Презентация проектной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» по теме «Всезнающие имена существительные» (морфологический разбор) ».


Проектная деятельность «Путь к грамотности»Российская Федерация Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №71 г.о.г. ВоронежНаш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»Учебный предмет: русский языкУчастники: учащиеся 4 «Б» классаРуководитель проекта: Рожманова В.П.2014-2015 уч. год Мини-проект №6ЦЕЛЬ: обобщить знания о существительном в морфологическом разбореЗАДАЧА:сбор информации о категориях существительного, их значение и влияние на грамотность.Создать паспорт имени существительного ГИПОТЕЗА ИНФОРМАЦИЯ о постоянных и непостоянных признаках существительногоТЕМА: «Всезнающие имена существительные» (морфологический разбор) ПРЕЗЕНТАЦИЯ итогового продукта «Путь к грамотности» (защита) Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос:Почему у имен существительных есть деление на постоянные и непостоянные признаки при морфологическом разборе? Учебные вопросы:Какие постоянные признаки у имени существительного?Какие непостоянные признаки у имени существительного?Какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении? Методы исследования:1. Прием логических действий (синтез) – обобщение знаний;2. Опрос и анкетирование. Самопроверка мини-тест «Какое ваше мнение?»Библиографический поискПоиск информации – это:изучение энциклопедии;проведение эксперимента;вышивка крестом;использование словарей.Библиограф: Панфилов Д.Продукт проекта – это:то, что ты купил в магазине;то, что сделали родители своими руками;то, что ты придумал и сделал сам;песня;танец;алгоритм.ДАНЕТДАНЕТ Этимологический анализ словаЧто такое алгоритм?Алгоритм (лат. Algorithmi – форма имени арабского математика Эль Хорезми) – способ деления задач, точно предписывающий как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения цели. Презентация материала (заседание учебного совета)Устное выступление участников проекта по теме «Обобщение имени существительного в морфологическом разборе» (сценарий разработан учащимися).Действующие лица:Незнайка1 учащийся3 учащийся5 учащийсяВедущий2 учащийся4 учащийся6 учащийся Наверное, еще и штурвал крутят, на мачту залезают, наблюдают за всякими редкостными животными.Ребята, здравствуйте, это я, сегодня важное заседание школьного научного общества. А у меня столько накопилось вопросов!И только.Из любопытства?Нет, еще ориентируются по компасу и твердо идут к намеченной цели.Да, мы сегодня завершаем работу над проектом «Всезнающие имена существительные». Мы столько накопили информации. А у тебя, Незнайка, что за вопросы.Скажите, ребята, что обычно делают путешественники в дальних странах?Ну, рюкзаки на себе таскают тяжеленные. Нет, для науки, конечно. Понаблюдали – записали в бортовой журнал. Опять понаблюдали – опять записали.А теперь, Незнайка, записываем постоянные признаки. Это зачем еще указывать начальную форму?Есть еще определенный порядок записи. Например, мы встретили существительное вода. Берем бортжурнал, записываем:I Вода – имя существительное.II Далее указываем начальную форму (И.п., ед.ч.) – так и будет вода.Давайте же, ребята, скорее заведем бортовой журнал. В журнал будем записывать все встречи с существительными. Это для науки.А вдруг нам встретятся существительные в другом падеже, не в единственном числе, а во множественном. А какие признаки для существительного постоянные, какие – нет? Ничего не понимаю.Склонение – тоже постоянный признак.Понял, он ведь с родом тесно связан. Вода – всегда 1 склонения и не может быть ни 2-м ни 3-м склонением.Ребята, а мы ведь еще забыли кое-что. Вода – собственное или нарицательное имя существительное?Нарицательное, конечно, и собственным быть не может.Да, верно, Незнайка, это тоже постоянный признак, и его надо указывать в первую очередь.И вот еще: одушевленность – неодушевленность. Вода – всегда неодушевленное существительное.Слушай, Незнайка, каждому существительному присущ один и тот же род: вода – всегда женского рода и не может стать ни мужского, ни среднего рода. Верно все. Только при характеристике существительного надо придерживаться определенного алгоритма.А что такое алгоритм, мы узнали от дежурного библиографа.Падеж, наверное, непостоянный признак. Ведь существительное может быть в каком угодно падеже в родительном, дательном, творительном. И при этом меняется окончание. А в нашем случае вода – И.п.Знаю. Это порядок действий.Молодец, Незнайка. Итак, записываем постоянные признаки:Собственное или нарицательноеОдушевленное или неодушевленноеРодСклонениеНаблюдаем дальше и записываем в бортовой журнал. Давайте порассуждаем, какие признаки непостоянные и почему они не постоянные. Ты, Незнайка, нас радуешь. Все верно.Число, наверное, тоже непостоянный признак. Ведь может быть вода, а могут быть воды. Опять меняется окончание, то есть, меняется форма слова. Но в нашем примере число единственное: вода.Умница! Верно, итак, непостоянные признаки: ПадежЧислоПризнаки, о которых мы сейчас говорили (постоянные и непостоянные) называются морфологическими.И последнее в нашем исследовании: роль в предложении (если по-научному, синтаксическая роль).Мне кажется, вы существительное прямо по косточкам разобрали.В русском языке это так называется: морфологический разбор. Подведем итоги нашего заседания: мы обобщили знания о существительном и составили алгоритм морфологического разбора. (Информационный продукт).Ребята, вы сегодня прощаетесь с именами существительными. Я тоже много узнал об этой части речи, а самое главное – стал настоящим путешественником. Теперь я могу вести свой бортовой журнал. Спасибо вам, ребята! До новых встреч. * Лексическое значение имени существительного – это … * Род определяется для записи – … * Род определяется для определения – … * Существительное женского рода с Ь на конце относится к … склонению* Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос … * Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос … * У существительных при морфологическом разборе есть деление на … ………………….и … признаки* Непостоянные признаки … * Склонение определяют при написании безударных падежных …* Постоянные признаки … ………………………………………….…………………..* Существительное в И.п. является в предложении …* Существительное в косвенных падежах является в предложении … ……..ВИКТОРИНАИз протокола учебного советапредметокончаниясклонения3-муЧТО?КТО?постоянныенепостоянныечисло, падежокончанийсобственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонениеподлежащимдополнением






