Учебное пособие. ЭКОЛОГИЯ: тесты, познавательные задачи и задания
Учебное пособие
Экология:
тесты, познавательные задачи и задания
разработал преподаватель высшей квалификационной категории Петрова Лидия Михайловна
Тольятти, 2014 г.
Л.М. Петрова, преподаватель биологии ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования
Учебное пособие по экологии: тесты, познавательные задачи и задания..Пособие для обучающихся и преподавателей биологии
Данное учебное пособие разработано в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология», которая ориентирована на реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования, 2014
Содержание.
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc406140403 \h 4Тесты. PAGEREF _Toc406140404 \h 5Тест № I. PAGEREF _Toc406140405 \h 5Тест № II. PAGEREF _Toc406140406 \h 9Тест № III PAGEREF _Toc406140407 \h 12Познавательные задачи. PAGEREF _Toc406140408 \h 14Задания. PAGEREF _Toc406140409 \h 16Глоссарий. PAGEREF _Toc406140410 \h 19Список литературы. PAGEREF _Toc406140411 \h 22
Введение.В современных условиях развития цивилизации на Земле становится возможным только при условии гармоничных отношений между человеком и природой. Состояние природной среды выступает важным фактором общественного развития общества. Локальное влияние человека на природу перерастает в глобальное воздействие на ресурсы и компоненты всей биосферы.
Человек – часть природы, вне которой он не может существовать. Улучшение глобальной экологической ситуации необходимо для обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства. Человек не должен превышать максимальную нагрузку на биосферу, при которой она еще способна восстанавливаться за счет механизмов саморегуляции.
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями человека.
Данное учебное пособие разработано в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология», которая ориентирована на реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в передал основной, образовательной программ среднего и профессионального образования с учетом профиля полученного профессионального образования.
Тесты.Тест № I.Выберете правильный ответ.
1. Термин «экология» ввел в науку в 1869 г.:
а) М.Мебиус в) А. Тенслиб) Э.Геккель г) В.Сукачев
2. Термин «биоценоз» ввел в науку в 1877 г.:
а) А. Тенслив) В.Сукачев
б) Э.Геккель г) М.Мебиус
3. Термин «экосистема» ввел в науку в 11935 г.:
а) М.Мебиус в) А. Тенслиб) Э.Геккель г) В.Сукачев
4. Учение о биогеоценозе разработал:
а) М.Мебиус в) А. Тенслиб) Э.Геккель г) В.Сукачев
5. Основателем учения о биосфере является:
а) В. Докучаев в) В. Вернадский
б) Э.Геккель г) В.Сукачев
6. Экология – это:
а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой.
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
в) природа.
г) охрана природы и рациональное природопользование.
7. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:
а) минимальных в) оптимальных
б) максимальных г) минимальных и максимальных
8. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат:
а) солнечный свет в) растительная и животная пища
б) солнечный свет и растительная пища г) солнечный свет и минеральные вещества.
9. Первичные консументы в экосистемах:
а) растительноядные насекомые
б) травоядные млекопитающие
в) все растительноядные животные и паразиты растений
г) все растительноядные животные, за исключением крупных млекопитающих
10. Вторичные консументы в экосистемах:
а) все плотоядные животные.
б) плотоядные и всеядные животные.
в) мелкие плотоядные млекопитающие и хищные насекомые
г) крупные плотоядные животные и хищные птицы.
11. Истинные редуценты в экосистемах:
а) сапрофитные бактерии.
б) сапрофитные бактерии и некоторые грибы.
в) все бактерии, дождевые черви, почвенные клещи
г) все бактерии, дождевые черви, почвенные клещи и некоторые грибы.
12. Правильно составленная пастбищная пищевая цепь:
а) листья→тля →божья коровка→паук → скворец → ястреб.
б) тля→листья→божья коровка→ паук → скворец → ястреб.
в) ястреб→скворец→паук→божья коровка→тля→листья
г) листья→божья коровка→тля→паук→скворец→ястреб.
13. Представьте, что ниже перечисленные живые существа входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?
а) кузнечики.
б) змеи.
в) растения
г) орел.
д) лягушки.
е) гнилостные бактерии.
14. Танкер вылил в море нефть. К какому типу экологических проблем относятся:
а) истощение природных ресурсов
б) загрязнение природной среды.
в) уничтожение живых организмов
г) образование новых живых организмов.
15. Какие из перечисленных факторов относятся к искусственному загрязнению:
а) вулканические извержения
б) выхлопные газы автомобилей, смог
в) пыльные бури
г) тайфуны.
16. Основные источники аэрозольных загрязнений:
а) вулканические загрязнения
б) космическая пыль.
в) ТЭЦ
г) промышленные предприятия.
17. Для того чтобы справиться с проблемой загрязнения атмосферы, необходимо:
а) перейти на новые более чистые источники энергии
б) применять газоулавливающие установки.
