Сценарий КВН по ИЗО с использованием регионального компонента
БОУ города Омска «Лицей №145»
Воспитательное мероприятие для учащихся средней ступени обучения в школе КВН по ИЗО «Гражданское становление.
Патриотическое воспитание детей и молодёжи».
Автор: учитель изобразительного искусства
Крикавцова Татьяна Анатольевна
Омск – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..…….3
Сценарий мероприятия……………………………………………….…….4
Диагностика креативности учащихся ……………………………………..12
Заключение………………………………………………………………....14
Список использованных источников …………………………………….. 15
ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка является стимулом для развития детского творчества, через закрепление теоретических и практических знаний в области изобразительного искусства путем коллективной работы в группах единомышленников, а так же повышает интерес к культуре родного города, рассматривая творчество омских художников разного поколения.
Цель:
1. Способствовать формированию представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень освоенности, изученных тем по изобразительному искусству.
2. Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса. Развить доверие и взаимопомощь.
3. Организовать ситуации для развития интеллектуальных способностей и эмоциональной активности.
Данная форма и тема проведения внеклассного мероприятия по изобразительному искусству актуальна, так как повышает интерес и мотивация к изучению данного предмета у школьников на среднем этапе обучения.
Сценарий проведения КВН по ИЗО
Тема: Гражданское становление.
Патриотическое воспитание детей и молодёжи.
Зал оформлен.
Звучит музыка.
На сцену выходят ведущие КВНа.
На экране заставка (слайд №1)
В1Добрый день, дорогие друзья и гости!
В2Мы рады приветствовать вас на нашем КВНе, посвященный изобразительному искусству, поклонниками которого мы все являемся.
В1И в 10 лет, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В2Наши художественные команды № 1 «______» и команда № 2 «______». Наши команды будут бороться за звание « Самых весёлых и находчивых искусствоведов».
Аплодисменты!
В1Оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри, которые с удовольствием Вам представляем: ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Аплодисменты!
В2Оценивать конкурсы жюри будут по 5ти бальной системе, а фиксировать результаты мы будем с помощью табло виде палитр. Сколько баллов наберет команда, столько на палитре появляется Красок.
В1Сегодня нам хочется пожелать всем участникам КВНа удачи, творчества, находчивости, остроты настоящей борьбы и, конечно же, победы.
В2Мы начинаем КВН! – командам «ни пуха, ни пера»
Музыкальная заставка «мы начинаем КВН…»
1 конкурс: Визитка команд (5мин.*2ком.)
В1По хорошей традиции КВН открывает конкурс «Визитка».
На экране заставка (слайд №2)
В2Но кто первым будет представлять себя на этой сцене?
В1Эту проблему решит жребий. Капитаны команд поднимитесь на сцену.
Мы сейчас монетку бросим
И счастливчиков попросим
КВН наш начинать
Нас своим талантом поражать.
Загадав «орёл» или «решка» капитаны решают, кому из команд
первой представлять «Визитку»
В2Этот конкурс начинаем,
Лучших мы пока не знаем.
Вы представьтесь нам скорей!
Не стесняйтесь, посмелей!
Выступление команд
В1Мы посмотрели замечательные выступления 2х команд, а сейчас предоставим слово многоуважаемому жюри, напоминаем, что максимальная оценка 5 баллов.
Жюри оценивают конкурс
Музыкальная заставка
На экране заставка (слайд №3)
2 конкурс: Женские образы в произведениях художников (7мин.)
В2Совсем недавно прошел Международный женский день 8 марта, мы ещё раз поздравляем всех очаровательных дам и хотим процитировать несколько высказываний о них.
В1Поэт Николай Заболоцкий сказал замечательные слова:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
В2Поэт Ф.И. Тютчев в своём стихотворении писал такие строки:
О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы - то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
В1Ещё хотелось бы вспомнить слова принадлежащие В.Я. Брюсову:
«Ты - женщина , и этим ты права» эти замечательные строки, ещё раз подчеркивают важность присутствия женщин в нашем большом и необъятном мире.
