Внеклассное мероприятие по биологии на тему БЕЗ ПТИЦ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ (5-9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малоархангельского района «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ
«БЕЗ ПТИЦ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»
Учитель Трошина С.Н.
д.Вторая Ивань2015 год
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«БЕЗ ПТИЦ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»
Цели: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека развивать экологическую культуру и творческий потенциал школьников, осуществлять эстетическое воспитание; повышать интерес к природе родного края; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: мультимедийное сопровождение мероприятия, детские рисунки птиц.
Ход мероприятия:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Ведущий: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.
Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.
Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.
Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись?
(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)
Какую пользу приносят птицы людям?
(За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)
1.ПЕРВЫЙ КОНКУРС - «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД». (Приветствия команды готовят заранее).
Слово для приветствия предоставляется команде «ЛАСТОЧКИ»
Всем привет, вам, господа! Прилетели мы сюда,Вы, конечно, тут как тут, «Ласточками» нас зовут.Мы крылатая команда,Мы команда хоть куда,В школе мы своей играем,Вот теперь пришли сюда.Мы соперников уважим,Дружно будем мы играть.Цель у нас совсем простая – Наши знанья показать.А в итоге мы получшеБудем все о птицах знать.
Слово для приветствия предоставляется команде «ИВОЛГА»
Орешек знаний твёрд,Но мы не любим отступать!Клуб любознательных играет,На поединок вызываетКоманду «Ласточек» - Команда «Иволга».Иволга – это:интеллектуальная,весёлая,очень любознательная,готовая игратькоманда.Наш девиз: «Не унывать, вышеГолову держать!
2.ВТОРОЙ КОНКУРС – «БЛИЦТУРНИР».
Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.
Вопросы для блицтурнира:
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
3. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
6. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)
7. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)
8. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)
9. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)
10. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
11. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
12. Ползающие птицы? (Поползень.)
12. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)
13. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)
14. Кто такой лесной петух? (Глухарь)
15. Какая птица может ходить под водой, а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь? (Оляпка)
16. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)
17. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)
18. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
19. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается
20. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
21. Какая птица выше всех летает? (Орел)
22. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. Какие же государства поместили орла на свои гербы? (Россия, Польша, США).
23. Каких птиц можно увидеть на звездном небе?
24. Какие птицы выводят птенцов в дождь? (Лебеди)
25. Назовите птицу, которая может спать во время полета? (Аист)
26. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями. (Гадкий утенок, Дики лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)
Молодцы!
3.А мы продолжаем: следующий КОНКУРС: «БАРОМЕТРЫ ПРИРОДЫ»
По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают, та команда побеждает, которая назовет больше правильных ответов.
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
14. Днём сова кричит. (К дождю.)
4.СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС: «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)
А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше».
Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц.
Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.
Закончился «конкурс Капитанов», оба капитана проявили свою сноровку и сообразительность. Молодцы!
5.«КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ» Представитель каждой команды с завязанными глазами рисует на доске гуся (лапы, голова, крылья и т.д.)
6. «НАЙДИ СХОДСТВО»Необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает ее с объектом, указанным в вопросе. Что общего между: 1) Сорокой и ювелиром? (сорока так же любит блестящие вещи) 2) Совой и человеком? (бинокулярное зрение) 3) Колониальными птицами и колхозным рынком? (Многие колониальные птицы живут “птичьими базарами”. Колхозный рынок в простонародье также называется базаром). 4) Ремезом и варежкой? (Гнездо ремеза похоже на варежку: оно плетется из ивового пуха и очень теплое). 5) Иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки) 6) Зимородком и мышью? (Оба живут в норах) 7) Голубями и конфетами? (Птичье молоко) 8) Глухарем и кукурузными палочками? (Зимние экскременты глухаря похожи по форме на кукурузные палочки).
7. «ПТИЧИЙ ПОДИУМ»
Командам предстоит изобразить «походку» птиц. Команда – соперник должна узнать птицу (оценивается и артистичность и быстрота угадывания птиц).
(Страус, индюк, воробей; павлин, цапля, утка.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Использованная литература:
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
Ильичев В. Д. (ред.). Фауна мира. Птицы. — М., Агропромиздат. 1991.
Михеев А. В. Биология птиц. — М.: «Цитадель». 1996.
Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
Интернет – ресурсы.