Урок Игры для успешной адаптации первоклассников.
Коробейникова Вера Сергеевна
Педагог-психолог, ГО КрасноуфимскУрок «Игры для успешной адаптации первоклассников».
Польза детских игр заключается в том, что они развивают: воображение, соображение, память, внимание, позволяют проигрывать бытовые ситуации, служат для прорабатывания эмоциональных конфликтов. Игра развивает волю, ведь зачастую в играх, где требуется стоять не подвижно, даже самые непоседливые дети стремятся выполнить правила игры.
Грамотно организованная игра мобилизует возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Существуют игры разных направлений:
Коммуникативно-интеллектуальные игры развивают у ребенка лидерские качества, логику, речь.
Пишущая машинка.
Взрослый едущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.
Компот.
Участники располагаются в кругу. Их задача – приготовить некий «компот». Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (иди ягоду), который он кладет в «коллективный компот», при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира – ирга, Гена- груша, Лена – лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в «компот» что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать свое имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: Сергей положил смородину, Аня – абрикос, Кирилл – калину, Илья – изюм, меня зовут Антон и я положу в «компот» алычу.Творческие игры позволяют проявить свою уникальность, снимают мышечное напряжение. В них отражаются знания, впечатления ребенка об окружающем мире.
Крокодил.
Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помочью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
Скульптор.
Дети делятся на пары, один из участников – скульптор, другой – глина.
Глина очень мягкий и послушный материал. Участникам задается тема (например, животный)при этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В завершении каждый скульптор представляет свою работу.
Подвижные игры, компенсируют недостаток двигательной активности ребенка, учат общаться в коллективе, способствуют развитию навыков быстрой реакции, находчивости и смекалки.
Зайцы.
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на полу. По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
Смена номеров.
Играющие, становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся, без места становится водящим. (полезно для 1-х классов для изучения цифр)