Технология КСО на уроках химии.


Цыренова Руслана Викторовна, учитель химии
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Физико-математическая школа №56».
670033, Россия, г. Улан-Удэ, Краснофлотская, 46, +7(3012)42-75-92
e-mail: ruslanavic@gmail.com
Технология КСО на уроках химии.
Одной из важнейших задач современного учителя является обеспечение нового качества образования. Это возможно при использовании в педагогической практике технологий деятельностно-развивающего обучения, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Что позволит превратить учащихся из объекта обучения в субъект, побудить их осознанно добывать знания. Среди таких технологий, в основе которых лежит принцип активности детей в процессе обучения я выделяю технологию коллективных способов обучения (КСО), которая позволяет качественно обучать детей с разным уровнем обучаемости [1] и реализует четыре организационные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, из них коллективная – ведущая [1,2]. Используется в рамках классно-урочной системы и сохраняет поурочное планирование учебного материала. Преимуществом этой технологии является одинаково эффективное использование на уроках разного типа и способствует формированию рефлексии обучающихся, без которой невозможно полноценное развитие школьников.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения, каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
К принципам организации КСО, обоснованным Дьяченко В.К. относятся [2,3]:
завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;
непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
разнообразие тем и заданий (разделение труда);
педагогизация деятельности каждого ученика.
Различают следующие этапы организации учебной деятельности при КСО [6]:
1 этап. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока
№ Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы
1. Делит учебный материал на части. Знакомятся с целями работы.
индивидуальная
2. Определяет цели деятельности, правила работы. 2.Знакомятся со своей частью работы. 3. Формирует группы. 3.Организуются по группам. 4. Распределяет функции внутри групп. Просматривают «маршрутные листы». 5. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы». Знакомятся с таблицами учета. 6. Знакомит с таблицами учета выполненных заданий. Этап 2. Работа в парах.
Организуется в малых группах (по 4-6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
№ Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы
1. Контролирует деятельность учащихся. Работают в парах.
индивидуальная
2. Отмечает в таблице учета работу каждого 2.в зависимости от функций могут вместе выполнять работу, а могут выполнять роли «ученик-учитель». Этап 3. Работа в малых группах.
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед малой группой. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
№ Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы
1. Организует деятельность учащихся. Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему.
Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – «ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя». индивидуальная
2. Оценивает деятельность учащихся. 3. Организует рефлексию по окончанию урока. Большая роль в КСО отводится работе с «маршрутным листом». Маршрутный лист – это ежедневный маршрут учащегося, который он выбирает сам. Маршрутный лист – это документ, позволяющий не только контролировать, но и анализировать работу ученика на уроке.
Различают разные методики КСО. Каждая методика соответствует определенной учебной задаче. Так, при изучении нового материала используются [4]:
1) Методика А.Г. Ривина. Поабзацная проработка тем с составлением плана и опорного конспекта. Всего четыре темы, четыре группы учащихся. При необходимости выполняется химический эксперимент.
2) Методика взаимопередачи тем. Класс изучает четыре темы или подтемы. Учащиеся читают текст, пересказывают с использованием опорного конспекта, выполняют разноуровневые задания.
Для изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г. Ривина. Учащиеся работают по карточке, содержащей вопросы по изучаемой теме, находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты.
Для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями [2,5]: класс делят на малые группы. Группы выполняют задания одного или разных блоков. Составляется лист учета-таблица, в которую вписываются фамилии всех учеников данной малой группы и номера их карточек.
2) для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажера и взаимопроверки индивидуальных заданий[7].
При отработке навыков решения задач (расчетных и качественных), составления уравнений химических реакций можно использовать методику Ривина-Баженова [4].
По технологии КСО можно изучать как блоки материала, так работать рамках одного урока и даже использовать фрагментарно на отдельных этапах урока.
Как показывает опыт, на первоначальном этапе важно научить ребят работать в парах постоянного состава. Для этого необходимо при обобщении материала урока включать задания для пары постоянного состава (кто с кем сидит) на 3-5 минут. С тем чтобы учащиеся приобрели опыт общения друг с другом - овладевали умениями: задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы и объяснения, проводить проверку, исправлять ошибки, обосновывать и отстаивать свое мнение, возражать, спорить, убеждать, пользоваться учебными алгоритмами.
На следующем этапе можно использовать уже групповую работу, предполагающую выполнение одного задания несколькими учащимися, когда результат зависит от каждого из них. И лишь потом переходить к работе в парах переменного состава.
Использование КСО в парах переменного состава на уроках химии показало, что у школьников недостаточно сформированы умения анализировать содержание, выделять существенное и делать первоначальные обобщения; испытывают затруднения при формулировке вопросов, т.е. неподготовленность к КСО. Поэтому необходимо тщательная разработка методики использования КСО к каждой изучаемой теме, с одной стороны, и кропотливое, постепенное развитие учащихся: развитие навыков самостоятельной работы с текстом, составлению вопросов по полученной информации, развитие навыков слушания напарника, формирования ответственности за свою работу и т.д. Чем дольше учащимся предлагается такая работа, тем легче и быстрее в дальнейшем они организуют свою индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу. И тогда в полной мере проявятся преимущества коллективного способа обучения.
в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, развивается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
каждый чувствует себя комфортно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Библиография.
1.Архипова В.В. Коллективная организационная форма обучения. / В.В.Архипова. -Санкт-Петербург: Интерс, 1995. -135с.
2.Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. / В.К.Дьяченко. - М.: Народное образование, 2004. - 352с.
3.Дьяченко В.К. Новая дидактика. / В.К.Дьяченко. - М.: Народное образование, 2001. - 496с.
4.Карпович Д.И. Методика Ривина: теоретический, методологический и практический аспекты. / Д.И.Карпович. - Красноярск, 2003. - 40с.
5.Литвинская И.Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология. /И.Г.Литвинская//Экспресс-опыт: Приложение к журналу «Директор школы». -2000, №1.- с.21-26.
6. Литвинская И.Г. Организация урока с учетом особенностей усвоения учащихся
// Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования: тезисы докладов международной научно-образовательной конференции. – М.: РУДН, 2009. – С.703-705
7.Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. /М.А.Мкртчян. -Красноярск, 2010. -228с.