Мастер-класс: Апробирование контрольно-оценочных упражнений для применения на уроках в начальной школе


Мастер - класс:
Апробирование контрольно-оценочных упражнений, которые можно использовать на уроках в начальной школе. (1 слайд)
Принцип: обучение через действие.
Участники: учителя начальных классов , педагоги доу , психологи
Цель: освоить техники, позволяющие детям включаться в контрольно –оценочный процесс.
- Я слышу, и я забываю.
-Я вижу, и я понимаю
- Я делаю и я помню
Конфуций.
Эти слова Конфуция предопредилили мой выбор методов и приемов, предполагающих активное участие каждого в работе. (2 слайд)
Ход тренинга Время Материалы ,Приемы Раздаточный материал
1.Приветствие определение темы мастер-класса. Актуальность проблемы. 3 минуты Ледокол- снятие напряжение. 2. Зачем я здесь 3 минуты.
Осмысление Разноцветные листочки
Упражнения на взаимооценку. 3.Запоминалки. 5 минут Работа в парах На доске 8 -10 слов или дат на запоминание, лист на группу.
4.Слушаем спиной 6 минут Работа в парах Карточки с заданием , по два одинаковых на пару.
Упражнения на развитие самоконтроля 5.Художники 5 минут индивидуально листы для рисования
Упражнения на самооценку Вершина знаний. 2 минуты рефлексия Карточки с изображением горы
Оценочные линеечки 3 минуты рефлексия Листы бумаги
Тарелка каши 5 минут рефлексия Неоконченное предложение 5 минут рефлексия Обратная связь
Поле слов 1 минута Рефлексия, обратная связь Упражнения к мастер - классу: « Апробирование контрольно-оценочных упражнений , котрые можно проводить на уроках в начальной школе».
Упражнение «Зачем я здесь» (3 слайд)
Цель: настрой на тему мастер-класса.
Участники пишут одним предложением зачем он сегодня здесь на розовых листах.
Упражнение Запоминалки(4 слайд)
Цель: освоение способа запомнинания информации и оценка качество запоминания.
Материалы: для пары участников нужен 1 лист бумаги две ручки разных цветов , мелки для педагога.
Например, заучиваем словарные слова.
Пишем на доске 7-10 словарных слов, разными цветами и шрифтом. По-разному расположим на доске. Даем на запоминание время. Затем закрываем слова.
Далее дети работают в паре и на одном общем листочке записывают слова , которые запомнили. Затем меняются своими листочками с другими парами и проверяют их работу сверяясь с доской, затем дописывают недостающие, затем листочки возвращаются к хозяевам, которые проверяют уже проверяющих. Резулььтат достигнут слова читались настолько внимательно, , насколько нужно для запомнания.
Упражнение «Слушаем спиной»(5слайд)
Цели:
1.Снятие напряжение с мышц спины с помощью легкого массажа;
2.Возможность проверки и оценки знаний по любой теме.
Материалы: Две карточки с одинкаовым заданием для каждой пары участников
Ход работы:
Работа в парах. Один сидит , другой стоит за его спиной. У каждого карточка ссовершенно одинковым заданием..Например, нужно вставить пропущенную букву или определить категорию рода и т.д.
Эту работу выполняет стоящий. Он пишет необходимую букву на спине сидящего. Как только сидящий поймет, какую букву ему написали, он поднимает голову и записывает её в своей карточке , затем осмысливает правильность ответа товарища ставит возле ответа « +» или «-». Итак, пока не выполнено все задание. Далее учащиеся обсуждают спорные моменты . после чего работу может оценить учитель.

