Программа внеурочного объединения по химии Химия для любознательных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
№ ___ от «____»_______2016 г.

ПРОГРАММА
внеурочного объединения
«Химия для любознательных»
Рысина Л.А., учитель химии
Реализация программы: 35 часов в год, 1 час в неделю
8 класс


Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с программой внеурочной деятельности «Химия для любознательных» для учащихся 8 классов. Автор: учитель химии МБОУ СОШ №2
МО «Барышский район» Ульяновской области Рысина Л.А., рецензия от _______________г.


Рассмотрена на заседании СОГЛАСОВАНА
методического совета школы заместитель директора по ВР
Протокол № ____ ____________ А.С. Гаранина от «____» _________ 2016 года от «____» августа 2016 года
Руководитель _________ Е.Ю.Широнина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Химия для любознательных» составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письма Министерства образования и науки РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Скажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому и я научусь» Восточная мудрость
Проблема познавательного интереса – одна из самых актуальных на сегодняшний день в современной школе. Школа не в состоянии вооружить выпускника всеми достижениями современной науки. Поэтому главная задача современного обучения расположить личность учащегося к самостоятельному приобретению знаний, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Организация внеурочной деятельности по предметам обусловлена необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.
Таким образом, внеурочная деятельность призвана содействовать развитию гармоничной личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих потребностям современного общества:

принятие самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
умение работать в команде;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала.

Все вышеперечисленные компетенции необходимы для развития функционально грамотной личности. Ведь, именно в школьном возрасте закладывается и развивается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Правильно организованная внеурочная деятельность по химии будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету и повышать учебную успеваемость учащихся.
Внеурочная деятельность – это особая форма взаимовоздействия учителя и ученика. Это такое взаимодействие, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе.
Цель:  формирование у учащихся опыта химического творчества, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов, умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
введение элективных курсов по предмету;
использование элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, игровые технологии и др.;
организация и проведение олимпиад, конкурсов, предметной недели.
Неурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития личности ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основные задачи внеурочной деятельности по химии:
1. Привитие интереса к химии 2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту 3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся 4. Подготовка учащихся к практической деятельности 5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Особенности возрастной группы детей: основная масса учащихся 14 лет в связи с их возрастными особенностями и небольшой подготовкой по химии не интересуются сложными химическими опытами. Их занимает не столько подготовка опыта и ход опыта, сколько результаты его в виде взрыва, вспышки, выпадения осадка, изменения цвета вещества или его раствора. Задача состоит в том, чтобы с помощью занимательных опытов поднять у учащихся интерес к внешним эффектам опыта, но постепенно их заинтересовывает и техника подготовки эксперимента. На примитивных, но занимательных опытах учащиеся изучают методику и технику химического эксперимента, начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его стадиях, заинтересуются химией как наукой. В этом и значение занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия».
ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На проведение занятий внеурочной деятельности «Химия для любознательных» отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС (35 часов в год, 1 час в неделю).
Все работы проводятся в кабинете химии, оборудованном согласно санитарным правилам, лаборатория кабинета химии
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
личностные
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
Метапредметные
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Формы обучения
В рамках данной программы используются основные формы обучения: лекционно-семинарная (лекции, семинары, просмотр видеофильмов, СД); практические (лабораторные работы, эксперименты, );коммуникативные (дискуссии, беседы.).
Формы контроля – тестирование, защита проектов, презентаций.     
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Осторожность не помешает. (3 часа)
Техника безопасности при работе в химическом кабинете, правила работы с химическими веществами. Химическое оборудование, его назначение, правила работы с ним. Контрольный тест по ТБ
II. Что изучает химия. (5 часа)
Живем в окружении химических веществ. Вещества, какие они. Исследование физических свойств веществ. Малютки молекулы и «невидимые атомы». Элементы – это элементарно? Игротека. Тренировочные упражнения
III. В мире веществ. (15 часов)
Вещества в классе. Оксиды дети «оксигена». Почему кислоты кислые? А это основания. Зачем нужны индикаторы? Соли – соленые, горькие, сладкие и прочие. Химические формулы. Будьте валентны. Игровые тренировочные упражнения. Контрольный тест основные классы соединений
IV. Химические реакции вокруг нас. (8 часов)
Главные виды химических реакций. Битва металла с неметаллом. В воде или в кислоте? Симпатии оснований. Кому опасны кислоты? Соль плюс соль равно чему? Игровые тренировочные упражнения. Контрольный тест типы химических реакций. Расстановка коэффициентов
V. Растворы и растворимость (4 часа)
Не только жидкие. «Аппетит» растворов. Чудо природы кристаллы
Прогнозируемые результаты
Формирование личных качеств обучающихся,
Формирование положительной атмосферы внутри классного коллектива,
Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности.
Формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.
Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-технические. Для полной реализации данной программы используется кабинет химии с соответствующим оборудованием и мебелью. ТСО: компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор, многофункциональный принтер
Методические. Для обеспечения работы объединения имеются все необходимые методики, соответствующие требованиям федерального компонента стандартов общеобразовательных школ, нормативная документация по ТБ, необходимая учебная и познавательная литература.
Кадровые. Работу объединения возглавляет учитель химии , работающий в тесном сотрудничестве с другими педагогами школы (учителями информатики, географии, физики, биологии).
Список литературы
Аликберова Л.Ю.  Занимательная химия Москва. : «АСТ_ПРЕСС», 2002 год
Кузнецова Н.Е. Титова И.М. Гара Н.Н. Жегин А.Ю. «Химия 8 класс» Москва. : Издательский центр» Вентана-Граф»,  2002 год
Минченков Е.Е. Зазнобина Л.С. Смирнова Т.В.  Химия 8 класс. Москва.: «Школьная Пресса»,  2002 год
Ольгин О. Занимательные опыты по химии Москва. : «Детская литература», 2001 год
Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Занимательные и эффективные опыты по химии Москва. : «Дрофа», 2002 год 
Кузьменко  Н.Е. Еремин В.В. Сборник задач по химии Москва « Оникс 21 век»,   2003 год
Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 071-15 апреля 2010.
Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. – М.: ООО “ТИД “Русское слово РС”, 2011. 248 с.
Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. – М.; 6 ИПО “У Никитских ворот”, 48с.: ил.
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия Издательство: АСТ-ПРЕСС Год издания: 1999
Владимир Рюмин: Занимательная химия Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013 г.