В2Давайте же посмотрим как художники разных эпох, направлений, стилей представили нам женский образ.
В1Сейчас мы будем демонстрировать картины, а вы должны в порядке очереди сказать, как называется картина, и имя её автора, первой начинает команда ______________, внимание на экран.
В2Дополнительный бал получит та команда, которая назовет, в каком музее храниться картина.
Показ слайда № 4-9
Крамской Иван Николаевич «Неизвестная»
Леонардо да Винчи «Мона Лиза » (Джоконда) 1503-1507г.г. Лувр, Париж
Серов Валентин Александрович «Девочка с персиками» 1887г. Третьяковская галерея
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905г. Музей изобразительных искусств Им. А.С. Пушкина
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» 1502-03 г.г. Эрмитаж
Икона Владимирской богоматери
На экране заставка (слайд №10)
В1Слово предоставляется жюри….
Жюри оценивают конкурс
Игра с болельщиками
В2Пока наши команды готовятся к следующему конкурсу Домашнее задание
Мы проведем игру с болельщиками, которая называется ПУТАНИЦА
В1Мы будем показывать карточки, в которых перепутаны буквы, а ваша задача переставить буквы на место таким образом, чтобы получились слова.
Тематика: художники и художественные предметы
Болельщики: команда № 1 команда №2
зайгриль (Гризайль) емперат (Темпнра)
тельпас (Пастель) гинасан (Сангина)
биловер (Либеров) лобев (Белов)
ттичеболли (Боттичелли) онарбуроти (Буонарроти)
В2Буонарроти, этот замечательный итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт написать такие строки:
Творенье может пережить творца
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ им запечатленный
Веками будет согревать сердца.
3 конкурс: Живая картина (7мин.)
В1Кстати об образах. Следующий конкурс будет посвящен именно образам.
Показ слайда №11
В2Сейчас мы с вами посмотрим домашние заготовки команд «Живая картина» команды должны были подготовить и показать образы и сюжет выбранных ими полотен с наибольшей точностью, а задача команды-соперницы определить автора и название полотна.
В1Жюри оценивает сходство с оригиналом в костюмах, мимике и т.д.
В2Наш театр открываем
В зале свет давно погас
Вам понравиться, мы знаем,
Быть актерами сейчас.
В1На сцену приглашается команда _______________; ________________
для успешности данного конкурса в студии должна быть абсолютная тишина.
В2Пришло время узнать мнение и оценки нашего жюри.
На экране заставка (слайд №12)
Жюри оценивают конкурс
Музыкальная заставка
На экране заставка (слайд №13)
4 конкурс: Капитанов (10 мин.)
В1Мы приглашаем выйти к нам наших незаменимых капитанов команд.
В2Одним из важных качеств лидера это умение управлять коллективом, давая точные указания.
В1Проверим, на сколько наши капитаны владеют этим качеством. Капитаны выбирают себе по одному помощнику, которым они будут руководить.
В2Помощникам будут завязаны глаза и выданы маркеры. Капитанам будет показана картина их задача кА можно точнее, направить словами своих помощников. Используя в объяснении геометрические фигуры: овал, круг, ромб, квадрат, прямоугольник и такие вспомогательные элементы, как прямая линия, кривая линия, точка. Направляя лишь выше, ниже, правее, левее.
Музыкальная заставка
В1Посмотрим, какие замечательные работы получились у ребят, благодаря точному направлению их лидеров. Сейчас наше жюри подведёт оценки прошедшего конкурса
На экране заставка (слайд №14)
Предоставляется слова жюри
На экране заставка (слайд №15)
5 конкурс: ОмичиВ2Конечно, мы не можем не уделить внимание нашим Омичам!!!
Поэтому несколько вопросов посвятим им.
В1Родина!
Мне без тебя вовеки
Свет не мил и жизнь не дорога.
Ты – мои стремительные реки,
Ты – мои вершинные снега.
В2Где бы мне бывать не приходилось,
Сердце к Иртышу меня зовет.
Я всегда вернусь к реке, где вырос,
Где моя черёмуха цветет.