Упражнение «Вершина» (6 слайд)
За свою жизнь человек преодолевает множество различных вершин.
Иногда полезно, задуматься где ты сейчас, на пути к какой вершине, чтобы скорректировать дальнейшие действия.
Ход работы: у каждого на столе лист с изображением горы.
У подножья стоит человек, который символизирует начало какой – либо работы или действия, например начало 1 класса, когда дети были еще несамостоятельными многое делали при помощи взрослого. Дети отмечают,а где они сейчас на пути к вершине самостоятельности сейчас?
Можно попросить их написать или сказать, что мешает им поставить точку выше, а в чем еще нужна помощь взрослого.
Упражнение «Оценочные линеечки» (7слайд)
Широко применяются при оценке действий результатов чувст и вообще всего того, что можно измерить.
У каждого листочек.
Ход работы:
Чертится столько шкал, на сколько вопросов нужно ответить. Каждую шкалу подписываем вопросом, на который отвечает ребенок.
Инструкция:
Сейчас вы сами будете себе ставить оценку.
Для этого надо внимательно слушать задание и отмечать на линеечках крестиком нужную высоту.возможные вопросы:
-насколько ты устал сегодня;
-насколько тебе мешали сегодня работать;
Насколькот ы сам мешал сегодня работать другим;
Насколько ты доволен своей работой на уроке;
Насколько ты понял новую тему;
Насколько это было интересно
Насколько ты гордишься собой?
Упражнение «Тарелка каши».(8 слайд)
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, критического мышления
Иногда надо уметь собрать свою волю в кулак , чтобы даже от нелюбимого дела получать пользу.
Материалы: Два листа бумаги ножницы.
Упражнение делится на 3 части
Для начала выясняем, что из еды практически никто из класса не любит (манную кашу….)
Уточните, что дети делают, когда мама готовит им не любимое блюдо : съедают все , потому что понимают, что это полезно, съедают только половину, чуть-чуть или совсем не станут есть. Затем дети разбиваются на команды в соответствии со своим выбором.. Группы получают столько каши, сколько попросят
Предложите рассказать какая польза есть от каши. Разберитель какая группа получит больше всех пользы, какая не получит совсем..Затем разговор о том, что дети приходят в первый класс , разочаровываются в школе. Выясните несколько причин.
В заключении свяжем тему тарелки с кашей и желанием учиться. Учитель на уроке всем дает одинаковую порцию каши. Только одни учатся на «5», други на «;» , а кто-то т нже. Иногда собратьнеобходимо всю волю в кулак, чтобы получить всю пользу от того, что тебе дают, даже если тебе этого делать не хочется.
Упражнение «Неоконченное предложение».(9 слайд)
Для того, чтобы помочь ребенку отвтетить на вопросы , честно продолжив начатые вами предложения. Подчеркнем, что честные ответы помогут увидеть истинную картину
Варианты предложений:
Самое лучшее сегодня на уроке…
Одна вещь, которая мнепонравилась на уроке…
Я узнал….
Оказывается….
Я изменил бы в следующий раз….
Я понял…
Я почувствовал…
Мне понравилось…
Меня удивило….
Сегодня меня раздражало….
Я бы хотел забыть….
Подошел к концу наш мастер-класс для получения обратной связи я попрошу вас подчеркнуть в карточках те слова, которые, характеризует ваше состояние на конец мастер-класса.
Упражнение «Поле слов»(10 слайд)
Упражнение на получение обратной связи об участниках мастер - класса, о самочувствии, настроении.
Каждый получает лист бумаги, где написаны разлиные слова, обозначающие чувства, состояние. Надо прочитать их все и отметить те, что подходят каждому на данный момент.
Удовольствие Продолжение Удовлетворение
Тяжесть, перенасыщение Загадка
Открытия Усталость Огорчение
Гармония, Понимание спокойствие, Уверенность
Беспокойство, Тоска, Комфорт
Дискомфорт, Рост, Неудобство,
Зависть, Соучастите Радость
Старт Финиш
неудовлетворенность


Минутка свободного микрофона. Каждый желающий может свободно высказать свои мысли, пожелания, замечания.
Использованная литература( 12 слайд)
Психологический комфорт в школе: как его достичь. Акции, тренинги, семинары / авт. -сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко.- Волгоград: Учитель 2009.-239
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В. Возняк и др.- Волгоград: Учитель: ИП Гринин.2014-235 с.