Рабочая программа по технической механике специальности Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАБАРОВСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ
(КГБ ПОУ ХАДТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
для специальности
23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»
2016
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссии Зам. директора по УР
специальности 08.02.05 _______ О.А. Пустовалова
Протокол № от __ __ 2016
Председатель ц/к
______ А.А. Хомич
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Хабаровский автодорожный техникум»
Разработчик: Мельникова Галина Викторовна, преподаватель общепрофес-сиональных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 151. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая механика»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы базовой подготовки по специальности СПО 23.02.05
«Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Техническое механика» является программой общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
производить расчет на растяжение и сжатие, на срез, смятие, кручение и изгиб;
выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы
равновесия и перемещения тел;
- методики выполнения основных расчетов по теоретической механике,
сопротивлению материалов и деталям машин;
- основы проектирования деталей и сборочных единиц;
- основы конструирования
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента _272_ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _182_ часа;
самостоятельной работы обучающегося _90_ часов.
1.5 Результаты освоения дисциплины «Техническая механика»
Результатом освоения дисциплины «Техническая механика» является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
Общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки
Показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
участие во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, неделях ПЦК, «Студенческой весне»);
систематическая подготовка к ПЗ;
оформление портфолио
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
точное выполнение требований преподавателя;
рациональное планирование этапов деятельности;
оптимальный выбор методов и способов выполнения практических и самострельных работ
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
объективная оценка деятельности студента в процессе учебной деятельности;
проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии с методическими указаниями
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
целесообразное использование разнообразных источников информации, включая Интернет, при подготовке к ЛПЗ, написании рефератов, докладов, сообщений и т.д.
ОК 5. Использование информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
подготовка презентаций к теоретическим и практическим занятиям;
оформление результатов деятельности с применением ИКТ в соответствии с нормативными документами, использование портфолио;
разработка проектов, связанных с профессиональной и учебной деятельностью студентов;
участие студентов в учебной исследовательской деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
корректное взаимодействие со студентами, коллегами в процессе учебной деятельности;
соблюдение норм этикета и профессиональной деятельности;
оценка презентации проекта;
самостоятельное групповое оценивание;
рейтинговая система оценки;
открытая защита творческих работ;
лабораторно – практический контроль;
использование портфолио
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
контроль результатов работы студентов в малых группах;
рефлексия и саморефлексия студентов
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
лист индивидуальных достижений;
презентации исследовательских проектов; оформление презентаций;
оформление результатов работы в виде газет, сборников задач;
открытые защиты творческих и проектных работ;
взаимооценка и самооценка работ студентами
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
разработка и защита рефератов, докладов, сообщений, презентаций в соответствии с изменяющимися ИКТ;
участие в фестивалях творческих проектов;
участие в конкурсах, олимпиадах;
участие в предметных неделях
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
подготовка презентаций, видеороликов ко Дню защитников отечества, Дню победы с использованием портфолио;
конкурс творческих работ, посвящённых Дням воинской славы
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
272
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
182
в том числе:
лабораторные работы
12
практические занятия
18
контрольные работы
6
Самостоятельная работа студента (всего)
90
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
90
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Техническая механика"
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов/зачет-ных единиц
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. - Теоретическая механика.
68
Тема 1.1. Основные положения статики
Содержание учебного материала
1
Содержание предмета. Материя и движение. Сила. Система сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы.
1
2
2
Аксиомы статики. Связи и их реакции.
1
2
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. (ПССС)
Содержание учебного материала
1
Сложение двух сил, приложенных в точке тела. Сложение ПССС. Геометрическое условие равновесия.
2
2
2
Определение равнодействующей ПССС методом проекций. Аналитическое условие равновесия ПССС.
2
2
3
Стержневые системы. Определение усилий в стержнях. Решение задач.
2
2
4
Лабораторная работа – Плоская система сходящихся сил
2
Тема 1.3. Тео-рия пар сил на плоскости
Содержание учебного материала
1
Пара сил. Эквивалентность пар сил. Сложение пар сил. Условие равновесия пар. Момент силы относительно точки.
2
2
Тема 1.4. Плоская сис-тема произ-вольно распо-ложенных сил (ПСПРС)
Содержание учебного материала
1
Приведение силы к точке. Приведение к точке ПСПРС.
2
2
2
Теорема Вариньона. Равновесие плоской системы сил. Условие равновесия, уравнения равновесия ПСПРС и их различные формы.
1
2
3
Балочные системы. Разновидности опор и виды нагрузок.
1
2
4
Практическое занятие - Решение задач на определение опорных реакций балок.
2
Тема 1.5. Трение
Содержание учебного материала
1
Реальные связи. Трение скольжения и его законы.
2
2
2
Лабораторная работа – Определение коэффициента трения скольжения.
