Рабочая программа элективного курса Психология и выбор профессии для 9 класса



Рабочая программа элективного курса для 9-х классов«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
на 2014/2015 учебный год
учитель: Бекмухамбетова а.А.
Оренбург.
2014
Пояснительная записка
Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом).
Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения.
Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.
В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:
Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Организация работы.
Занятия проходят в виде урока, один раз в неделю, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения и практическими навыками принятия решения и т.п.
Особенности роли учителя.
Учитель должен быть фасилитатором, т.е. проводником информации, необходимой для личностного и профессионального роста учащегося.
Для учителя должно быть важным, в первую очередь, развитие личности ученика.
Эффективность усвоения курса следует оценивать по сформированности у учеников способности к осознанному выбору профессии.
Прогнозируемые результаты обучения. Приобретаемые навыки детей.
Учащиеся получат представления:
- о своих возможностях;
- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;
- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;
- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
- о различных профессиях, относящихся к определённому типу
- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии
- «о профессиональной пригодности»
- «о личном профессиональном плане»
Учащиеся получат опыт:
- самопознания;
- принятия решений;
- преодоления поведенческих стереотипов;
- работы с тестовым материалом;
- межличностного общения в группе;
- выявления направленности профессиональных интересов
- знакомства с правилами грамотного выбора профессии
- проведения интервью
Учащиеся научатся:
- адекватно оценивать себя;
- адекватно реагировать на собственные эмоции;
- навыкам социально приемлемого поведения;
- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности
- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие
- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить
их со своими возможностями
- правильно составлять личный профессиональный план
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
Технологические особенности.
Желательно мультимедийное сопровождение курса:
компьютер, медиапроектор, экран, множительная техника.
Это позволит учителю презентовать необходимый теоретический материал,
размножать тестовый материал и стимулировать познавательную активность в ходе проведения занятий.
Количество часов: 35часов в год.
Режим проведения занятий:
продолжительность занятий – 45 минут (1 раз в неделю).
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система. Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:
- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);
- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
- овладение навыками рефлексии, самоанализа;
- активная позиция во время занятий.
В конце каждой четверти проходит семинарское занятие по теме.
Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Методическое обеспечение:
1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся
Календарно-тематическое планирование курса
«Психология и выбор профессии»

п\п № Тема урока Цели урока Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание. Дата
1 1 Что я знаю о своих возможностях
Самооценка и уровень притязаний Мотивировать на прохождение курса; дать понятие о самооценке как о приборе самопознания Методика Куна «Кто Я» Сделать конспект на тему «Психология успеха и карьерного роста» 2 2 Темперамент и профессия. Определение темперамента Исследовать тип темперамента, указать на достоинства и ограничения каждого темперамента при выборе профессии Модификация личностного опросника Г. Айзенка Завести справочник профессий.
Профессии на букву А 3 3 Чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект Познакомить с теорией дифференциаций эмоций К. Изарда. Привлечь внимание к современным исследованиям по психологии карьерного роста http://www.eq-rating.ru/index/teorija_po_ehmocionalnomu_
intellektu_dlja_
rukovoditelej/0-6 Пройти тест по ссылке http://www.eq-rating.ru/index/praktika_po_ehmocionalnomu_
intellektu_dlja_
rukovoditelej/0-7 4 4 Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Как стать оптимистом. Раскрыть природу негативных эмоций. Обучать способам преодоления стресса http://becmology.ru/blog/warrior/emotion01.htm
презентация «Стресс. Виды стресса»
А.Грецов «…. Профессии на букву Б 5 5 Психическая саморегуляция Обучать практическим навыкам психической саморегуляции http://www.elitarium.ru/2012/06/22/navyki_samoreguljacii.html Профессии на букву В 6 6 Уровень внутренней свободы Исследовать уровень внутренней свободы Модификация методики УСК Профессии на букву Г 7 7 Психические процессы (память, внимание, мышление). Их роль в профессиональной деятельности раскрыть сущность понятий «память», «внимание», «мышление» и показать влияние протекания
данных психических процессов на профессиональное становление личности. Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения. Зуева Ф. А
http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-pomehoustoychivosti Профессии на букву Д 8 8 Основные виды мышления. Как развить мышление. Раскрыть сущность понятий «продуктивность», «оригинальность» мышления. Обучать способам развития мышления
http://www.bibliotekar.ru/основные виды мышл.
http://vsetesti.ru/256/Игры для ума
http://gzomrepus.ru/exercises/production/971/
тест на интеллект http://vsetesti.ru/do/?test=503Подготовиться к семинару 9 9 Семинар «Влияние психологических характеристик на выбор профессии» Профессии на букву Е 10 1 Что я знаю о мире профессий
Классификация профессий. Признаки профессии Познакомить с принципом классификации профессий http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/50.htm классификация профессий
http://brainmod.ru/tests/klimovs-types/
http://spravochnikprof.
narod.ru/klimov.html Профессии на буквы Ж иИ 11 2 Определение типа будущей профессии Исследовать тип будущей профессии Методика Климова «ДДО» Профессии на букву К 12 3 Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определить формулу будущей профессии Модификация методики Н.С. Пряжникова Профессии на букву Л 13 4 Интересы и склонности в выборе профессии Определить профиль дальнейшего обучения Методика «Профиль» Профессии на букву М 14 5 Определение профессионального типа личности. Определить тип личности Модификация методики Дж. Голланда Профессии на букву Н 15 6 Профессионально важные качества Провести обсуждение по соотнесению типов профессий и ПВК Профессии на буквы О и П 16 7 Профессия и здоровье Оценить состояние здоровья Методика «Мое здоровье» Профессии на букву Р 17 1 18 2 19 3 20 4 21 5 22 6 23 7 24 8 25 9 26 10 1 Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
2 Способности к интеллектуальным видам деятельности ноябрь Знакомство с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями; Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого учащегося.
