Разработка Требования к оформлению технологических карт
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАССНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Требования к оформлению технологических карт
Студентки Ш-42 группы
Кондратенко Елены
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск 2017г.
От конспекта урока к технологической карте.Технологическая карта урока- это новый видметодической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.Обучение с использованием технологической карты позволяет организоватьэффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.Структура технологической картывключает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.Технологическаякарта позволитучителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Преимущества технологической карты:использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);обеспечивается повышение качества образования.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.Проектирование современного урока.«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет».Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этогопервого этапа будетопределение типаурока.Из этого будут вытекать цели урока.Постановка целей,в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.Планирование результатов обучения–третий этап проектирования урока.Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этотчетвертый этап проектирования– определение начальных условий–позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого достаточно задать уже известные вопросы, отвечая на которые, надо учесть психологические и социометрические характеристики класса:
нужно ли мне вводное повторение в начале урока; буду ли я сообщать ученикам начальные условия или это целесообразно поручить им самим?
нужно ли явно формулировать промежуточные задачи?
следует ли решения промежуточных задач дать готовыми?
Выбор метода обучения– пятый этап проектирования урока.Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтомушестой этап проектирования урока –отбор подходящей организационной формы обучения.При этом формы и методы независимы. Это значит, что при выборе организационной формы необходимо ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры. Затем следует ответить на следующие три вопроса:
косвенный или организованный характер будет носить деятельность по воспитанию и развитию?
каким должен быть информационный режим (т.е. как будут меняться во времени информационные потоки)?
обрабатываемая дидактическая единица является укрупненной (т.е. предполагается ли задействование взаимно обратных мыслительных операций) или ограниченной?
Ответы на эти вопросы дают формулу нужной организационной формы обучения.Разработка структуры урока– это важнейший седьмой этап проектирования.На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы.На восьмом этапепроектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.Девятый этап –содержательное наполнение урока.Здесь формируются тексты: что рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты можно сделать отдельными модулями, на отдельных листах. Их при необходимости можно легко заменить.Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер применения выбранных средств. На этом завершаетсядесятый этап проектирования урока –отбор средств обучения.Одиннадцатый этап –обдумывание организационной схемы урока:кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.Аккуратное исполнение этих этапов позволяет учителю спроектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок.Двенадцатый этап –подбор или изобретениеподходящихприемов педагогической техники.Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.Тринадцатый этап связанс имиджем урока.Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя – от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение. Маркировка модулей должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока, чтобы их поиск в реальном времени не превратился в посмешище. Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.Наиболее эффективные формы, методы, средства обучения на уроках математики в условиях перехода на ФГОС ООО
Формы обучения урок с использованием деятельностного способа обучения
практикум
исследования
конференции
семинары
дискуссии
интеллектуальные, деловые и ролевые игры
Методы обучения проблемное изложение
словесно-наглядный
исследовательский
Формы деятельности групповая
коллективная
Средства обучения общеучебное интерактивное оборудование (интерактивная доска)
современные УМК с электронными учебниками и интерактивные пособия
цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР)Единой коллекции цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru.
В связи с введением ФГОС ООО задача учителя математики состоит в том, чтобы создать условия практического овладения математикой для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.Для эффективной реализации урочной деятельности при проектировании уроков математики используются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика , использование новых информационных технологий. Работа на уроках с Интернет-ресурсами наиболее актуальна. Они помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.