2
Тема 1.6. Прост-ранственная система сил
Содержание учебного материала
1
Сложение пространственной системы сходящихся сил. Условие равновесия.
1
2
2
Момент силы относительно оси. Произвольная пространственная система сил. Условие равновесия.
1
2
Тема 1.7. Центр тяжести
Содержание учебного материала
1
Центр параллельных сил. Центр тяжести тела.
2
2
2
Определение координат центра тяжести плоских и пространственных фигур. Устойчивость равновесия.
2
2
3
Лабораторная работа - Определение центра тяжести плоских составных фигур.
2
Тема 1.8. Кинематика точки
Содержание учебного материала
1
Основные понятия кинематики. Способы задания движения точки. Определение скорости и ускорения движения точки при естественном способе задания движения
2
2
2
Частные случаи движения точки. Кинематические графики.
2
2
3
Практическое занятие - Решение задач на движение точки.
2
Тема 1.9. Простейшие движения твёрдого тела
Содержание учебного материала
1
Поступательное и вращательное движение твёрдого тела. Угловая скорость и угловое ускорение. Частные случаи вращательного движения.
2
2
2
Скорости и ускорения различных точек вращающегося тела.
2
2
3
Практическое занятие - Решение задач на вращательное движение.
2
4
Способы передачи движения. Передаточное отношение. Передаточное число.
2
2
Тема 1.10. Сложное движение.
Содержание учебного материала
1
Сложное движение точки.
2
2
2
Плоскопараллельное движение тела. Определение скорости любой точки тела. Мгновенный центр скоростей.
2
2
3
Сложение двух вращательных движений. Понятие о планетарных передачах. Формула Виллиса.
2
2
Тема 1.11. Движение несвободной материальной точки
Содержание учебного материала
1
Основные понятия и аксиомы. Свободная и несвободная точки.
2
2
2
Сила инерции при прямолинейном и криволинейном движениях. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики.
2
2
Тема 1.12. Работа и мощность
Содержание учебного материала
1
Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении. Работа равнодействующей силы. Работа переменной силы на криволинейном пути.
2
2
2
Мощность. Механический коэффициент полезного действия. Работа сил на наклонной плоскости.
2
2
3
Работа и мощность при вращательном движении тел. Трение качения. Работа при качении тел.
2
2
4
Практическое занятие - Работа и мощность при поступательном и вращательном движении твёрдых тел. Решение задач.
2
Тема 1.13. Общие теоремы динамики
Содержание учебного материала
1
Импульс силы. Количество движения. Кинетическая энергия. Теоремы об изменении количества движения и кинетической энергии точки. Понятие о механической системе.
2
2
2
Основное уравнение динамики вращающегося тела. Моменты инерции некоторых тел. Кинетическая энергия тела. Кинетический момент.
2
2
3
Практическое занятие - Решение задач по теме «общие теоремы динамики.
2
4
Контрольная работа - Теоретическая механика
2
Самостоятельная работа студента:
Выполнение расчётно-графических работ по темам:
- Плоская система сходящихся сил. (ПССС)
- Теория пар сил на плоскости
- Плоская система произвольно расположенных сил (ПСПРС)
- Трение
- Пространственная система сил
- Центр тяжести
- Кинематика точки
- Простейшие движения твёрдого тела
- Сложное движение.
- Движение несвободной материальной точки
- Работа и мощность
- Общие теоремы динамики
30
Раздел 2. - Сопротивление материалов.
60
Тема 2.1. Основные положения
Содержание учебного материала
1
Задачи сопротивления материалов. Классификация нагрузок. Основные допущения.
2
2
2
Метод сечений. Виды нагружения бруса. Напряжения.
2
2
Тема 2.2. Растяжение и сжатие
Содержание учебного материала
1
Продольные силы. Нормальные напряжения и их эпюры.
2
2
2
Перемещения и деформации. Закон Гука.
2
2
3
Статические испытания материалов. Основные механические характеристики.
2
2
4
Лабораторная работа № 4 - Статические испытания материалов
2
5
Расчёты на прочность
2
2
6
Статически неопределимые системы
2
2
Тема 2.3. Практические расчёты на срез и смятие
Содержание учебного материала
1
Основные расчётные предпосылки и формулы. Примеры расчёта
2
2
2
Практическое занятие - Решение задач на прочность.
2
Тема 2.4. Кручение
Содержание учебного материала
1
Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Крутящий момент. Построение эпюр.
2
2
2
Кручение круглого прямого бруса. Основные предпосылки и формулы. Расчёты на прочность и жёсткость.
2
2
3
Лабораторная работа - Кручение
2
Тема 2.5. Геометрические характеристики плоских сечений
Содержание учебного материала
1
Моменты инерции сечений. Понятие о главных центральных моментах инерции.
