Авторская статья по психологическим аспектам формирования учебной мотивации у обучающихся
Психологические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у студентов
Проблема формирования учебной мотивации у студентов является, без преувеличений, одним из краеугольных факторов формирования компетентного и конкурентноспособного специалиста. Для педагогов, мастеров, преподавателей, имеющих опыт, или работающих на данный момент в средних профессиональных образовательных учреждениях или в высших учебных заведениях не является секретом тот факт, который мы в бытовом смысле привыкли называть фразой «не хочет учиться». Действительно, огромная доля работы образовательных учреждений направлена на формирование этой самой учебной мотивации. Однако, вполне очевидно, что данная проблема сохраняется по сей день.
Для наиболее полного понимания данной проблемы мы должны понимать, что учебная мотивация является лишь средством достижения индивидом цели. И здесь необходимо различать, что у индивида, студента, в нашем случае, возможно две цели: 1) Получение специальности как прохождение очередного жизненного этапа, требуемого социумом; 2) Развитие своих профессиональных навыков и компетенций для успешного и полноценного существования в этом мире. Как Вы понимаете, разница между этими двумя возможными целями в том, что в конечном итоге хочет получить молодой человек: в одном случае, получение специальности – это формальность, субъективно ему не нужная, но необходимая, так как это требование окружающих, или в другом случае – если субъективно, специальность – очередной и необходимый элемент в мозайке становления нужным и важным обществу профессионалом.
Здесь необходимо обратиться к так называемому «жизненному плану», который, естественно, существует у каждого из нас. Жизненный план – это понимание индивидом конкретных этапов личностного самоопределения, и необходимое для этого полагание целей относительно будущих желаемых событий, с учетом профессиональных и личностных особенностей индивида.Поэтому, если мы говорим о низкой учебной мотивации в целом – имеет смысл попытаться оценить именно этот жизненный план студента. Какие цели он перед собой ставит? Для чего? Каким образом он хочет их достигнуть? Это те вопросы, которые определенно стоит задать при общении с «немотивированным» обучаемым.
На основе личного опроса автором данной статьи студентов СПО и учащихся старших классов школ, из чуть более чем 100 человек, примерно 30% не имеют иного жизненного плана, кроме как выполнение требований родителей или опекунов. Наиболее распространенный среди них ответ на вопрос «Для чего ты получаешь образование?» - «Потому что родители так хотят». При этом, дальнейшие жизненные планы подобного учащегося не распространяются далеко за пределы получения индивидом аттестата об окончании школы или диплома о получении образования, и как правило, носят весьма аморфный и размытый характер.
Далее, примерно половина опрошенных видят в получении образования другие возможности: отсрочка от службы в армии, упрощенная процедура поступления в ВУЗ, учеба вместе с друзьями, знакомство с новыми людьми и т.д. Их представления о собственном будущем, впрочем, более оптимистично, хотя и не лишено наивности: у них присутствует стойкая уверенность в том, что у них в жизни все сложится весьма неплохим образом, что они без проблем найдут хорошо оплачиваемую работу себе по душе, будут иметь неплохой достаток, семью, иметь достаточное свободное время для собственных нужд и интересов. Стоит, однако, отметить, что в жизненном плане этих опрошенных есть очевидная, зияющая дыра между моментами получения диплома и достижения описанной выше цели. Иными словами, опрошенные данной группы не могут сформулировать или предположить, что от них будет требоваться на рабочем месте, плохо понимают как функционирует система конкуренции на рынке труда, и какие конкретно шаги необходимо предпринять для реализации условий, необходимых для достижения собственной цели.
Оставшаяся часть опрошенных, как Вы понимаете, вполне четко видит свое место в этом мире, имеет конкретные планы и шаги для достижения поставленных целей. В общении с ними ощущается, что намеченная цель ими будет, не просто достигнута – со временем будет поставлена цель еще более высокая.
По мнению Л.С. Выготского, жизненный план возможен лишь тогда, когда человеком вместе с будущими целями планируются и способы их достижения, а проводится регулярная оценка собственных субъективных и объективных ресурсов. Исходя из этого, мы должны понимать, что причины низкой мотивации учащихся лежат не в лени, или стремлении к проведению разнообразных форм досуга, а в элементарном непонимании либо собственных приоритетов, либо способов их достижения, либо в неадекватной оценке себя и своих возможностей и ресурсов. Поэтому, задачей педагогических коллективов (не отдельных педагогов, именно коллективов) должно стать не простая передача знаний от человека «А» к человеку «Б», а помощь в формировании жизненных приоритетов студента или ученика, и демонстрация пользы получения знаний и навыков в образовательном учреждении. Естественно, это во многом зависит от личностных и, во многом, коммуникативных компетенций педагога, а так же специфики преподаваемого им предмета, и поэтому в данной статье упоминается требование о помощи в формировании жизненных приоритетов студентов обращено именно к педагогическим коллективам в целом.
В общем и целом, исходя из написанного выше, необходимо планировать воспитательную и педагогическую деятельность исходя из целеобразующих возможностей студентов и учеников. И для реализации данной цели рекомендуется включить определенный комплекс мероприятий, таких как: регулярная профориентация педагогом-психологом образовательного учреждения; проведение классных часов, посвященных выбору профессии, или актуальности уже выбранной специальности; проведение классных часов с элементами деловой игры, направленных на осознание учащимися своих возможностей и способов их применения; индивидуальные беседы с учащимися для помощи им в «заполнении пробелов» их жизненных планов; организация встреч с профессионалами из различных областей; проведение общих массовых мероприятий, таких как фестивали, выставки и т.д., посвященные различным профессиям и их тонкостям;
Здесь, в общем-то, нет особых ограничений по типу и характеру проводимой работы, и целеобразующая деятельность с учащимися во многом может зависеть от особенностей педагогов, или педагогических коллективов в целом. В будущем, автор данной статьи планирует поделиться своими наработками и опытом в проведении подобной деятельности, но необходимо понимать важность обмена опытом по уже существующим или даже планируемым наработкам между всеми педагогами нашей страны – ведь перед нами стоит общая цель, и каждый из нас должен выбрать тот путь, который поможет ему эту цель достигнуть.
Данную статью подготовил
Педагог-психолог политехнического отделения
ГБПОУ Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Алексеев Александр Сергеевич
Список использованной литературы:
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер.
Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М.: Наука, 1988.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Издательство «Питер», 2000.