в) закрыть предприятия, загрязняющие среду
18. В заповедниках:
а) выращивают и размножают культурные растения
б) создают новые сорта растений
в) способствуют сохранению редких и исчезающих видов, восстановлению их численности
г) растения лучше переносят неблагоприятные условия жизни.
19. Массовую гибель хвойных в промышленных районах можно предотвратить, если:а) регулировать выпас скота
б) прекратить сбор грибов в лесу.
в) сократить туризм
г) не допускать загрязнение воздуха и почвы промышленными отходами.
20.Посещение лесопарка большим количеством людей может вызвать гибель этого растительного сообщества, потому что люди;
а) создают шум, вредно влияющий на растения
б) вызывают изменение газового состава воздуха, вредно влияющего на растения.
в) способствуют уплотнению почвы, нарушение питания, водного и воздушного режимов
г) способствуют расселению растений.
Тест № II.Выберете правильное суждения.
Ярусное строение фитоценоза дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды.
Чем благоприятнее условие местообитания, тем сложнее ярусность в фитоценозе.
Существование любой экосистемы зависит от постоянного притока энергии.
Сукцессия может быть как автотрофной, так и гетеротрофной.
В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно.
Современная биосфера – результат деятельности живых организмов.
Деятельность живых организмов обеспечивает круговорот биогенных элементов и образование продукции.
Скорость образования органических веществ в биосфере определяет его суммарные запасы, т.е. общую биомассу всех организмов каждого трофического уровня.
Живые организмы представляют собой самую важную биохимическую силу, которая преобразует земную кору.
Смена биогеоценозов в природе происходит в направлении от менее устойчивого к более устойчивому.
Смена одного биогеоценоза другим всегда бывает вызвано влиянием хозяйственной деятельности человека.
Продуктивность созданных человеком искусственных экосистем – агроценозов, намного выше продуктивности большинства биогеоценозов нашей планеты.
Длина пищевой цепи живых организмов в экосистеме лимитируется количеством пищи на каждом трофическом уровне.
При каждом превращении энергии происходит ее потеря, поэтому в экосистеме необходим постоянный приток энергии, число же трофических уровней в экосистеме ограничено.
Энергия и элементы питания совершают в экосистеме непрерывный круговорот.
Все организмы, входящие в данную экосистему, образуют единую пищевую цепь.
Существуют биогеоценозы, не включающие автотрофные растения.
Вся световая энергия, поступающая к растениям от солнца, расходуется на синтез органических веществ.
Основной фактор, регулирующий численность популяций в разное время, может быть различным для одной и той же популяции.
Сигналом к сезонным изменениям в жизни растений и животных является температура окружающей среды.
Тест № IIIЗавершите предложение, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.
Химические соединения, вызывающие разрушение озонового слоя, - …
Двуокись углерода, метан, хлорфторуглероды и озон известны как …
Первым проявление парникового эффекта будет …
Дыры в озоновом слое впервые обнаружены над …
Чем … пищевая цепь, тем меньше теряется высококачественной энергии.
… полярных льдов является одним из вероятных последствии глобального потепления. Это приведет к …
Основные типы наземных экосистем называются…
Земли, затопляемые в течении всего года или в отдельные сезоны, называются …
Степень приспособляемости вида к изменением условий среды - …
Реакции организмов на смену дня и ночи, проявляющиеся в колебаниях интенсивности физиологических процессов, - …
Расчлененность наземной экосистемы на слагающие ее структурные или функциональные слои - …
Комплексные системы наблюдений, оценки и прогнозов изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов, возникающих под влиянием антропогенных воздействий, - …
Систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись биологических объектов или явлений с их эколого - социальной оценкой, - ..
Различают три группы экологических факторов:…, …, …
Сообщество организмов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных цепями питании и влияющих друг на друга, - …
Растения для синтеза органических веществ используют энергию …
Разрушители органических остатков - …
К редуцентам относятся ….
Длина пищевой цепи лимитируется …
Основателем учения о биосфере является …
Познавательные задачи.В чем заключается положительные последствия «парникового эффекта»?
Отару, пасущуюся утром в степи, обычно сопровождают ласточки, пролетая почти над спинами овец. Что привлекает этих птиц?
Что означает термин «экологическая бумага»?
На стыках биоценозов увеличивается количество видов и особей в них. Почему?
Что означает термин «экологический взрыв»?
В биоценозе наблюдается круговорот веществ, но отсутствует круговорот энергии. Почему?
Чем больше видов входит в состав биогеоценоза, тем он устойчив. Почему?
Что представляет собой национальный парк?
Что называют «черным списком»?
Что такое «смог»?
Какие утечки нефти наносят больший вред экосистемам: небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся или единичные, но большие?
В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были объедены вредителями, а потом лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Почему березы называют пионерами леса, а березовый лес – временным?
Известно, что растения усваивают только 40-50% внесенного в почву азота. Куда девается остальное его количество?
Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производил мед без помощи пчел». Назовите это растение.
Часто это растение называют «зеленой коровой», так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог, сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение.
Известный математик Древний Греции Пифагор писал, что она «представляет из себя овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение». О каком растении так хорошо отзывался ученый?
Учеными – альгологами было замечено, что бурая водоросль ламинария сахарная или морская капуста, лучше растет в тех бухтах и заливах морей, которые находятся поблизости от городов. С чем это связано?
Как называются движения растений, вызванные изменением влажности окружающей среды?
Какому растению пустыни подходит такое выражение: «Лес без стволов, без листьев и без тени»?
Задания.Заполните таблицы.
Сравнение биогеоценозов пресноводного водоема и широколистного леса.
Компоненты биогеоценоза Биогеоценоз
водоем широколистный лес
Продуценты Консументы Редуценты Дайте характеристику каждого компонента биогеоценоза.
Компоненты биогеоценоза Характеристики
Продуценты Консументы Редуценты Влияние некоторых антропогенных факторов на биосферу.
Результат деятельности человека Возможные изменения в биогеоценозах Примеры Меры предупреждения нежелательных последствий
1. Изменение круговорота веществ (промышленные отходы) 2. Повышенный фон радиации (ядерные взрывы) 3. 4. и т.д. Как происходит накопление радиоизотопов и других вредных веществ по мере их продвижения по пищевым цепям?
Влияние антропогенных факторов на биосферу.
Виды деятельности человека Возможные изменения в биогеоценозах Примеры Меры предупреждения нежелательных последствий
Акклиматизация Перечислите возможные пути решить проблему взаимоотношений между человеком и биосферой.
Влияние некоторых антропогенных факторов на биосферу.
Виды деятельности человека Возможные изменения в биогеоценозах Примеры Меры предупреждения нежелательных последствий Возможные изменения в биогеоценозах
1. Распашка почв 2. Интенсивный выпас скота 3. 4. 5. и т.дТаблица «Автомобиль и мы»
«Вклад» автомобильного транспорта Пути решения проблем
1. Использует кислород атмосферы 2. Выбрасывает угарный газ, оксиды азота, серу, сажу, свинец. 3. Расходует много топлива (нефть – исчерпаемые ресурсы) 4. Загрязняет почву, воду нефтепродуктами. Заполните таблицу.
Элементы стратегии Значение для будущего человечества
1. Энергосбережение. 2. Ресурсосбережение. 3. Уменьшение загрязнения окружающей среды. 4. Регулирование численности населения. 5. Отказ от потребительского подхода. Уменьшение загрязнения окружающей среды.
Борьба с загрязнениями
Внедрение новых технологий Очистка Разработка надежных способов хранения.
Токсичных отходов Радиоактивных отходов
В настоящее время В будущем
Глоссарий.Ареал – территория, в пределах которой наблюдается географическое явление.
Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы на столько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.
Акклиматизация – способность живых организмов к существованию в новых условиях.
Биоценоз – сообщество взаимосвязанных организмов, обитающих в определенной среде.
Биота – совокупность живых организмов экосистем (растения, животные, микробы).
Биосфера – область распространения жизни на Земле.
Выброс – кратковременное (или за определенное время) поступление в окружающую среду любых загрязняющих веществ или избыточного тепла с отходящими газами.
Деградация почвы – постепенное ухудшение свойств почв, вызванное изменением условий почвообразований в результате естественных причин или хозяйственной деятельности человека.
Заповедник – особо охраняемое законом пространство, пребывание в пределах которого очень строго ограничено или строго запрещено.
Мониторинг – наблюдение за изменением состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами.
Национальные парки – участки территорий, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность.
Ноосфера – сфера разума.
Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание отходов на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Отходы – утратившие свои прежние потребительские качества остатки сырья.
Радионуклиды – изотопы химических элементов, обладающие радиоактивностью.
Радиоактивность – способность атомных ядер некоторых химических элементов распадаться с испусканием ионизирующего излучения.
Смог – видимое загрязнение воздуха любого характера за счет пыли и компонентов тумана.
Среда обитания – абиотические и биотические условия и факторы жизнедеятельности организмов.
Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально – экономическим потребностям.
Толерантность – выносливость вида по отношению к колебаниям какого – либо экологического фактора.
Токсиканты – отравляющие вещества.
Экологический риск – вероятность деградации окружающей природной среды или перехода ее в неустойчивое состояние.
Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе.
Экологическая ниша – место, занимаемое видом или его популяцией в сообществе.
Список литературы.Лиходед В.М. Экология: Учебное пособие/ В.М. Лиходед, В.Н. Лиходед. – Ростов н/Д: Феликс, 2006 – 256 с.
Маринченко А.В. Экология: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательско – торговая корпорация «Дашко и Ко», 2008 – 328 с.
Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов/ Е.И. Павлова – М.: Высш.шк., 2006. – 344с.
Интернет-ресурс:
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/