Выступление-отчет по допобразованию о ПРОЕКТЕ Ты нам нужен, Маленький принц!.
В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА РАО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА, УЧАСТНИКА ЭКСПЕРИМЕНТА И РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА ГОУ СОШ №317 ВАО г. МОСКВЫ
ЛЕДОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время, и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.
Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством. Очень отрадно, что с сентября 2008 года в нашей школе был открыт эксперимент РАО «Грамматика нравственности» и «Этика», охвативший все ступени обучения. Апробация учебно-методического комплекта позволила реализоваться и нескольким проектам:
Воспитательным –
· «Мы в ответе за тех , кого приручили!» (серия уроков литературы и ГПД, театральная постановка, видеофильм)
· «Жить без наркотиков? Просто жить» (Презентация мира)
· «Какие мы?» (анкетирование, личные откровения, видеофильм-размышление)
Педагогическим –
· «Моя любимая тема»
Ученическим –
· «Мировые вероучения: христианство, ислам, буддизм»
· «Чему научил меня Маленький принц»
· «Если бы не было этики»
Этика - это философская наука, предметом изучения которой является мораль.
Явления, которые изучает этика, многоаспектны, связаны с широким спектром человеческих чувств и отношений, поэтому четкое определение любого такого явления не может вместить в себя всех его характеристик, без которых утрачивается его уникальность.
На вопрос: что такое мораль - нельзя дать однозначного ответа. Нерешаемых проблем не бывает, но в руках учителя литературы всегда было и останется неизменным самое достойное оружие – книга. Работая над проектом“ Воспитание духовности на уроках литературы” в комплексе с материалами эксперимента и возможностями, которые предоставляет кружковая работа, я убеждена в важности данного исследования, т.к. проблема тесно связана с глобальной миссией образования – Миссией развития Личности. Никто не решится спорить с первостепенным значением литературы в формировании нравственных ценностей. Актуальная задача наших уроков – превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра. Ближе всего мне, по сравнению с другими технологиями, технология Е.Н. Ильина:
- Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства.
“Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым”
Метод духовного контакта“ Духовная ладошка Ильина”: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку. “Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому”, - говорит он. Надо, чтобы сам человек светился. Е.Н. Ильин считает, что вслед за чтением и математикой уважение и ответственность должны стать главными предметам, т.е. методика и технология Ильина целенаправленно подчиняет обучению нравственных и духовных ценностей человека. Я считаю, что духовным развитием должна быть пронизана вся программа и весь образ жизни школы. Экспериментальная площадка и возможности дополнительного образования оказались хорошими союзниками.
В работе с учащимися я выделяю для себя следующие элементы в духовном развитии:
Самосознание (умение сознавать свою сущность)
Смирение (сознавать собственную незначимость в историческом пространстве)
Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия)
Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности)
Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли).
Именно в поиске духовного счастья, основанного на духовных категориях добра, красоты, истины и любви, человечество всегда искало знание о внутренней духовной действительности людей.
В течение учебного года (2008-2009) была разработана система уроков по «Грамматике нравственности», «Этике», литературе , внеклассных занятий по темам:
Добро и зло
Свобода и ответственность
Страдание и сострадание
Долг и совесть
Честь и достоинство
Смысл жизни и счастье
Любовь как высшая моральная ценность
Дружба и любовь
Дерево добра
Подготовлены проекты “Нравственное образование ГОУ СОШ №317”, «Жить без наркотиков? Просто жить», «Высшие моральные ценности. Мировые религии: требования и нормы», в основе которой лежит 20 заповедей любви и семь презентаций по темам, ученический проект –презентация «Философская концепция сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»», создано три видеофильма: «Какие мы?» (этика), «Последний звонок» (кружковая работа «Снимается кино!»), «Уроки маленького принца» (обзорная экскурсия по кружковой работе, внеклассной работе и литературе).
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя , должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.
О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”. Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он. Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость. Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека. Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А как хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников. Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу,
Среди всех направлений в системе воспитания молодого поколения базовым является нравственное воспитание. Нравственность - это система внутренних правил человека, основанных на гуманистических ценностях, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Именно наличие нравственного начала делает человека Человеком. "Жизнь без нравственного усилия есть сон", - говорил Лев Толстой.