Календарно- тематическое планирование

п/п
дата
Тема занятий
Планируемые результаты


ф
т

предметные
метопредметные
личностные

I. Осторожность не помешает (3 часа)

1


Техника безопасности при работе в химическом кабинете, правила работы с химическими веществами
Приобретение школьником знаний о безопасной работе в химическом кабинете
осуществлять поиск необходимой информации;- строить понятные для партнёра высказывания; овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками
готовность и способность обучающихся к саморазвитию

2


Химическое оборудование, его назначение, правила работы с ним
Получение школьником опыта самостоятельного действия, умения ориентироваться в химических веществах в быту, в повседневной жизни, безопасного использования их
Осуществлять поиск необходимой информации, учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации, учиться работать в паре и в группе овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, готовность и способность обучающихся к саморазвитию
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности

3


Контрольный тест по ТБ




II. Что изучает химия (5 часа)

4


Живем в окружении химических веществ
Получение школьником опыта самостоятельного действия, умения ориентироваться в химических веществах в быту, в повседневной жизни, безопасного использования их
учиться наблюдать и осознавать происходящие явления, формулировать своё собственное мнение и позицию, учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы



5-6


Вещества, какие они. Исследование физических свойств веществ




7


Малютки молекулы и «невидимые атомы». Элементы – это элементарно?




8


Игротека. Тренировочные упражнения




III. В мире веществ (15 часов)

9


Вещества в классе
Получение школьником опыта самостоятельного действия, умения ориентироваться в химических веществах в быту, в повседневной жизни, безопасного использования их.

учиться наблюдать и осознавать происходящие явления, формулировать своё собственное мнение и позицию, учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

10


Оксиды дети «оксигена»




11


Почему кислоты кислые?




12


А это основания




13


Зачем нужны индикаторы?




14


Соли – соленые, горькие, сладкие и прочие




15


Игровые тренировочные упражнения




16


Контрольный тест основные классы соединений




17-18


Химические формулы




19


Игровые тренировочные упражнения




20-23


Будьте валентны




IV. Химические реакции вокруг нас (8 часов)

24


Главные виды химических реакций
Приводить примеры химических процессов в природе, находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях, характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы, проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  -Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  -осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;  -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;  -оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

25


Битва металла с неметаллом




26


В воде или в кислоте?




27


Симпатии оснований




28


Кому опасны кислоты?




29


Соль плюс соль равно чему?




30


Игровые тренировочные упражнения




31


Контрольный тест типы химических реакций. Расстановка коэффициентов




V. Растворы и растворимость (4 часа)

32


Не только жидкие
Получение школьником опыта самостоятельного действия, умения ориентироваться в химических веществах в быту, в повседневной жизни, безопасного использования их
учиться наблюдать и осознавать происходящие явления, формулировать своё собственное мнение и позицию учиться, грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

33


«Аппетит» растворов




34-35


Чудо природы кристаллы













Uђ Заголовок 1Ёђ Заголовок 415