А. Ефимов
Музыкальная заставка «Омские вечера» 1 куплет
В11 ком. Какие музеи носят имена Омских художников?
Ответ: Врубеля и Либерова.
Демонстрация музеев Врубеля и Либерова
слайд №16
В22 ком. Назовите любые 3 картины Михаила Александровича Врубеля?
Ответ: «Царевна лебедь», «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Пан», «Сирень»
Демонстрация картин: «Царевна лебедь», «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Пан», «Сирень»
слайд №17-22
В11ком. Назовите любые 3 картины Александра Николаевича Либерова?
Ответ: «Под крылом Омска», «Осень в городе», «Иртыш перед грозой», «Тарские ворота».
Демонстрация картин: «Под крылом Омска», «Осень в городе», «Иртыш перед грозой», «Тарские ворота».
Слайд №23-27
В22 ком. Назовите не менее 5 художников Омска?
Ответ Врубель, Соловьёв, Разумов, Белов, Либеров, Козлов, Кичигин, Сапожников и др.Демонстрация картин омских художников слайд №28-34
В1Команды за дополнительный бал угадывают название и автора полотна, начинает команда, которой задан вопрос, при отсутствии варианта ответа право переходит противоположной команде.
В21 ком. По мотивам, какого автора Врубель создал свои полотна. Назовите этого поэта?
Ответ: Лермонтов
В12 ком. Какому из жанров отдавал предпочтение Омский художник Либеров?
Ответ: пейзажи
В2Проверим как хорошо вы знаете архитектурные памятники г. Омска, сейчас на экране будут показаны фотокарточки старого Омска, а ваша задача дать название архитектурного ансамбля.
Показ слайда № 35-38
В11 ком. Тарские ворота
2 ком. Городской театр
1 ком. Никольская церковь
2 ком Кафедральный собор
На экране заставка (слайд №39)
В2Пришла пора подвести итоги и обратиться к нашему табло.
В1И вновь конкурс домашнее задание. И пока команды готовятся, мы с болельщиками проведём Блиц – Опрос, за каждый правильный ответ даётся 1 балл, если команда болельщиков затрудняется дать ответ, право ответа переходит болельщикам противоположной команды.
На экране заставка (слайд № 40)
В2Первыми начнут болельщики ______________
В11 ком. Какие виды изоискусства вам известны? (графика, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн)
2 ком. Какие кисти бывают по форме волоса, по сорту, по размеру? (по форме – круглые и плоские; по сорту – щетина, колонок, белка; по размеру – тонкие, средние, толстые)1 ком. Как называется кратковременный рисунок? (набросок)
2 ком. Кок называется объект, изображаемый контуром? (силуэт)
1 ком. Кого из знаменитых русских художников называют «певцом леса»? (И. Шишкин)
2 ком. назовите знаменитого русского художника – мариниста? (Айвазовский)
1 ком. Гравюра на металле - ………… (офорт)
2 ком. Гравюра на дереве - ………….. (ксилография)
1 ком. Картина, составленная из разноцветных камней? (мозаика)
2 ком. Как называется вид настенной живописи, которой сейчас увлекаются многие молодые люди? (граффити)
1 ком. Перечислите 7 чудес света. ( Египетские пирамиды в Эль – Гизе; Висячие сады Семирамиды; Статуя Зевса Олимпийского; Мавзолей в Галикарнасе; Храм Артемиды Эфесской; Фаросский мая; Колосс Родосский).
2 ком. Колосс Родосский был самым высоким из чудес света? (нет, самый высокий является пирамида Хеопса)
В2Подведем итог Блиц – Опроса, за вашими ответами следило наше незаменимое жюри, и поэтому предоставим им слово.
Показ слайда
Жюри оценивают конкурс
Музыкальная заставка
В1Отечество. Это единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Понятие Родина имеет для нас несколько значений это и великая страна с великой историей, это и тог место где человек родился, рос, работает и живет.
