Интеллектуальная игра для второклассников:
Интеллектуальная игра для второклассников:
" Сказки от кота Потряскина"
Учитель начальных классов: Елькина Ж. А
Внеклассная работа
Цель: Развитие творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы для общения детей и взрослых.
Задачи:
Развивать внимание, воображение, умение выделять главное и видеть скрытую информацию;
Способствовать формированию волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, умения доводить начатое дело до конца;
Повышать уверенность детей в своих силах, стимулировать попытки учащихся добиться положительного результата;
Воспитывать дружеские взаимоотношения среди детей и взрослых;
Развивать умение слушать других людей, развивать навыки рефлексии.
Материалы (оборудование):
иллюстрации к сказкам;
материал: конверты с заданиями для болельщиков, клубок ниток, морковь, удочка, миска, кувшин и т.д.;комплект “орденов” для награждения ребят;
костюм кота Потряскина.
Ход игры
ВЫХОДИТ КОТ: Мур – р! Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я - ученый кот Потряскин, и мне очень хочется со всеми вами познакомиться! А давайте вы все вместе, громко, дружно, хором, назовете свои имена – вот так мы и узнаем друг друга.
(По сигналу Потряскина все выкрикивают имена).
Молодцы! Ну, а чтобы стать друг другу еще ближе, предлагаю познакомиться так, как это делают животные в моей любимой сказочной стране: те, у кого имена начинаются на букву “М” - будут мычать, как коровки, или мяукать, как котята. Давайте попробуем, три – четыре! Те ребята, у кого имена начинаются на букву “Б” - будут блеять, как овечки,
…на “С” - свистеть,
…на “О” - орлами летать,
…на “К” - кудахтать, как курочки, кукарекать, как петушки,
…на “А” - покажут антилоп с рогами,
…на “Г” - будут гоготать, как гуси,
…на “Р” - порычат, как тигры,
…ну, а если я не назвал чью-то букву – похлопайте в ладоши! Вот мы и познакомились!
А сейчас, мур, мне бы хотелось немножко рассказать о себе. Я – ближайший родственник Пушкинского кота, который родом из тех мест, где чудеса, где леший бродит, русалка на ветвях сидит. Да, верно, это мой прапрадед, с него и начинается наш род котов-сказочников: и он, и мой дедушка рассказывали мудреные сказки. Ну а я, кот Потряскин, даже стал профессором – сказочником, и сегодня пришел к вам в гости не с пустыми лапами, а с задачником - не простым, сказочным. И сказки эти тоже мудреные, кусачие, с подвохом, требующие нестандартных решений.
Да, я совсем забыл спросить: ребята, вы любите сказки? Мур, прекрасно! А решать необычные, интересные задачки и соревноваться? Тогда я приглашаю вас в этот прекрасный, удивительный мир, где мы найдем и то и другое.
Итак, наше путешествие-соревнование начинается!
Команды (из 5 человек) девочек, мальчиков занимают свои места (состав команд формируется заранее). Остальные ребята будут болельщиками, или группой поддержки! Но какое соревнование проходит без жюри?
Жюри – это самые справедливые и ответственные люди, за решенную задачу они будут присуждать по 1 баллу. Стоит отметить, что у болельщиков тоже будет возможность помочь своим командам заработать баллы. Ну а в конце соревнования наше уважаемое жюри огласит результаты работы каждой команды и определит победителей.
Кот представляет жюри.
Ну что ж, вы готовы? Тогда я предлагаю вам первое задание:
Каждой команде нужно придумать “сказочное” название, девиз и представить их всем. На это вам дается 1 минута, время пошло….
По истечению 1 минуты дети представляют команды, жюри объявляет результаты.
Молодцы, ребята! Сейчас я убедился, что вы действительно любите сказки.
А теперь, уважаемые болельщики, у вас есть возможность заработать по одному баллу для своих команд: сейчас я вам раздам карточки с названием задачки-сказки. Но вот беда, мой волшебный дружище Буквоед обгрыз все буквы, поэтому я прошу вас восстановить их.
