Доклад на тему Применение инновационных педагогических технологий на уроках производственного обучения
ДОКЛАД
Тема: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках производственного обучения»
(обобщение опыта работы)
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Компетенция— это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
В своей работе использую элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технология развивающего и проблемного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающей технологии, личностно-ориентированной технологии.
Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий.
Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.
Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор -от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути.
Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения.
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы.
В игре каждый учащейся может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащегося, толкает на поиск ответа.
К организации игр предъявляются определенные требования:
- игра должна основываться на свободном творчестве учащихся
- игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции
- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками
- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- обязательна констатация результата игры.
Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Деловая игра - этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций: которые возникают в реальной жизни.
На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов). Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности
Управление образования Акимата Западно - Казахстанской области
ГККП Западно-Казахстанский индутриальный колледж
на тему:
«Применение инновационных педагогических технологий на уроках производственного обучения»
Подготовил: мастер п /о
Наурызгалиева Г.Е.