В2Ведь неслучайно в трудную минуту своей жизни люди вспоминают, что место где родились, где прошло детство, т.е. свою маленькую родину как часть большого Отечества это Омская область, г. Омска
6 конкурс: Дмашнее задание «Омск 21 века»
В1Нашим участникам было предложено создать свой творческий проект:
«Омск 21 века»
На экране заставка (слайд № 42)
В2Первыми своё домашнее задание, приглашаем команду ______________
В1А сейчас слово предоставляем жюри для подведения итогов нашего КВНа
В2Прошу команд подняться на сцену
На экране заставка (слайд № 43)
Жюри оглашает результат
Команды награждаются памятными призами, а так же призы для самых активных и лучших болельщиков
В1Ну что ж все КВНные дуэли
Полны задора и веселья,
В них нет врагов и нет смертей,
Лишь шутки, полные друзей.
Здесь юмор пулей пролетел,
Ни слез, ни горя не видал
В2Вот и закончился наш КВН. Спасибо командам за участие, зрителям за поддержку, огромная благодарность жюри.
До новых встреч!
Диагностика креативности учащихся.
Исследования проводилось в несколько этапов:
· Первый этап: ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994);
· Второй этап: ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994);
· Третий этап: подготовка и проведение внеклассного мероприятия КВН по изобразительному искусству. «Гражданское становление. Патриотическое воспитание детей и молодёжи»
· Четвертый этап: ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994);
· Пятый этап: ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994);
· Шестой этап: количественный и качественный анализ полученных данных
По результатам проделанной работы мною была составлена анализ - таблица о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 8 класса (Таб.1.). Из анализа - таблицы можно увидеть, что в целом уровень развития креативности за период январь - март 2013 г. вырос.
Вывод: развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте с психологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей и используют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.
Таблица 1. Развития творческого мышления учащихся 8 класса.
№ Январь 2013 г. Диагностика вербальной креативностиЯнварь 2013 г. Диагностика невербальной креативностиМарт 2013 г. Диагностика вербальной креативностиМарт 2013 г.
Диагностика невербальной креативностизначение индекса оригинальности значение индекса уникальности значение индекса оригинальности значение индекса уникальности значение индекса оригинальности значение индекса уникальности значение индекса оригинальности значение индекса уникальности
1 0,96 3 0,51 2 0,86 5 0,69 3
2 0,81 6 0,60 2 0,96 10 0,81 4
3 0,62 2 0,77 3 0,83 7 0,83 4
4 0,75 3 0,59 2 0,89 6 0,76 3
5 0,72 0 0,58 1 0,95 23 0,82 3
6 0,59 2 0,91 3 0,77 7 0,96 4
7 0,87 4 0,65 2 0,94 11 0,76 3
8 0,66 1 0,73 3 0,83 7 0,88 3
9 0,79 5 0,69 2 0,97 7 0,78 3
10 0,82 7 0,72 3 0,96 5 0,85 4
11 0,74 5 0,85 4 0,84 10 0,97 5
12 0,63 3 0,76 3 0,79 6 0,84 3
13 0,71 6 0,61 1 0,89 6 0,80 4
14 0,77 6 0,73 3 0,95 11 0,81 4
15 0,68 4 0,61 1 0,88 10 0,78 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная разработка направлена на популяризацию изобразительного искусства у школьников средней ступени обучения. В разработке мероприятия затрагиваются различные направления: роль женского образа в творчестве художников разных эпох, направлений и стилей; архитектурные памятники города Омска; творчество омских художников; рассмотрены различные направления в изобразительном искусстве, а так же работа учащихся в разработке творческих проектов «Омск 21 века».
Творчество известных омских художников таких как, Врубель, Соловьев, Разумов, Белов, Либеров, Козлов, Кичигин, Сапожников и др. не может остаться не замеченным в процессе изучения культуры родного края на уроках изобразительного искусства. Через изучение творчества данных художников мы воспитываем в наших детях любовь не только к творчеству, но и к окружающему миру в целом.
Список использованных источников
Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.
Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения. М.: изд-во «Академия», 2008.
Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1978.
Мельникова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2004.