(Ребята восстанавливают недостающие элементы букв, прочитывают название сказки).
Какие вы молодцы, ребята! Мне помогли, баллы для своих команд заработали, и мы смогли узнать название сказки – “Дремучий лабиринт”.
Где мой задачник? Вот, слушайте внимательно, уважаемые команды, потому что в этом задании есть вопрос, на который вам необходимо ответить. И еще: давайте договоримся, что вы сначала выслушаете меня, потом вам будет дано 2 минуты на размышление. Для решения задач можете использовать вот эти предметы, лежащие на столе (показывает на стимульный материал).
Детям зачитывается сказка, а на доске вывешивается иллюстрация к ней: СКАЗКА БЕЗ КОНЦАОдин император больше всего на свете любил слушать сказки. Но ему не нравилось, что все сказки когда-нибудь кончаются. Однажды император приказал найти сказочника, который расскажет бесконечную сказку. А если сказка закончится — голову с плеч! Испугались все сказочники и убежали из той страны. Тогда слуги поймали одного юношу и приказали ему сочинить бесконечную сказку. Юноша не испугался и такую сказку сочинил.
Что же он придумал? Разве есть на свете бесконечные истории?
Подсказка.Нужно придумать такую сказку, чтобы императору самому надоело её слушать.
Я бы про мышей рассказывал, я про них сто лет говорить могу!
Ответ. Вот что рассказал юноша императору: — Давным-давно жил на свете купец. Был у того купца огромный амбар. Такой большой, что и за день его не обойти. Амбар был заполнен зерном почти доверху. Так хорошо был он сделан, что ни крысы, ни мыши не могли попасть внутрь. Лишь под самой крышей одна маленькая дырочка осталась. Только воробью и пролезть. Узнали воробьи про ту дырочку и повадились за зерном. Один залетит, зёрнышко возьмёт и вылетит, а за ним другой залетает, зерно возьмёт и вылетит, а за ним третий, а за ним четвёртый, а за ним... Долго рассказывал юноша про воробьев. Надоело это императору, приказал он казнить рассказчика. — А за что? — удивился тот. — Ты же сам просил сказку без конца. Вот и слушай теперь. Пришлось его отпустить. Не смог император дослушать такую длинную сказку.
А я тоже знаю бесконечную историю: «Все говорят, купи слона, а ты купи слона?»
После предъявленных ответов: Молодцы, ребята, какие вы умные и находчивые!
И вновь задание для болельщиков: выполнив его, вы сможете помочь своим командам – заработать для них по одному баллу.
Представителям группы поддержки от каждой команды необходимо собрать мозаику с изображением героев сказки-задачки. Кто быстрее соберет мозаику – тот принесет своим любимцам заветный балл:
(Болельщики собирают мозаику, жюри фиксирует и объявляет результаты, а кот зачитывает название).
Итак, это моя любимая сказка-задачка называется: «СМЕКАЛКА ПРОТИВ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА»
Кот Потряскин рассказывает сказку, на доске вывешивается иллюстрация:
Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.
— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!
Делать нечего — согласились дети. Где ручей подземный с живой водой — известно. Да как условие Змея выполнить?
Подсказка. Вы не забыли, что дело-то зимой было?
Ну и что! Эту задачу и летом решить можно. Всего-то и нужно, чтобы между ушами мысли шевелились.
Ответ. Дети набрали воды в миску, а потом воду заморозили, ледышку из миски достали и Змею принесли.
Можно решить задачу и летом: набрать каждому в рот воды и принести; намочить какие-нибудь мочалки, тряпки — даже свою одежду — а потом отжать у Змея; прокопать канал, если не очень далеко.
Здорово! Люблю умных детей — они котов не обижают. Только будь у меня побольше времени, я бы еще не то придумал!
Жюри подводит и оглашает результаты.
И вновь настала очередь поработать болельщикам: расшифруете анаграмму – узнаете название следующей сказки и поможете своим командам.
(Ребята расшифровывают анаграмму, записанную на доске: ИАСЛ и АРУЖВЛЬ).Молодцы, ребята! Вы правильно угадали название последней сказки, которую я вам хотел рассказать. Это – “Лиса и журавль”.