Воспитание нравственных убеждений требует не просто запоминания правила, но и их осмысления в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность, которая характеризуется интересом и интеллектуальными умениями.
·
Сложно предсказать воспитательный эффект уроков литературы по нравственному воспитанию, но главное будет сделано - брошено "зерно", которое, возможно, даст и скромный урожай нравственных поступков, но зато уменьшится количество безнравственных, и жизнь наша в целом станет чище.
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Я остановлюсь подробнее на уроках самостоятельного чтения и на их реализации в кружковой деятельности в рамках эксперимента.
Связь классного и внеклассного чтения, школьного и дополнительного образования – основной организационный принцип, на котором базируется данная система. Эта связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание и даже форму. Самостоятельное чтение учащихся позволяет мне наметить систему работ творческого характера, подготовку к которым я начинаю заблаговременно, хотя проверку некоторых из них, как правило, отношу на более позднее время (на кружковую работу). Написать письмо герою, сформулировать нравственные уроки, которые преподносит писатель, составить “свой” сборник избранных стихов поэта, написать вступительную статью к нему, дать интерпретацию одного из стихотворений, написать отзыв, рецензию, эссе, придумать афишу к пьесе, подобрать 1-2 эпиграфа к теме урока – далеко неполный перечень творческих заданий к урокам.
“Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество”, - писал Гельвеций. Поэтому, предлагая книгу для исследования, я всегда думаю, что она может дать детскому чувству и уму, о чем подумает, что почувствует ученик, когда прочитает ее. Стремлюсь к тому, чтобы произведение соответствовало возрасту ребят, складу их ума, их желаниям, чтобы оно была понятно, доступно, интересно, вошло в душу и в память. В наше очень не простое время, когда попраны такие испокон веков присущие русским людям качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, именно мы, учителя-словесники, должны развивать их в ребенке. А поможет нам в этом бесценный источник знаний, интеллектуальный наставник и спутник человека, чудо, имя которому, - книга. А в рамках эксперимента и допобразования это оказалось намного быстрее и интереснее. Я стараюсь, чтобы ребята хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Ш.Монтескье: “Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы”.
Нашлось и произведение, связавшее разновозрастные группы (5, 6 и 11 классы) – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
ПОШАГОВАЯ РАБОТА: АЛГОРИТМ
ШАГ ПЕРВЫЙ: объявление и самостоятельное чтение, выписать в тетрадь фразы, особенно запомнившиеся во время прочтения книги; написать творческую работу “Словесный портрет Маленького принца”, «Уроки Маленького принца».
ШАГ ВТОРОЙ: обсуждение вопросов на воспитательных часах в группе продлённого дня.
Вот эти вопросы (десять вопросов десять дней):
1. «...все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит».
Для чего взрослым помнить, как они были детьми?
2. «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету». Как ты сам приводишь в порядок свою планету?
3. «...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...»
Что делаешь ты, когда тебе грустно?
4. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь и о ком заботишься ты?
5. «...суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
За что ты судишь себя сам?
6. «Среди людей тоже одиноко».
Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?
7. «У них (людей. Авт.) нет корней это очень неудобно». Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?
8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Что это самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
9. Чему научил вас Маленький принц?
10. Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?
Десятый вопрос был темой домашнего сочинения-сказки.
ШАГ ТРЕТИЙ: уроки литературы и грамматики нравственности.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ: театральная постановка.
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ В РАМКАХ ГЭП И ДОПОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА:
Найти песни и минусовки:
Песня “Как ты там, малыш” ,грамзапись песни «Нежность» Н.Добронравова, А.Пахмутовой; магнитофонная запись мелодии песни «Маленький принц» М.Таривердиева; рисунки школьников; словарь произведения; портреты Экзюпери;
ксерокопии увеличенных фотографий песков Сахары, самолёта, на котором летал писатель.Плакаты: “Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их”; “...Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил”; “Зорко одно лишь сердце”; “...И сразу же приведи в порядок свою планету”; “Надо судить не по словам, а по делам”; “Тогда суди сам себя. Это самое трудное...», Кто хочет иметь друга без недостатков, тот останется без друзей.( Древнегреч.философ Биас ), «Человек, который любит, видит в жизни куда больше красоты, чем тот, кто не любит», «Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слёзы»( Э.Л.Войнич), «Мы несчастливы оттого, что никому не делаем счастья».
