Конспект урока .ТемаМузыка и литература.Поэты и писатели о музыке и музыкантах 5класс


5класс урок №_________
Тема: «Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах»
... искусства ежеминутно переходят одно в другое,один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.
Ромен Роллан.
Цель.  Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
Задачи урока.
Обучающие:
формирование умения анализировать, сравнивать  музыкальные и литературные произведения;
развитие чувства художественного слова;
знакомство с новыми произведениями искусства;
расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.
Развивающие:
формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
развитие исследовательских способностей;
развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
развитие образного мышления.
Воспитательные:
привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,
определение значимости роли музыки в жизни человека;
воспитание чувства любви к Родине;
воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Оборудование.
Компьютер, видеоряд к музыкальному произведению, видеоряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видеоряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.
Материал для слушания.
Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов  2-я часть «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет зима  – аукает».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята ,давайте представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание. – Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова. Просмотр видео ряда. – Это русский композитор? – Почему вы так решили?(Варианты ответов учащихся). – О чем это музыкальное произведение? – (О России, о Храме, о нашей Родине)
– Как он относится к Родине?(Варианты ответов учащихся: композитор воспевает свою Родину, восхищается ею, любит ее и др.)
– Кто исполнил это произведение? – (Смешанный хор. Музыка звучала без сопровождения).. – Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта. Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.Вы очень много смогли сказать о композиторе Г.В.Свиридове.
(Просмотр презентации о Г.В.Свиридове на фоне рассказа).
– Русский композитор, родился в один из холодных декабрьских  вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову. Затем, будет переезд в г. Курск, где Свиридов начнет заниматься  в музыкальной школе. Здесь сегодня музей и установлен памятник композитору в 2005г. Затем, будет Ленинградский музыкальный техникум, Ленинградская консерватория. Встреча с Д.Д.Шостаковичем.Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами  были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский. Среди этих поэтов есть один, творчество, которого сначала не очень замечал Свиридов. Если бы ни друг Свиридова, который однажды вечером читал стихи этого поэта. Стихи Есенина так потрясли композитора, что он 15 часов подряд сочинял первую часть произведения, которое мы будем слушать, а в течение двух недель Г.В. Свиридовым  будут дописаны остальные девять. Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт. Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.
Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом,точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
Черемуха душистаяС весною расцвела.И ветки золотистые,Что кудри завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.
– (Это стихи С. Есенина, русского поэта.)
. – Вы догадались – это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта? – (Лирические, красивые, выразительные.) – Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят  произведений написано на стихи Есенина у Г.В.Свиридова.Сегодня мы послушаем вторую часть из  «Поэмы памяти Сергея Есенина».Эпиграфом к поэме Свиридов выбрал стихи Есенина: «…более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». – Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр? – (К литературе.) – Что это за жанр этого музыкального произведения? – (Поэма – это большое произведение).– Поэма – это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей.  Вторая часть «Поет зима – аукает!».
Приложение1 на экран– Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово –  «поет».– Знакомо ли вам это стихотворение? – (Знакомо.)– Попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы стали композиторами?– (Учащиеся предлагают разные варианты). – Наверно, стоит начать с внимательного прочтения текста. С «вслушивания» в него. О Свиридове говорили: «Он обладает абсолютным поэтическим слухом». – Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный  образ?– (Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.) – Какие средства вы знаете?
(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)Итак, давайте вслушаемся…
Работа с текстом. <Приложение № 1>.
Поет зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка…
У. –  Какая музыка будет созвучна этим строчкам? … (Зима – образ богатырской силы, мужества, «стозвон» – звон колокола. Это – символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике.Учащиеся предлагают варианты, например:
Характер – тревожный, решительныйТемп – умеренныйДинамика – яркая.Мелодия – скачки, нет плавности
– …Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака…
 – Будет ли изменяться музыка? Как? Учащиеся предлагают свои варианты.
Характер – решительный, но более спокойныйДинамика – яркаяМелодия – более распевная.
-…А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.
– Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?
Варианты учащихся, например:
Темп – более быстрыйМелодия –  развитая, с изгибами, более плавнаяРитм – четкий.
…Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней…
– Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»?