Ребята знакомятся со сказкой, на доске вывешивается иллюстрация к ней:
Жили – были в лесу Журавль да Лиса. Позвала раз Лиса Журавля к себе в гости. Пришел Журавль на следующий день. Налила Лиса похлебку в миску и поставила на стол. Тыкал Журавль в миску клювом, тыкал – ничего не смог съесть. А Лиса тем временем всю похлебку и вылакала. Решил Журавль проучить Лису – и тоже пригласил к себе в гости. Что придумать Журавлю, чтобы и стол был накрыт, и Лиса ничего не съела?
Подсказка от кота Потряскина:
Из какой посуды Журавлю будет удобно есть, а Лиса есть не сможет?
А может, просто взять да подмешать ей горчицы в кашу?
(Дети объясняют решение).
Ответ:
Пришла Лиса в гости. Поставил Журавль перед Лисой кашу в кувшине с узким горлышком. Как она ни крутилась – не смогла каши поесть. А Журавль понемногу всю кашу клювом и склевал.
Да, это решение лучше, чем “горчичное”. А кстати, почему?
(Дети объясняют).
Пока жюри подводит итоги, мы ребята, поиграем в мою любимую игру “ И я тоже”.
Я буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу (взмах рук) громко говорите: “ И я тоже!” Поняли? Тогда начнем!
Утром я встаю… (и я тоже!)
Умываюсь…
Чищу зубы…
Надеваю чистую одежду…
Завтракаю…
Выхожу на улицу…
Сажусь в грязную лужу… (и я тоже) Ага, кто у нас поросенок, любит поваляться в лужах? Можно пожалеть его мамочку. Ну, давайте поиграем еще раз!
Я самый аккуратный…
Я на улице гуляю…
Всех ребят я обижаю… Ай – ай – ай! Как нехорошо обижать ребят! Давайте еще попробуем поиграть!
Нынче был я на охоте…
Там лягушек ел в болоте!.. И как, вкусно было? Надо быть внимательнее. Ну, ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется!
Я любознательный…
И мне интересно отгадывать самые необычные загадки…
А еще для всех вас я приготовил загадки, хором отвечайте дружно…
В чаще, голову задрав, воет серый, злой…(волк)
Кто в малине знает толк! Косолапый, бурый… (медведь)
Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая… (белка)
Дубовый желудь любит он, конечно, это дикий… (кабан)
С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает… (обезьяна)
В теплой лужице своей, громко квакает… (лягушка)
Молодцы, ребята! Прежде чем жюри огласит результат нашего соревнования, мне бы хотелось узнать: понравилась ли вам сегодняшняя игра? Каково ваше настроение на данный момент?
Детям раздаются чистые листы для рефлексии в виде кошачьих мордочек. Потряскин объясняет: если вам понравилась сегодняшняя игра и у вас хорошее настроение – нарисуйте своему котенку радостную, довольную мордочку. Если нет – то грустную, и на обратной стороне напишите причины. Участники обмениваются впечатлениями, показывают рисунки.
Настало время подвести результаты игры. Для этого я даю слово нашему уважаемому жюри.
(Жюри оглашает результаты, вручает подарки).
Ребята, а я хочу вручить вам ордена Кота Потряскина за прекрасное, нестандартное решение задач. Награждение будет проходить в следующих номинациях (шуточные номинации):
Орден шелкового умника
За пытливый глаз и открытый ум
За большое рвение когтей к победе
Самому юному участнику
Самому активному болельщику
Самому веселому болельщику
Самому активному игроку
Лучшему оратору (рассказчику) (за блестящее объяснение ответа)
Самый артистичный (обаятельный) игрок
Самый догадливый
Вот и подошла к концу наша игра и мне пора возвращаться в сказку. Но я не прощаюсь с вами навсегда – если вы захотите, то мы сможем встретиться на страницах книги Анатолия Гина “Задачки сказки от кота Потряскина”.
До свидания, до новых встреч, друзья!