Морфологический разбор имени существительного (алгоритм)I Часть речи – Общее значение (предмет, явление природы и т.д.)Морфологические признаки: начальная форма (И.п., ед. ч.)II Постоянные признаки:* Собственное имя нарицательное;* Одушевленное или неодушевленное;* род;* склонение.Непостоянные признаки:* падеж;* число.III Синтаксическая роль (член предложения)Река протекает с севера на югI (С) севера – сущ. (предмет), с чего? откуда?II Н.ф. – север.Постоянные – нариц., одуш., м.р., 2-го скл.Непостоянные – в Р.п., в ед. ч.III Протекает (откуда?) с севера.ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР На весёлой ярмарке пироги да пряники,Бубенцы, игрушки, дудочки, хлопушки.Ленты, прялки и духи чтоб любили петухи,Заходите, заезжайте. Всё, что надо, покупайте.БАНК ЗАДАНИЙ Морфологическая задача «Весёлая ярмарка»А какая ярмарка без товара! На ярмарке продается много товаров.Морфологический разборКарточки: слова-товарыНалетайте, выбирайте, но не забывайте расплачиваться (делаем морфологический разбор слов).сарафанчикпирожоксвистулькащенятасапожкибаранкиленточкаигрушкихлопушкадудочкакотята Задание 1: вставить пропущенные окончания (Опора на алгоритм грамотности «Падежные окончания имен существительных»)БАНК ЗАДАНИЙ интеллектуальный тренингна площад в армипо дорогв очередо мудроств Сибирс осенна огородв планетарив зданио морковпо крышо капелна ладонв берлогна фабрикбез фасоло грустииииииииииииееееее








Задание 2: записать словосочетания , употребив существительные из скобок в Р.п. множественного числапять (апельсины)продажа (полотенца)много (яблоки)из белых (облака)от кожаных (туфли)трое (сутки)семь (петля)шесть (дочь)сто (грамм)пять (метла)двое (друг) Трогательное признание новенькой одноклассницы: «Я так много узнала о существительном, что боюсь потрясти головой: вдруг что-то забуду».Опрос среди сверстников: «Ты любишь русский язык?» (опрошено 60 человек)Любят – 70%Не любят – 20%Не дали определенного ответа – 10% Творческий продукт: заседание учебного совета по теме: «Обобщение имени существительного в морфологическом разборе» (сценарий)Итоговый продукт (уникальный) – паспорт имени существительного. Представляем слайд презентации (схемы-опоры, алгоритмы грамотности, таблицы)Творческий продукт «Путь к грамотности»Итоги мини-проектаВыводы: опираясь на информационный продукт – ПАСПОРТ, можно повторить все правила о существительном и грамотно писать.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Паспорт имени существи-тельногоЗначение имени существи-тельногоПостоянные признакисуществи-тельногоНепостоян-ные признаки существи-тельногоПраво-писание Ребята! С любовью изучайте наш великий, могучий и прекрасный русский язык! Желаем всем удачи и терпения на пути к грамотности!