Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами детской художественной литературы
УМК Управление образования ЗМР
Формирование патриотических чувств
у дошкольников средствами детской
художественной литературы
сообщение для воспитателей
МБДОУ «Лесная сказка»
Воспитатель: Бусова Т.Г.
2016 г.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.
В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решаем как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения.
При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.
В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Картотека художественной литературы для дошкольников
на военную тематику
Алексеев С. «Наташка», «Три приятеля с Волхонки», «Геннадий Сталинградович», «Семь потов», «Праздничный обед», «Таня Савичева», «Шуба», «Данке шён», «Мутти!», « Бронзой поднялся в неб», «Три автомата»
Балл Г. «Зелёная шишка»
Баруздин С. «Шел по улице солдат»
Богданов Н. «Иван Тигров», «Солдатская каша»
Георгиевская С. «Галина мама»
Герман Ю. «Вот как это было»
Драгунский В. «Арбузный переулок»
Жариков А. «Смелые ребята», «Максим в отряде», « Юнбат Иванов»
Иванов А. «Как Андрейка на фронт бегал»
Кассиль Л. «Рассказ об отсутствующем», «У классной доски», «Обыкновенные ребята», «Твои защитники»
Лавренев Б. «Разведчик Вихров»
Лободин М. «Кусочек блокадного хлеба»
Минчковский A. «Гвардии Ион» (в кн. "Про других и про себя".)Митяев А. «Носов и Назе» (в кн. "Письмо с фронта".)
Нижний Л. «Золотые руки» (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)
Орлов О. «Юнга Лялин» (в кн. "Глобус адмирала".)
Осеева В. «Андрейка»
Панова В. «Сергей Иванович и Таня»
Пантелеев А. «Главный инженер»
Паустовский К. «Стальное колечко»
Платонов А. «Никита»
Туричин И.» Сердце солдата», «Защитники», «Земляника», «Сапоги», «Маришкина пушка»
Федоренко П. «Компас Павлика Рыбакова»
Ходза Н. «Надо спасать детей! Детей увозят в тыл» (в кн. "Дорога жизни".)
Шишов А. «Лесная девочка»