Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ

Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты,
добиться идеальной дисциплины.
Но без пробуждения интереса,
без внутренней мотивации освоения
знаний не произойдет, это будет лишь
видимость учебной деятельности.
Тема: Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ.
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка со сложным дефектом. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивации учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий: (слайд3)
гуманное отношение к детям;
удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
обогащение мышления эмоциями, чувствами;
стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
воспитание ответственного отношения к учебному труду.
определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и учителя.
Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как...”, “Это должно быть иначе, потому что...”, “Я думаю, что ...”.
Учебная мотивация детей со сложным дефектом снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети со сложным дефектом прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.
Слайд 4С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:
-активной позиции школьника;
-положительного отношения;
- познавательного интереса.
Слайд 5 Принято выделять три вида источников повышения учебной мотивации:
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности учащегося: требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности.
Личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки..
Слайд 6 Дети, у которых сформирована учебная мотивация на успех не боятся ситуаций, в которых нужно себя проявить.
Основные реакции, к которым прибегает ученик в такой ситуации, следующие:
Обезличивание деятельности.
В школе это проявляется в том, что ученик никакой инициативы на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя – выполнил задание, нет побуждения извне – ждет его. В результате он полностью превращается в объект манипулирования со стороны учителя.
. Отчуждение деятельности.
Школьник признается сам себе: «Эта деятельность мне не нужна, она не моя, и без нее в жизни легко обойдусь, она мне никогда не пригодится».
Отторжение всего того, что связано с этой деятельностью:
учителя («он плохо объяснил материал!»), программы («она всем не дается»), эталонов, применяемых учителем («они несправедливые!»), отметок, которые он выставляет («судит предвзято!»), и т.п.  
Снижение значимости деятельности.
Оно проявляется в том, что формируется отношение к учебному предмету как к не очень нужному. Школьник убеждает себя в том, например, что «и без математики люди могут неплохо прожить».
Как именно формируют на уроках мотивацию к учебе? Начиная работу по данной теме, прежде всего я провела:
наблюдения за учащимися, которые показали, что все дети в классе безразлично относятся к своим достижениям, к неудачам. Не проявляют интерес к наглядным и ярким картинкам, оцениванию своей деятельности
проконсультировалась у школьного психолога получила результаты обследования школьной мотивации, ее рекомендации. Обследования показали, что все дети в классе относятся положительно к школе. Однако они посещают школу в основном из – за интересов связанных с внеучебной стороной. Познавательные интересы сформированы в малой степени.
Как же я непосредственно работать на уроках с детьми ОВЗ?
использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку своим словом, взглядом или прикосновением.
Использовать средство: игровых ситуаций на уроке.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет мне удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.
Очень эффективны в повышении школьной мотивации бывает использование приема: ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, трудового обучения.
загадки слайд 7
ИКТ
Использовать виды стимуляции Слайд 8
Похвала
Заменой похвалы может быть: подарок , что-нибудь веселое и смешное – история, сказка, выдумка, шутка; приятное воспоминание; что угодно – ко времени и к месту.
Моральное поощрение
Ситуация успеха
Вот он, главный воспитательный момент – ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОДОБРЕНИЕ: ЭТО В СЛАЙД 9
Внимание! Очень важно! Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день).

Ты этого хочешь!
Ты это сможешь!
Ты это почти можешь!
Ты сильнее, смелее, умнее,
Ты лучше, чем кажешься!..
Для формирования активности школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечивать ситуацию личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или домики?);
степень сложности задачи (легкая или интересная);
число задач (сколько задач берешься решить одну или две?),
также создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (детей разбить на пары и они выполняют предложенные задания).
Заголовок 1 Заголовок 215