Статья по логопедии Как помочь малышу с нарушением речи


Как помочь малышу с нарушением речиРечь является процессом применения языка с целью общения, фактическим процессом оперирования языком.
Для стабильной речевой деятельности нужна целостность и сохранность каждой структуры мозга, присутствие хорошего слуха и зрения, весьма активного общения взрослых с малышом.
При различных отклонениях в психическом развитии малыша гармония в становлении главных функций речи будет нарушена. У малышей с речевой патологией значительные сложности в общении с окружающими людьми, в воспитании и обучении. Такие дети потребуют специального внимания со стороны врачей, преподавателей, психологов. [2]
В последние годы стремительно увеличилось число детей с речевыми проблемами. В связи с этим следует определить неблагоприятное речевое развитие и суметь преодолеть максимально рано. Ранний возраст считается уникальным, особо важным для всего очередного умственного, физического, речевого и эмоционального развития детей.
Главными направлениями коррекционно-логопедической деятельности считается: нормализация стандартного мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, а также развитие различных тактильных ощущений, мимики, разработка ритмичности дыхания и движений малыша, стимуляция лепета, различных лепетных слов, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь, вызов позитивного эмоционального отношения к занятиям, разработка зрительных, слуховых дифференцировок, а также памяти, внимания и мышления.
Для коррекционной деятельности подходят методы Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и иных авторов.
Коррекционно-логопедическая деятельность с малышами построена поэтапно и содержит постепенно затрудняющиеся упражнения. Логопед будет участвовать в режимных моментах, что поможет налаживанию контакта с детьми и увеличивает успешность коррекционной деятельности. Важно наладить тесный контакт с детьми, улучшить их эмоциональное состояние. Дети обучаются фиксированию взгляда на лице логопеда, на больших ярких игрушках, обучаются реализовывать изначально одноступенчатые, а затем двухступенчатые инструкции. Особое значение будет иметь деятельность по воспитанию единых речевых навыков, в первую очередь диафрагмального дыхания. [1]
Наиболее значительное место в логопедической деятельности с малышами будет занимать работа по стимулированию речевой активности. Через привлечение внимания малыша к звуку его голоса, поощряется его активные действия, мы стремимся вызывать повторение звуков и лепетную активность.
Каждый день будем проводить с детьми артикуляционный тип гимнастики в пассивном и активном виде.
Степень развития речи будет находиться в непосредственной зависимости от уровня сформированности особо тонких движений пальцев на руках. В связи с тренировкой движений пальцев и полной кисти рук считается ключевым условием, которое стимулирует речевое развитие малыша.
Пальчиковый вариант гимнастики. Через стихотворный ритм улучшается произношение, осуществляется постановка грамотного дыхания, будет отрабатываться конкретный темп речи, который будет развивать речевой слух.
Подходящим приёмом считается рисование красками с помощью пальцев. В ходе рисования будут развиваться ориентировочно-поисковые движения, малыш будет учиться отмечать и удержать объект в поле зрения. Рисование будет сопровождаться комментированием всех действий, используются эмоциональные и речевые стимулы в форме потешек, текстов в стихах.
В ходе совместной деятельности у ребёнка будет формироваться активная направленность на взаимное действие с взрослым гражданином, первичные навыки общения, будет побуждать называть изображённый объект, применяя доступные малышу речевые возможности. Стоит отпустить ладонь в краску и оставить отпечаток на листе бумаги, чтобы ребёнок с особым удовольствием повторил всё, что ему демонстрируют.
По примеру обычных упражнений, предусмотренных на развитие единой моторики – движений руками и ногами, поворотов головой, наклонов туловищем удастся обучить ребёнка выслушать и запомнить задания, а потом реализовать их. Рассматривая животных и птиц, удастся предложить ребёнку повторять их различные движения, как будет ходить мишка, кошка, собачка, скачет зайка, лягушка, пролетают птицы.
Ключевым моментом станут развитие особой тактильной чувствительности. Игры со щётками, поглаживание, потряхивание будут расслаблять, а также пальцы малыша смогут раскрыться, при этом яркий цвет щётки сможет привлечь внимание ребёнка. [3]
Значительное внимание в собственной деятельности мы можем уделить массажу пальцев, а также кистей рук, Су-Джок терапии. Логопедический массаж, предусмотренный на лице, а также самомассаж, осуществляются для стабилизации тонуса мышц артикулярного аппарата. Осуществление различных движений будут сопровождаться традиционной музыкой.
С малышом будут проводиться игры на дальнейшее развитие слухового внимания, а также слуховой памяти и фонематического слуха.
Таким образом, в ходе нацеленной, систематической деятельности с малышом, получится добиваться позитивной динамики в психическом, а также в речевом развитии. В ходе проведения уроков речь малыша сможет подняться до степени звуковых подражаний, лепета и первоначальных слов, при этом сможет обогатиться активная часть словаря. Пассивный словарь сможет вырасти, ребёнок сможет осуществить элементарные инструкции, понять слово, воспользоваться указательным вариантом жеста. Сможет улучшиться зрительное, а также слуховое внимание. Улучшится мелкая моторика, а также координация различных движений. Создаются представления о самом себе, о собственном теле, а также специальные навыки коммуникации (способности установить зрительный, эмоциональный, речевой контакт, оказаться понятым, сориентироваться в различных социальных ситуациях).
Список использованной литературы
1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.
3. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30