Подпрограмма по ИЗО Введение регионального компонента на уроках ИЗО
Пояснительная записка.
Ульяновская Н.Д.,
методист ГБУ НАО «НРЦРО»
Сегодня одной из актуальных в школе остается проблема художественно-эстетического образования учащихся.
Открытие ребенком красоты окружающего мира и себя в этом мире становится возможным благодаря приобщению ребенка к человеческой культуре, под которой мы понимаем систему общечеловеческих ценностей, закрепленных в ее творениях через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков обучающихся.
Потребность в красоте заложена с рождения человека. При этом люди видят, чувствуют и понимают по-разному, особенно, если это касается искусства. Все, что веками создавало человечество, исторически закреплено в произведениях искусства, в традиционных народных промыслах, в художественном конструировании и т.д.
Региональный компонент по искусству является дополнением федерального компонента и призван отразить художественно-культурное и развитие Ненецкого автономного округа. Принципы отбора содержания предмета искусство устанавливают соотношение художественной культуры региона с мировой художественной культурой:
- принцип культурных доминант является основополагающим при отборе рассматриваемых объектов художественного наследия НАО (конкретных памятников, образцов музыкальной, художественной культуры);
- приоритет деятельного и практико-ориентированного подходов в реализации курса, обобщенность требований стимулирует «деятельностный» характер учебного процесса;
- принцип интегративности, предполагает не только внутри предметную интеграцию и межпредметные связи, но и устойчивый синтез эстетического, образно-художественного и философского способов познания мира;
Изучение национально- регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели и задач:
Цель:
- воспитание обучающихся через конкретно-чувственное восприятие
искусства, приобщение его к родной культуре, целостность воздействия на
личность.
Задачи:
- стать носителем знаний о родном крае;
- помочь обучающемуся освоить этнокультурные, национальные ценности;
- сформировать национальное самосознание, уважение к историческому и
культурному наследию народов НАО;
- показать связь природы НАО с ее образом в поэзии, живописи, народном
творчестве;
- дать представление о памятниках архитектуры и культуры в историческом
наследии на примере рисования исторических архитектурных сооружений
г. Нарьян – Мара;
- показать основные виды ненецкого орнамента, его символы и принципы
композиционного построения;
- дать представление о народных промыслах . Примерный перечень упражнений и творческих работ, включающий национально-региональный компонент:
Знакомимся с картинами ненецких художников. Сюжетно-тематический рисунок, развитие воображения, умения свободно рисовать кистью.
Рисуем свою северную природу. Погружение в мир красоты тундры. Образ природы в поэзии, живописи и народном творчестве.
Изображаем героев ненецких народных сказок. Иллюстрация к легендам и сказкам ненецкого народа. Красота героев сказок в произведениях художников.
Учимся видеть красоту натюрморта из предметов ненецкого быта. Выполнение натюрморта с натуры.
Изучаем ненецкий орнамент. Построение орнамента, его элементы, виды. Особенности построения орнаментальной композиции.
Ищем красоту в ненецком костюме. Название частей народного костюма, красота, пропорции, гармония цвета, расположение орнамента на разных частях ансамбля.
Знакомимся с НАО и его столицей. Изучаем архитектуру г. Нарьян – Мара. Композиционное решение архитектурного ансамбля.
Бытовой жанр .Выполнение изображения людей, занимающихся традиционными промыслами.
Введение модуля регионального компонента предусматривается на протяжении всего курса изучения предмета «Изобразительное искусство» с 1 по 7 класс. Он учитывает преемственность разделов из класса в класс. По мере прохождения программного материала происходит дальнейшее знакомство с ненецкой природой, народными традициями, памятниками архитектуры, предметами народного быта, большое внимание уделяется целостности в архитектуре и костюме. В модуль включены такие темы, как традиционные обряды, народные обычаи, одежда и обувь. Архитектуре посвящена целая серия уроков, где дети не только изучают историю архитектуры, но и сами ее изображают – становятся активными участниками той проблематики, которую ставит перед ними учитель. На этих уроках дети становятся творцами собственной жизни, моделируя и изменяя окружающий вокруг себя мир в виде придумывания и выполнения эскизов новых зданий, дворов, перекрестков.
