Конспект урока по русскому языку на тему Слова, обозначающие признаки и действия предмета 2 класс
Пояснительная записка к уроку
Направление работы Начальная школа
Предмет Русский язык
Тема урока Слова, обозначающие признаки и действия предмета
Цели Предметные: формировать умение определять части речи по лексическому и грамматическому значению слова.Познавательные: устанавливать причинно-следственных связи.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе, находить общее решение;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, допускать существование различных точек зрения; - формировать умение аргументировать своё мнение;- развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Регулятивные: формировать умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия.
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты Освоение учащимися признаков частей речи по лексическому и грамматическому значению слова.
Образователь-ное пространство урока Наглядно - иллюстративные средства: -учебник «Русский язык» Иванов С.В. 2 кл.;
-иллюстративные изображения;
-репродукция картины И.К.Айвазовского «Ночь. Голубая волна»;
-презентационные средства: физминутка для глаз;
-дидактические средства: учебник, раздаточный материал: карточки (для работы в парах), для самостоятельной работы.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Формы организации Индивидуально-коллективная, дифференцированно (по вариантам), в парах
Методы обучения -по источнику знаний: словесные, практические;
-по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Программа «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы программы по русскому языку Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.
Учебник Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[ Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др.] – М.: Вентана – Граф, 2012.
Раздел учебника «Как устроен наш язык»
Количество часов в неделю/ год 5ч/170ч
Сценарий урока русского языка
Этапы урока
1. Мотивация к деятельности
2.Учебно-познавательная деятельность
Минутка чистописания
Словарная работа.
Проблемная ситуация
Работа над именем прилагательным
Физминутка (для глаз)
Работа над глаголом
Физминутка (двигательная)
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
- Работа в парах
Самостоятельная работа
Знакомство с творчеством И.К.Айвазовского
4.Контроль и оценка результатов деятельности
Ход урока
Этапы урока,
цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания -Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что обозначает это слово? Говорить друг другу «здравствуй» - это значит желать здоровья. Давайте пожелаем друг другу здоровья – поздороваемся! Поздороваемся и улыбнёмся! Учащиеся здороваются
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: развивать орфографическую зоркость учащихся,
фонематический слух, расширять кругозор
1. Словарная работа. Цель: выполнять орфографический анализ и разбор слова, развивать устную и письменную речь.
В трубах воет по ночам,Не даёт гореть свечам,Надувает паруса,Растрепал все волоса,Помогает птицам в небе,Чешет волны моря гребнем,Кто быстрее всех на свете?Ну, конечно, это...
-Дайте характеристику слова «ВЕТЕР» (фонетический разбор – устно).
2. Минутка чистописания
-Пропишите соединение «ТЕР». Какие общие элементы встретились при написании? В каких ещё словах встречается этот слог?
-Пропишите слово «ВЕТЕР», поставьте ударение, определите орфограмму.
-Что вам известно об этом явлении природы?
-Составьте своё предложение о ветре, запишите, поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга (взаимопроверка, озвучивание наиболее понравившихся предложений, обсуждение).
3. Проблемная ситуация Цель: подводить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-Откройте учебник на стр. 55, найдите рубрику «Давай подумаем». Прочитайте задание, ответьте, прав ли Серёжа?
Подумайте о том, как доказать своё мнение
-Выслушав мнения друг друга, попытайтесь определить тему нашего урока.
-Сделайте предположение о том, чему вы должны научиться к концу урока.
4. Работа над именем прилагательным Цель: активизировать знания о словах, обозначающих признак, находить орфограммы, соотносить с правилом.
-Вспомните, какие слова произносили ребята, когда описывали ветер?
- Определите орфограммы записанных слов. Докажите правильность вставленных букв.
- Запишите. Выделите орфограммы.
- В какое время года этими словами можно описать ветер?
- Ребята, а есть ли у этих слов какой-то общий признак? (подведение к понятию «имя прилагательное»)
- Правильно, все эти слова описывают ветер и отвечают на вопрос – КАКОЙ? А слово «ВЕТЕР» на какой вопрос отвечает? Значит это слово является именем..?
-А слова, которые называют признак предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? называются ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
-В учебнике на стр.56 найдите упражнение Прочитайте задание. Кому непонятно, задайте вопросы сразу. Если всё понятно, выполняем (с комментированием). Учащиеся дают ответ на загадку, выполняют устно фонетический разбор
Дети перечисляют слова: катер, скутер, термос и др.)Дети отвечают по
«цепочке», описывая признаки и действия ветра)
Заслушиваются предложения детей.
Обсуждаются мнения учащихся. Дети приходят к выводу о том, что не все слова русского языка отвечают на вопросы: Кто? Что?
Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся называют несколько слов, некоторые из них записываются учеником на доску х..лодный, к..лючий, ре..кий)«Безударный гласный звук в корне слова» в словах холодный и колючий, «Парный согласный в корне слова» в слове резкий.
Дети высказывают свои мнения.
существительным и обозначает предмет
Учащиеся выполняют упражнение
Физминутка (для глаз) «На море»
презентационная Учащиеся выполняют упражнения для глаз
5. Работа над глаголом
Цель: активизировать знания о словах, обозначающих действие предмета, применять правила оформления предложения в письменной речи.
-Составьте из слов, записанных на доске предложение
тучи, нагоняет, лист, и, с, деревьев,
сдувает, ветер
-Назовите слова, обозначающие предмет.
-Назовите общие признаки оставшихся слов (подведение к понятию «глагол»).
-А кто из вас помнит, какие ещё слова, обозначающие действия ветра вы называли в начале урока?
-А эти слова на какой вопрос отвечают?
-Ребята, слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы «ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? – это ГЛАГОЛЫ Дети предлагают свои варианты, выбирают самый удачный и записывают предложение в тетрадь
(с комментированием) Тучи, лист, деревья
Эти слова обозначают действия ветра и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учащиеся перечисляют несколько слов: дует, свистит, воет, шумит
ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Дети выполняют устно упр.6, стр. 58
Физминутка (двигательная)
Осторожно ветер за калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья,Полетел куда-то вперемешку с пылью.
(махи руками) Учащиеся выполняют упражнения
III этап. Интеллектуально-преобразовательнаядеятельность
Цель: формировать у школьников способность к самоорганизации
при выполнении учебного задания 1. Работа в парах
- Вспомните стихотворные строки и вставьте пропущенные слова в предложения на карточках.
Ветер по морю …
И кораблик … . Он … себе в волнах
На … парусах.
-Что вы можете о них сказать?
2.Самостоятельная работа Цель: самостоятельно проводить сравнение по заданным критериям, обогащать словарный запас
- Выберите задание, которое сможете выполнить.
1 уровень - задание: составить предложение, найти имена прилагательные из ряда слов
часто, холодные, и, зимой, колючие, ветра, дуют
2 уровень - задание: исключить лишнее, найти глаголы
а) ветер, буря, бушует, ураган
б) синее, сильный, улетают, морозная
в) летит, падает, птицы, уплывает
3 уровень - задание: образовать от данных существительных однокоренные слова, являющиеся глаголом и прилагательным.холод -мороз -
3.Знакомство с творчеством И.К.Айвазовского Цель: расширение кругозора, развитие речи, межпредметная связь ( изобразительное искусство). - Ребята, а зачем нужны прилагательные и глаголы?
-Правильно, использование прилагательных и глаголов делают нашу речь богаче, красочнее, помогают выражать свои чувства, передавать ощущения. А какими другими средствами может человек передавать свои ощущения, кроме речевых? – Перед вами репродукция Ивана Константиновича Айвазовского. Посмотрите на неё, что вы можете о ней рассказать?- Какое настроение вызывает данная репродукция?
-Какое название вы бы ей дали? Иван Константинович Айвазовский назвал картину «Ночь. Голубая волна»- Удалось ли автору передать свои ощущения? - Что он использовал для этого?- Составьте предложения по репродукции. Учащиеся в совместной деятельности приходят к единому решению и выполняют задание
Учащиеся обсуждают ответ в парах, выбирают отвечающего и отвечают на вопрос.
Учащиеся работают самостоятельно
Дети выслушивают мнения одноклассников
Средствами изобразительного искусства
Дети высказывают свои мнения.
Учащиеся составляют предложения. Осуждают их.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельностиРефлексия. Самооценка. Подведение итогов.
Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние.
Давайте поделимся впечатлениями от урока поплану:
Сегодня на уроке мы познакомились…
Мне было трудно…
- Я сомневался…
Мне понравилось…
Какое задание для вас было самым трудным?
Что получилось быстро и легко?
Сформулируйте общий вывод при помощи
карточки - помощницы:
Имена прилагательные – это слова, которые обозначают… и отвечают на вопросы…
-Глаголы - это слова, которые обозначают… и отвечают на вопросы…
- Обсудим домашнее задание: стр. 57 упр.5, выполняя его, вы еще раз потренируетесь отличать глаголы, прилагательные от существительных.
-Ребята, мы начинали урок с улыбки, с отличного настроения. Сохранилось ли оно таким же к концу урока?
-Если вы довольны своей работой на уроке, можете похвалить себя – нарисуйте улыбающееся личико в тетради (дети рисуют на полях напротив последней строки). Если старались, но что-то не получалось -грустное. Но будьте уверены, если очень захотеть, то на следующем уроке получится всё! Дети высказывают свои мнения.