3 Способности к профессиям социального типа ноябрь 4 Способности к офисным видам деятельности ноябрь 5 Способности к предпринимательской деятельности декабрь 6 Артистические способности декабрь 7 Уровни профессиональной пригодности декабрь 8 Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». декабрь 9  Семинар «Профессиональная пригодность» декабрь 4 четверть. Планирование профессиональной карьеры (9 часов) декабрь 1 Мотивы и потребности
2 Ошибки в выборе профессии январь Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого учащегося; Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека.
3 Современный рынок труда январь 4 Пути получения профессии январь 5 Навыки самопрезентации февраль 6 Стратегия выбора профессии февраль 7 Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». февраль 8  Защита проекта «Моя будущая профессия» февраль 9 Защита проекта «Моя будущая профессия» март Всего: 36 часов март март Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека; Анализ рынка труда и образовательных услуг; Развитие умения планировать свою профессиональную карьеру, навыков самопрезентации .
апрель апрель апрель май май май май май Содержание занятий
1 четверть. Что я знаю о своих возможностях - 9ч.
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.
Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.
Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».
Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-1ч.
Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.
Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.
Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».
Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.
Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».
Урок 5. Определение типа мышления - 1ч.
Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.
Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».
Урок 6. Внимание и память - 1ч.
Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.
Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Урок 7. Уровень внутренней свободы - 1ч.
Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.
Практическая работа. Анализ ситуаций.
Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».
Урок 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» - 1ч.
Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.
Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.
Урок 9. Семинар "Влияние психологических характеристик на выбор профессии" – 1 ч.
Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
2 четверть. Что я знаю о профессиях - 8ч.
Урок 10. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.
Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек - знаковая система» «человек-художественный образ».
Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».
Урок 11. Определение типа будущей профессии - 1ч.
Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.
Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».
Урок 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессий - 1ч.
Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».
Урок 13. Интересы и склонности в выборе профессии - 1ч.
Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.
Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».
Урок 14. Определение профессионального типа личности - 1ч.
Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.
Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».
Урок 15. Профессионально важные качества личности - 1ч.
Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».
Урок 16. Профессия и здоровье - 1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.
Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).
Урок 17. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» - 1ч.
Модель будущей профессии. Самоанализ.
Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.
Урок 18. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.
Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
3 четверть. Способности и профессиональная пригодность- 8ч.
Урок 19. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. - 1ч.
Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.
Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).
Урок 20. Способности к интеллектуальным видам деятельности - 1ч.
Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).
Урок 21. Способности к профессиям социального типа - 1ч.
Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».
Урок 22. Способности к офисным видам деятельности - 1ч.
Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.
Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).
Урок 23. Способности к предпринимательской деятельности - 1ч.
Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.
Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».
Урок 24. Эстетические способности - 1ч.
Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.
Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».
Урок 25. Уровни профессиональной пригодности - 1ч.
Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.
Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).
Урок 26. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность - 1ч.
Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.
Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.
Урок 27. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
4 четверть. Планирование профессиональной карьеры - 8ч.
Урок 28. Мотивы и потребности - 1ч.
Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.
Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.
Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».
Урок 29. Ошибки в выборе профессии - 1ч.
Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.
Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».
Урок 30. Современный рынок труда - 1ч.
Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.
Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».
Урок 31. Пути получения профессии - 1ч.
Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.
Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».
Урок 32. Навыки самопрезентации - 1ч.
Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.
Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».
Урок 33. Стратегия выбора профессии - 1ч.
Правильный выбор профессии: «хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.
Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».
Урок 34. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» - 1 ч.
Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.
Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.
Урок 35-36. Защита проекта «Моя будущая профессия» - 2ч.
Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Рекомендуемая литература
Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма, М.: МПСИ, 2006.
Веллер М.И. Все о жизни, АСТ Москва, 2010.
Дружинин В.Н. Варианты жизни. Питер, 2010
Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, Феникс, 2012
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 2012.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Академия, 2007.
Мазлиш Э., Фабер А., Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили, Эксмо-Пресс, 2011.
Прихожан А.М., Психология неудачника, Питер, 2009.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: МОДЭК, МПСИ, 2010
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация: Учебное пособие, М: Академия, 2008.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М: Генезис, 2005.
Резапкина Г.В., Отбор в профильные классы, М.: Генезис, 2006.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006.
Фопель К., На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М.: Генезис, 2008.
Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М.: Просвящение, 2008.
Яровицкий В.А. Мой первый учебник по психологии. М.: Феникс, 2012.