2
2
2
Основные моменты инерции простейших сечений.
2
2
Тема 2.6. Изгиб прямого бруса
Содержание учебного материала
1
Прямой изгиб чистый и поперечный. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
2
2
2
Основные расчётные предпосылки и формулы при изгибе
2
2
3
Расчёты на прочность.
2
2
4
Касательные напряжения при прямом поперечном изгибе.
2
2
5
Понятие о линейных и угловых перемещениях при изгибе. Интеграл Мора. Правило Верещагина.
2
2
6
Расчёты на жёсткость при изгибе прямого бруса.
2
2
7
Практическое занятие - Расчеты на прочность и жёсткость при прямом изгибе.
2
8
Лабораторная работа - Изгиб
2
Тема 2.7. Косой изгиб
Содержание учебного материала
1
Косой изгиб
2
2
Тема 2.8. Изгиб с растяжением (сжатием)
Содержание учебного материала
1
Расчёты бруса большой жёсткости при изгибе с растяжением (сжатием)
2
2
Тема 2.9. Гипотезы прочности
Содержание учебного материала
1
Понятие о напряжённом состоянии в точке упругого тела. Гипотезы прочности и их назначение.
2
2
2
Расчёты бруса круглого поперечного сечения при изгибе с кручением.
2
2
Тема 2.10. Устойчивость сжатых стержней
Содержание учебного материала
1
Устойчивость упругого равновесия. Критическая сила. Формула Эйлера. Критическое напряжение. Пределы применимости формулы Эйлера.
2
2
2
Практическое занятие - Решение задач на устойчивость.
2
3
Контрольная работа – Сопротивление материалов
2
Самостоятельная работа студента:
Выполнение расчётно-графических работ по темам:
- Растяжение и сжатие
- Практические расчёты на срез и смятие
- Кручение
- Геометрические характеристики плоских сечений
- Изгиб прямого бруса
- Косой изгиб
- Изгиб с растяжением (сжатием)
- Гипотезы прочности
- Устойчивость сжатых стержней
30
Раздел 3. - Детали машин.
54
Тема 3.1. Основные положения
Содержание учебного материала
1
Общие сведения. Требования к машинам и деталям. Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Проектный и проверочный расчёты.
2
2
Тема 3.2. Соединения деталей машин
Содержание учебного материала
1
Сварные и клеевые соединения. Разновидности. Расчёт на прочность.
2
2
2
Соединения с натягом. Общие сведения. Расчёт на прочность.
2
2
3
Резьбовые соединения. Общие сведения. Геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб. Способы изготовления резьб.
2
2
4
Конструктивные формы резьбовых соединений. Стандартные крепёжные детали. Способы стопорения.
2
2
5
Силовые соотношения в винтовой паре. Момент завинчивания. Самоторможение и КПД винтовой пары. Классы прочности и материалы резьбовых соединений. Распределение осевой нагрузки по виткам резьбы гайки.
2
2
6
Шпоночные соединения. Общие сведения. Проверочный расчёт.
2
2
7
Шлицевые соединения. Общие сведения. Проверочный расчёт.
2
2
Тема 3.3. Механические передачи
Содержание учебного материала
1
Основные понятия о передачах. Назначение и классификация. Основные силовые и кинематические соотношения.
2
2
2
Фрикционные передачи. Общие сведения. Материалы катков. Виды разрушения рабочих поверхностей катков. Типы фрикционных передач.
2
2
3
Вариаторы. Расчёт на прочность и КПД фрикционных передач.
2
2
4
Зубчатые передачи. Общие сведения. Основы теории зубчатого зацепления. Исходный контур зубчатой рейки.
2
2
5
Изготовление зубчатых колёс. Материалы зубчатых колёс. Критерии работоспособности зубчатых передач. Допускаемые напряжения.
2
2
6
Цилиндрическая прямозубая и косозубая передачи. Общие сведения. Силы в зацеплении. Основные геометрические соотношения. Расчёт на контактную и изгибную прочность.
2
2
7
Конические зубчатые передачи. Общие сведения. Основные и геометрические соотношения. Расчёт на прочность. Конструкции зубчатых колёс.
2
2
8
Практическое занятие - Определение параметров зубчатых передач
2
9
Планетарные и волновые зубчатые передачи. Общие сведения. Основные силовые и кинематические зависимости. Основные конструктивные элементы.
2
2
10
Передача винт-гайка. Общие сведения. Расчёт.
2
2
11
Червячные передачи. Классификация передач. Изготовление червячных колёс. Основные силовые и кинематические зависимости. Основные конструктивные элементы.
2
2
12
Редукторы. Общие сведения. Зубчатые редукторы. Червячные редукторы.