Варианты учащихся, например:
Характер – более мягкийДинамика – тихая, не громкоМелодия – без скачков, протяжнаяТемп – спокойнее.
– …А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.
– Как изменяются образы, как изменяется их характер?
Варианты учащихся, например:
Ритм – четкийХарактер – жесткий, тревожныйМелодия – решительнаяДинамика – яркая, звучит громкоТемп – быстрый.…И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца, яснаяКрасавица весна, красавица весна.
. – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?
Варианты ответов учащихся, например:
Темп – спокойныйДинамика – тихаяРитм – менее четкийЛад – мажор.
– Музыка постоянно изменяется. Как? – (Контрастно).  От яркой динамики до спокойной, изменяется характер. – Кто будет исполнять? – (Смешанный хор) – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?
Давайте вместе попробуем продирижировать.Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.
Слушание второй части «Поет зима – аукает».
– Вы молодцы, очень много вы почувствовали так же как и композитор.
(Выписать на доску: Поэма для хора, тенора и симфонического оркестра)– Музыка дает эмоциональную окраску стихам, придает большую выразительность.Г.В.Свиридов писал: «Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира». – Имеет ли право композитор что-нибудь  изменить как ему хочется? – (Нет.) – Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…» на экранеМы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем?  – (Мастер.) – Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев  написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом  рассказа «Слово о мастере».(прочитать из учебника) – Какое отношение к музыке у  Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку? Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?
Знакомство с рассказом. <Приложение № 2>.
(Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека»)
Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.Человек – возвращает все лучшее. Экран – А чем является музыка для вас?(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…) – В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства? Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни.  Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении...
Вывод.– Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений  из реальной жизни.
Литература, музыка всегдаСоюз искусства и добра,Союз великого, земного,Такого близкого, родногоИскусства. Удрас А.Ф.
– Основная тема  произведений  – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви , к дому, друзьям…*ритмическое упражнение « Во поле береза стояла»
*Упражнение на дыхание, звук А,УПовторение песни «Моя Россия»
подсчитайте
– Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.
Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина и  писателя В.П. Астафьева воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина. Учащиеся будут сопоставлять поэтический текст с музыкальным, обращать внимание на тембровую красочность смешанного хора и симфонического оркестра, на их выразительные возможности.  Еще Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Важно обратить внимание учащихся на то, что не только  поэт помогает музыканту создавать художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее эмоциональностью.
В рассказе «Слово о мастере» В.П. Астафьев обращает внимание на значимость музыки в жизни человека. Автор дает ответ на  вопрос о роли музыки в творчестве поэтов, писателей.
В ходе урока происходит развитие творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображения через «собственное» участие в музыкальной деятельности; решаются разного рода образовательные и воспитательные задачи.
В результате учащиеся приходят к выводу о неразрывности  музыки и литературы, находят общее для двух видов искусства и подчеркивают значимость музыкального искусства для творчества поэтов.
Откровенье вечной красоты
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо.
В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.
Через века дошли до нас прекрасные женские образы: Нефертити, жены египетского фараона, и Афродиты, греческой богини любви; исполненное скорби, одухотворенное лицо Богоматери и таинственно улыбающейся Джоконды. Все они разные. Но каждый из них представляет собой образ-символ красоты на все времена.
CXI в. известна молитва «Аве, Мария». Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего — Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.
«Аве, Мария» (лат.Ave, Maria), «Радуйся, Мария» — католическая молитва к Богородице. Эту молитву называют также ангельским приветствием или angelicosalutatio, так как ее первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, обращенное им к Пресвятой Деве в момент Благовещения.
На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки: Палестрина, И.-С. Баха - Дж. Каччини, Ш. Гуно, А. Дворжак, Дж. Верди. Широко известно произведение «Аве, Мария» Ф. Шуберта на слова В. Скотта.
В православии молитве «Ave, Maria» соответствует Песнь Пресвятой Богородице.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Рассмотрите репродукции, прочитайте молитвы, послушайте и исполните старинные песнопения, романсы, в которых воплощен образ Девы Марии.
Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave, Maria» с музыкой разных композиторов. Что их объединяет? Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов?
Послушайте молитву Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной» П. Чайковского и С. Рахманинова?