Модуль состоит из 28 часов: 1 урок в каждой учебной четверти с 1 по 7 классы.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения и овладения стандартом регионального компонента обучающийся должен знать /понимать:
- основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работающих в регионе в различные исторические периоды;
- памятники материальной и духовной культуры региона;
- виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества;
- выделять наиболее значимые черты творческого наследия местных авторов на основе знакомства с музейными экспонатами;
- показывать элементарную обученность навыкам работы с источниками, преобразования информации в продукт;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Воспоминание о лете. Знакомство с картинами ненецких художников.
Сюжетно-тематический рисунок.
2. Мы встречаем Новый год. Коллаж с ненецкими символами на елке.
3. Зимнее дерево чудес. Красота мира, разнообразие, цветовая яркость.
Изображение дерева, на котором растет все, что не пожелаешь.
4. Сказочные герои. Красота героев ненецких сказок в произведениях художников.
Рисование по мотивам ненецких сказок.
2 класс.
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Золотая осень. Стихи ненецких поэтов об осени. Репродукции фотографий.
Значение цвета в выделении смысла композиции.
Погружение в мир красоты осенней поры.
2. Зимний лес. Картины ненецких художников.
Передача красоты линии в зимнем пейзаже.
Изображение по памяти или пл представлению.
3. Изображение моря в разных состояниях. Изображение моря северными художниками.
Цветовое решение композиции.
4. Весна, шум птиц. Беседа о птицах, прилетающих в НАО. Прослушивание фонограмм. Показ иллюстраций.
Построение композиции, используя зарисовки птиц.
3 класс
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Искусство на улицах твоего города Знакомство с архитектурой г. Нарьян – Мара.
Выполнение планировки городских улиц.
2. Художественный облик города. Песни о городе, фотовыставка архитектурных памятников города.
Изображение по памяти или по представлению.
3. Музей – хранитель искусств. Рассказ о музеях г. Нарьян – Мара. Экскурсия.
4. Мемориальные ансамбли. Рассказ о сохранении памяти о погибших воинах-жителях г. Нарьян –Мара, НАО.
Изображение по представлению.
4 класс
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Мой город. Знакомство с архитектурой и бытом города. Зарисовка архитектурных построек г. Нарьян – Мара.
2. Природа и селения разных народов. Репродукции фотографий. Видеофрагменты.
Зарисовки ненецких поселений.
3. Зима в городе. Изображение городского пейзажа.
Перспектива.
4. Перекресток будущего города. Выполнение эскиза перекрестка г. Нарьян – Мара в будущем.
5 класс.
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Ненецкий орнамент. Показ изделий из меха. Знакомство с ненецким орнаментом. Составление ненецкого орнамента для обуви.
2. «Тучейка»
(ненецкая сумка) Оформление сумки ненецким орнаментом.
Знакомство с разными видами орнаментов.
3. Влияние природы на искусство. Закрепление представлений о пейзаже. Северный пейзаж.
4. Северная природа. Пейзаж. Достижение тональной и цветовой градации в изображении северного пейзажа.
6 класс
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Анималистический жанр. Животные Севера Знакомство с анималистическим жанром.
Изображение животных, птиц.
2. Животные Севера Работа над сюжетом разными материалами.
3. Сказки, легенды, сказания ненецкого народа. Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов. Эскиз сюжетной композиции в карандаше.
4. Иллюстрирование ненецких сказок. Сюжетная композиция. Работа над цветовой гаммой.
7 класс
№
урока Тема урока Вид деятельности
1. Архитектура Севера. Изучение элементов северной архитектуры. Архитектурные памятник и Севера.
2. Архитектура г.Нарьян-Мара. Новостройки. Старый город. Улицы города. Символ города. Город будущего.
3. Обычаи и традиции жителей родного края Иллюстрирование стихотворений ненецких поэтов. Народные промыслы – составление композиции. Изображение быта ненцев.
4. Гармония жилья, человека, природы. Работа над колоритом композиции.
Для проведения уроков предусматривается использование педагогов стихов ненецких поэтов, пословиц, поговорок, загадок ненецкого народа, фотоальбомы по темам «Тучейки», «Традиционная ненецкая одежда», «Памятники города», «Нарьян – Мар вчера, сегодня», «Осень в НАО», «Лето в НАО», «Зима в НАО», «Весна в НАО»; аудио и видеозаписи, картины ненецких художников.