Памятка для педагогов Психологическая поддержка учеников
Рекомендации для педагогов:
Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе.
Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.
Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена.
Формы психологической поддержки:
— Групповые психологические занятия. Цель этих занятий — выработка необходимых навыков.
— Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют в основном личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
— Составление рекомендаций для учащихся и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или застревающих детей). — Индивидуальные консультации родителей выпускников. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.
Составитель:
педагог – психолог МОУ Школа п. ХарпМ.А. Шаган
Март, 2015г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА П.ХАРП
Психологическая поддержка учеников в период подготовки к экзамену
center-15169900Необходимо обратить особое внимание на следующие процедурные моменты.
1) общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.
2) начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.
3) раздача конвертов с материалами экзамена.
4) начало работы: заполнение бланков и т. д.
3. Игра-драматизация также является эффективным методом, обеспечивающим знакомство с процедурой ЕГЭ. С содержательной стороны игра-драматизация представляет собой проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале.
Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ.
Эта цель направлена на преодоление «мифологии ЕГЭ», а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности). Под мифологией в данном случае понимается иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к этому экзамену.
Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене
Даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.
1. Фронтальная форма. В виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.
2. Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка. Работа по формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене строится в несколько этапов.
1. Анализ особенностей учебной деятельности.
— психолого-педагогическая диагностика.
— самоанализ ученика.
— экспертные оценки педагогов.
Выделение «места наименьшего сопротивления. Для ребенка - отличника таким «местом наименьшего сопротивления» может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов.
Проработка мифологии является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.
Основная цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ это «скорая помощь» на основе уже сформированных навыков и функций.
Частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ:
1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ.
2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ.
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для достижения поставленных целей возможны две стратегии деятельности:
— ресурсно-ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;
— технологически-ориентированная стратегия. Ее цель — освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ
Успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с его специфической процедурой (процессуальный компонент готовности).
Для достижения этой цели можно использовать следующие формы работы:
1. Рассказ с последующим обсуждением.
2. Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы.