Организация словарной работы на уроках русского языка в начальном звене в условиях малокомплектной школы


Организация словарной работы на уроках русского языка
в начальном звене в условиях малокомплектной школы
Цель:
- Представление различных приемов организации словарной работы по русскому языку в начальной школе при обучении нескольких классов одновременно.
Задачи:
- повысить уровень знаний учащихся слов с непроверяемыми орфограммами;
- формировать приемы контроля и оценки собственных знаний учащихся;
- развивать орфографическую зоркость учащихся; зрительную, моторную и слуховую память;
- воспитывать умение работать в классе - комплекте, слушать и слышать друг друга.
В связи с переходом на ФГОСТ НОО повысились требования к умениям выпускников начальной школы. Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому формирование орфографической зоркости учащихся, умение писать эти слова без ошибок, грамотно - одна из приоритетных задач, которую я поставила перед собой.
Работу над словарными словами я начинаю уже при обучении грамоте в 1 классе. Упражнения словарно-орфографического характера повышают лексический запас учащихся, а также способствуют формированию грамотности. При изучении гласных я рассказываю с кем «дружат» эти буквы, используя и картинный словарь, и презентации о буквах, и открытки – подсказки. Дети, ещё не умея читать, проговаривают слова на слух по слогам орфографически правильно. А если в классе обучаются одновременно 2 класса, то старшие дети могут быть вовлечены в общую деятельность на этом этапе урока. Знакомство с написанием новой буквы на письме может быть объединено ещё в один общий этап урока, как «минутка чистописания», где для 1 класса прописывание новых элементов или буквы, а для другого класса предварительная работа к знакомству с новым словарным словом, где есть эта буква или сочетание букв. Иногда для детей 2 и 3 класса минутка чистописания включает в себя чередование букв, из которых складывается новое слово для запоминания. Дети сами получают возможность определить это слово.
Знакомство со словарными словами можно проводить разными способами, при этом можно пользоваться методикой учителя - новатора С.Н.Лысенковой, где слова с непроверяемыми орфограммами сгруппированы по темам (явления погоды, одежда, люди, животные, машины и т.д.). Хорошим помощником является и методическое пособие В.П.Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах», которое включает в себя большой практический материал (стихи, загадки, игры со словами, ребусы, пословицы, тексты).
Активная работа самих учащихся при изучении слов с непроверяемыми написаниями является основой в формировании орфографических навыков, где учащиеся сами приходят к выводу, определяют разницу: как произносим - и как пишем. Чем чаще дети будут включать в свою практику «трудные» слова, тем быстрее идёт запоминание правильности написания таких слов. Этому способствуют различные приёмы запоминания: это и хоровое проговаривание, и разучивание стихов-подсказок, песенок - напоминалок, и использование словарика в учебной и игровой деятельности, и умение объяснить образование таких слов, многократные упражнения для применения знаний. Запоминание будет осмысленным в том случае, когда ученики поймут значение изучаемого слова, определят трудность в его написании. При знакомстве с новым словарным словом я использую различные приёмы:
1. Загадка – ответ
Очень сладкий он на вкус, а зовут его… АРБУЗ.
Щиплет уши, щиплет нос, стоит на улице … МОРОЗ и т.п.
2. Вычленение слова или слов из предложения, текста
На улице стоит прекрасная погода. Назовите основу предложения. Что является подлежащим? А где стоит прекрасная погода? и т.п.
32708851250954347210584204890135584203. Отгадывание ребуса
100лица (СТОЛИЦА), Р1А (РОДИНА),
4. Весёлые стихи – напоминалки
Что за «ЛИ»?Что за «МОН»?В звуках нету смысла.Но едва шепнут – Лимон – Сразу станет кисло. (Г.Сапгир)
А вы знаете, что СО?А вы знаете, что БА?А вы знаете, что КИ?Что собаки-пустолайкиНаучилися летать? (Д.Хармс)
Трудные учить словаПомогает нам игра.Петуха назвали «Петя» –Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,Петь не любит, любит мед,
А лисица, посмотри,Очень любит букву... (и)
Чтоб не обиделась корова,И не прокисло молоко,Мы оба этих дружных слова:Напишем в корне с буквой О.
КОНи крикнули «УРА!»,У собаки - КОНУРА!
Вот ЗЕМЛЯ, сказала НИКА,
Получилось – ЗЕМЛЯНИКА!
5.Слово – синоним, или антоним
Друг -… ТОВАРИЩ, томат - … ПОМИДОР, папа - … ОТЕЦ;
белый - … ЧЁРНЫЙ, холодный – ГОРЯЧИЙ, отдых - … РАБОТА и т.п.
6. Картинный словарь (рисунок, картинка, открытка)
АРБУЗ, ЯБЛОКО, ЗАЯЦ
7. Звукозапись (куплет песни) или видеозапись (о ком? или о чём?)
8. Лексическое значение слова
Начальник или руководитель предприятия, учреждения - … ДИРЕКТОР;
Первый день недели - …ПОНЕДЕЛЬНИК; Место, где ты родился – …РОДИНА
Приём пищи утром - … ЗАВТРАК; Человек совершивший подвиг - … ГЕРОЙ
9. Шифровка (наблюдение при написании минутки чистописания)
з@ВоД, о@б@е@д, яяззыыкк, сЕвЕр, и т.п.
10. Ассоциации со словами
69913541275336613541275
10. Игра в «прятки»
Солдат – соль дать;
Горизонт – гори - зонт; Коньки – конь;
Животное – у него живот;
Медведь – мёд ведать;
Лестница – лести; работа – раб
11. Слова схожие по написанию
В субботу идём на субботник; в России русский учим в классе;
12. Цепочка слов с одинаковым началом или концом
Картина – картофель, молоток – молоко, огород – город, работа – рабочий, пшеница – столица – синица - пятница и т.п.13. Ассоциации слов, где «спряталось» одно и то же соединение букв
-оро- сорока, ворона, воробей, корова, корона, город, мороз;
-оло- соловей, колокол, молоко, молоток;
-ара- карандаш, баран, гараж, сарай, каравай и т.п.
14. Гласные сбежали
Змлнк, трмвй, чтврг, трктр, пндльнк …
После знакомства начинается работа над словом: как мы его произносим, как слышим. Вместе с учащимися проводим звукобуквенный анализ, сравниваем произношение, определяем слабую позицию в слове, пробуем объяснить правильное написание. Дети используют различные виды словарей (орфографический, толковый, этимологический), для быстрого запоминания придумываем свою «легенду» к слову. Такая работа на уроке способствует осознанному написанию словарных слов в будущем.
Перед тем как записать слово в тетрадь, мы работаем с сигнальной карточкой записи слова, где буква, которую надо запомнить – пропущена. И дети ещё раз проговаривают слово целиком, называя чётко тот слог, в котором букву надо запомнить. После записи сигнальную карточку переворачиваю, и дети выполняют самопроверку написанного слова. Для одного класса знакомство с новым, а для другого повторение и закрепление, где дети старшего класса активные участники и помощники. Когда на уроке русского языка одновременно идёт словарная работа в каждом классе, то я стараюсь словарные слова объединять по теме, для последующей работы. Это могут быть такие задания: составить предложение так, чтобы оба слова (того и другого класса) или несколько слов были в него включены. Найти, что общего между этими словами (или одна и та же непроверяемая гласная, или одинаковое количество букв, или начинаются с одной буквы, или оба слова – существительные, или прилагательные, или наречия и т.п.)
В течение урока провожу несколько заданий для закрепления написания выученных слов. Зовём в гости «родственников» - однокоренные слова; изменяем слово по падежам. Выполняем различные разборы: по составу, морфологический, синтаксический. Вместе с детьми вспоминаем пословицы или поговорки, где встречаются такие слова, знакомимся с фразеологизмами. После дети ставят карточку с выученным словом в словарный уголок, и ещё несколько уроков обращаются к слову, пока не научатся записывать его грамотно без ошибок.
На своём опыте я убедилась, что такие приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Такая работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.