Разработка классного часа Семья и семейные ценности (7 класс)
Тема классного часа «Семья и семейные ценности»
Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.
Задачи:
375666055245раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага. Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Слайд 3
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех видеть. У меня сегодня отличное настроение. Мне так хочется поделиться им с вами! Для этого сделаем небольшое упражнение. Слайд 3
4456430-635Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
(подайте руку соседу и пустите по классу искорку отличного настроения)
2. Введение в тему
Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?
Что делает вас счастливыми?
(высказывания ребят)
Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из перечня на доске. Слайд 4
(Для этого один учащийся выходит к доске, работает с презентацией, остальные помогают с места)
1. сочувствие 2. вежливость 3. жадность
4. хозяйственность 5. оптимизм 6. лицемерие
7. лживость 8. нежность 9. лень
10. хвастовство 11. зазнайство 12. грубость
А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся. Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
(Ответ - СЕМЬЯ)
Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.
3. Работа с темой
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? Слайд 6 (Высказывания ребят)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников» (запись на доске)
Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.
(Высказывания ребят)
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? Слайд 5
(Предположения)
***
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
385826052705И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником)
449072022860Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
Почему именно семь?
(Предположения)
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.
(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков (Приложение 1). Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на лист белой бумаги)
А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.
(Прикрепляем ромашки на магнитную доску)
Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.
Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?
(Высказывания ребят)
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
Слайд 6
Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас поделиться на команды (2-4 в зависимости от наполняемости класса) и попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.
В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.
Не будет / добра, / коли в семье / вражда.
Семья / без детей, / что цветок / без запаха.
Родители / трудолюбивы, / и дети / не ленивы.
(На доске выведены части пословицы. Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)Слайд 7
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Слайд 8
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?
(Высказывания ребят)
-12700128270
Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания ребят)
Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей.
Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?
(Высказывания ребят)
Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.
Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?
(Высказывания ребят)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.
Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания ребят)
Слайд 9
Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.
У кого из вас есть такая традиция?
(Ребята поднимают руки)
В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.
Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?
4041775154305(Высказывания ребят)
Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.
Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?
(Высказывания ребят)
Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.
Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.
Слайд 10
(На доске перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)
Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.
Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?
(Высказывания ребят)
Слайд 11
Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.
Итак, семейные ценности
не передаются по наследству;
их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
Слайд 12
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 2) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
36068001003304517390254635038735004893310Что значит для меня моя семья? Конечно - счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень - очень важных. Во-первых, это главное - любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному. Второе - дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца - не напиться. А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится! Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то. Четвертое - терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды... И отогреет солнышком окно. Что инеем заледенело белым. А пятое - ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень. Шестое — уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее .Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным. И наконец, седьмое - чистота Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
378587034290В семье все идет свои чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, а потом прадедушками и прабабушками.
Отсюда можно вынести очень важную обязанность семьи. Только формулировка потерялась в зеркале и никак не выберется. Давайте попробуем ее разгадать. Слайд 12
(Задание на доске: ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ АЗ ДОХУ)Ответ: уход за больными и старыми членами семьи.
Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе». Слайд 13
«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.
- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.
- Что такое могила?
Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?
- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.
Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?
(Высказывания ребят)
Только люди знают своих родственников, помнят их.
Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.
Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая. Слайд 14
В 2008 году в России тоже появился День семьи, который отмечается 8 июля. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Слайд 15
Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.
34810702895601) В дружной, большой и счастливой семье – У братьев семерых есть по сестре.Подберите к замочку отмычку – Сколько в этой семейке сестричек? (одна)2) Два отца и два сына Купили три апельсина.Каждому один достался,Никто без фрукта не остался.Как могло такое быть?Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед, отец и сын)3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть? (да, если хирург – мама мальчика)4) У пятерых учителейЕсть любимый брат Сергей.У Сергея же притомНе сыщешь братьев днем с огнем.Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть? (да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)5) Отца Мэри можно счастливым назвать – Ведь у него дочерей целых пять!Правда, теперь проблема одна – Он забывает их имена!Чичи, Чече, Чача и Чучу,А младшую как называют сестру? (Мэри)
В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
(Высказывания ребят)
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. И в завершении разговора я хотела бы прочесть стих:
***
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Слайд 16
Приложение 1
Раздаточный материал для «семейной» ромашки
2076452603500
13271523050500 13398523050500 11938023050500 17335523050500
16192516446500
13271516446500 13398516446500 16510016446500 17335516446500
16192513271500
19367513271500 13398513271500 16510013271500 17335513271500
16192514795500
13271514795500 13398514795500 16510014795500 12001514795500
10858515621000
13271515621000 -38862067691000
-40259067691000 -38608067691000 -34988567691000 -34925067691000
-41148076263500
-43561082359500 -40132082359500 -38544582359500 -36957082359500
-36576067881500
-43561067881500 -35560067881500 -34734567881500 -36957067881500
-36576068199000
-43561068199000 -40132068199000 -38544568199000 -36957068199000
-36576065405000
-38735065405000 -40132069596000 -38544569596000 -36957069596000
Приложение 2
Раздаточный материал для «радужной» семьи