2
2
13
Ремённые передачи. Основные силовые и кинематические зависимости. Основные конструктивные элементы. Тяговая способность. Долговечность ремня.
2
2
14
Цепные передачи. Общие сведения. Основные силовые и кинематические зависимости. Основные конструктивные элементы. Натяжение и смазывание цепи.
2
2
Тема 3.4. Валы, оси, подшипники, муфты
Содержание учебного материала
1
Валы и оси. Общие сведения. Критерии работоспособности. Проектный и проверочный расчёты валов и осей. Рекомендации по конструированию валов и осей.
2
2
2
Подшипники скольжения. Общие сведения. Виды смазки. Материалы вкладышей. Условный расчёт подшипников скольжения. Рекомендации по конструированию.
2
2
3
Подшипники качения. Общие сведения. Основные типы подшипников. Расчёт подшипников на долговечность и статическую грузоподъёмность. Особенности конструирования подшипниковых узлов. Монтаж и демонтаж подшипников.
2
2
4
Муфты. Общие сведения. Типы муфт. Их конструктивные особенности и область применения.
2
2
5
Контрольная работа – Детали машин
2
Самостоятельная работа студента:
Выполнение расчётно-графических работ по темам:
- Сварные и клеевые соединения
- Соединения с натягом
- Резьбовые соединения
- Шпоночные соединения
- Шлицевые соединения
- Фрикционные передачи
- Зубчатые передачи (цилиндрические, конические, планетарные)
- Передача винт-гайка
- Червячные передачи
- Ремённые передачи
- Цепные передачи
- Валы и оси
- Подшипники качения
- Муфты
30
Всего:
272
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
технической механики на 30 посадочных мест; рабочего места преподавателя.
Оборудование учебного кабинета:
- Парты - 29 шт. (58 посадочных мест);
- Стол письменный - 1 шт.
- Стул - - 1 шт.
- Доска маркерная - 1 шт.
Технические средства обучения:
Компьютер,
Мультипроектор,
Интерактивная доска,
установки для выполнения лабораторных работ (Плоская система сходящихся сил, Определение коэффициента трения скольжения, Определение центра тяжести плоских составных фигур, Статические испытания материалов, Кручение, Изгиб)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебные издания:
1. А.И. Аркуша, М.И.Фролов, «Техническая механика», Москва.
2. Е.Л. Максина, «Техническая механика», Саратов, 2012 г .
3. М.С. Мовнин, А.Б. Израелит, А.Г. Рубашкин «Основы технической
механики», Санкт-Петербург, 2011 г.
4. Н.В. Ладогубец, Э.В. Лузик, “Техническая механика”, Москва, 2012 г.
5. С.Н. Кривошапко, “Техническая механика”, Москва, 2013 г.
6. В.П. Олофинская, «Техническая механика. Курс лекций с вариантами
практических и тестовых заданий», Москва, 2011г.
7. И.И. Мархель, «Детали машин», Москва, Форум, 2011 г.
Дополнительные источники:
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди, «Теоретическая механика. Сопротивление материалов», Феникс, 2010г.
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди, «Детали машин», Москва, Академия, 2003г.
А.А. Шинкоренко, А.И. Киреева «Сопротивление материалов», Феникс, 2009 г.
В.А. Ивченко, “Техническая механика”, Москва, 2003 г.
Л.И. Вереина, М.М. Краснов, «Техническая механика», Москва, 2004
Л.И. Вереина, «Техническая механика», Москва, 2002
Н.В. Мухин, А.Н. Першин, Б.А. Шишман, «Статика сооружений»,
«Высшая школа», 1980 г.
Н.С. Утилин «Сопротивление материалов», Москва, 1975г.
А.М. Афанасьев, В.А. Марьин «Лабораторный практикум по сопротивлению материалов», Москва, «Высшая школа», 1975 г.
А.Г. Рубашкин, Д.В. Чернилевский «Лабораторно-практические работы
по технической механике», Москва, «Высшая школа», 1975 г.
Г.М. Ицкович, «Сопротивление материалов», Москва, 1986г.
Ю.Н. Куклин, Г.С. Куклина, «Детали машин», Москва, «Высшая школа», 1983 г.
Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров, «Детали машин», Москва, МИИСП, 1979 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
производить расчет на растяжение и сжатие, на срез, смятие, кручение и изгиб
Контрольные работы, расчётно-графические работы.
выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
Контрольные работы, расчётно-графические работы.
Знания:
основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел.
Контрольные работы, расчётно-графические работы, кроссворд.
методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин.
Контрольные работы.
основы проектирования деталей и сборочных единиц.
Контрольные работы, расчётно-графические.
основы конструирования.
Контрольные работы, расчётно-графические работы, кроссворд.
13PAGE 15
Заголовок 115