Найти стихотворения:
“Душа обязана трудиться”. Н. Заболоцкий.
“Лечите душу ощущениями” О. Уайльд.
Вероника Тушнова Море мое пустынно
Сильва Капутикян Да, я сказала «уходи»,
Написание сценария.
ШАГ ПЯТЫЙ: СЛАЙД-ШОУ ИЛИ КИНОРОЛИК «Завещание Антуана де Сент Экзюпери нам, потомкам»
«Маленький принц» - Книга Мудрости
под музыку песни «Нежность» (минусовка) (на фоне неба и звёзд всплывающие фразы)
ГАРМОНИЯ МЫСЛЕЙ И ПОСТУПКОВ
КОДЕКС ЧИСТОЙ МОРАЛИ
. «... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки»
«...все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит».
«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».
У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
И.И.Ландо.
«...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...»
«...суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Среди людей тоже одиноко».
«У них (людей. Авт.) нет корней это очень неудобно».
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Что это самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
Чему научил вас Маленький принц?
Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?
Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.
Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.
Надо уметь быть верными в любви и дружбе.
Нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу.
Каждый человек в ответе не только за свою судьбу
УРОКИ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА
– Надо быть точным, ценить время другого, не терзать его сердце напрасными тревогами.– Мало быть красивым, надо быть не пустым.– Приносить людям пользу, делать добро.– Ценить дружбу.– Быть верным слову.– Прощать слабости взрослым, быть к ним снисходительными.
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит.
ШАГ ШЕСТОЙ: ИТОГИ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СКАЗКИ» (11 класс), СОЧИНЕНИЯ (5,6,11 кл.), ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (5,6 кл.), СТИХИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ (6 кл.).
– Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому.Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то, в безвестном уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.Взгляните на небо и спросите себя: “Жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек съел ее?” И вы увидите, все станет по-другому
Барсонидзе Лия, 6 класс:
Мудрость детства.
Детям доверены глубокие тайны,
Те, что и взрослым понять не дано.
Детству отведены узкие рамки,
Взрослые вышли за пределы давно.
Часто так дети задаются вопросом:
«Почему взрослым их не понять?»
Дело не в возрасте, дело в желаньях,
Их научились «отцы» приручать.
Нам суждено оставаться младенцами,
Лишь до тех пор, как иссякнут мечты.
Знания детством, так нежно дарованные,
Не упусти, не упусти!
Денисенко Арина, 6 класс:
Мудрость детства
«Мудрость детства», - как это? Сейчас я попробую ответить на этот вопрос. Каждый ребенок мечтает стать взрослым, каждый взрослый в некоторых случаях хочет быть ребенком. Когда у детей возникают проблемы, они идут к родителям и просят помощи. Взрослые люди должны делать всё сами. Эти два возраста можно сравнить с цветком. Когда появляется бутон, цветок живёт в своём зелёном домике и ничего его не тревожит, но когда бутон распускается, его треплет ветер, мучат жара и вредители. Цветок не может защититься, у него нет того зелёного домика.
То, что дети считают страшной трагедией, для взрослых пустой звук. То, что взрослый считают интересным, детям непонятно. У взрослых и детей разные понятия о жизни, разные интересы, вкусы.
Я думаю, что мудрость детства - это когда понимаешь взрослых людей, а они понимают тебя. Не стремись взрослеть, побудь ребенком. Мечтай, радуйся каждому новому дню и всё будет хорошо. Поверь мне. Так было и будет всегда.
Рисунок 1Рисунок 4D:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\ФОТО\Школа\11 А 2009\x_d9aba394.jpgРисунок 2D:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\ФОТО\Школа\11 А 2009\x_06cfc26268.jpgРисунок 7Рисунок 5D:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\ФОТО\телефон\фото с уроков\Фото030-1.jpgРисунок 16D:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\мои документы\ФОТО\Школа\317-2009\YCHIT 2009\Scan1.JPGРисунок 17D:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\мои документы\ФОТО\Школа\317-2009\YCHIT 2009\DSC_0023.JPGт