите картину.____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________