Преимущества электронных средств обучения над традиционными средствами

Преимущества электронных средств обучения над традиционными средствами

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание педагогического процесса. Эти процессы определяют тяготение руководителей и преподавателей к формированию и использованию новых технологий обучения, к педагогическому эксперименту.
Школа, работающая в экспериментальном режиме, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. К примеру, сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.
Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В чем же преимущество электронных средств обучения над традиционными? Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.
Так что же собой представляет информатизация образовательного процесса? Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:
Технической средой (виды технических средств);
Программной средой (набор программных средств);
Предметной средой (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
Методической средой (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные и инновационные технологии.
Какова же роль учителя в свете новой информационной технологии? При использовании компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером.
Основные дидактические этапы компьютерного урока и их преимущества над традиционными.
1. Организационная часть.
2. Актуализация зон актуального и ближнего развития.
3. Изучение нового материала
Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству» Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно (диалог, лекция, беседа, тренинг, тест, проблематизация). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет».
4. Закрепление материала
Основной недостаток классического традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребенка). Применение компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления, либо организовать внутрикласссную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится не линейной. Обычно класс делится на три группы:
учащиеся с низкой успеваемостью;
учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.
Каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Одна или две группы садятся за компьютер, с третьей работает учитель и наоборот. Часть учащихся может осваивать индивидуальные образовательные программы.
5. Повторение и обобщение
В первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук – изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. Таким образом, все учащиеся включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Они могут самостоятельно ставить цели, искать решения поставленных задач, творчески работать, уйти в свободное путешествие. При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы–тренажеры.
6. Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного учащегося за определенное время.
7. Коррекция Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов соответствующую коррекцию.
8. Домашнее задание. Вариантов может быть множество. Например,
каждый ученик может получать видеоклип (или презентацию), из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на компьютерном уроке материалу. Это документальный компьютерный клип, фильм, чьим автором становится сам учащийся.
Как и на традиционном уроке, на компьютерном тоже используется учебник только электронный.
Отличительные черты электронных учебников
Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Учебник, в классическом понимании, - это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник, как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
учебный материал излагается из определенной области знаний;
этот материал освещен на современном уровне науки и культуры;
материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.
Существует мнение о том, что некоторым учителям не нравится термин «электронный» учебник. Меняется жизнь, меняются технологии. И ко всем изменениям надо относиться с пониманием.
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного:
Каждый печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники базовые, повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено 50 иллюстраций. В новом же мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается так же использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов.
Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты выполнять в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
Электронный учебник является мобильным. Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Доступность электронных учебников выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно расширить его тираж, можно переслать по сети.
Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру.
Вывод:
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.